Все для спорта, все для победы

Начало строительства и финансирования Олимпийских игр в Нагано было положено 8 октября 1992 г., когда Национальный олимпийский комитет сформулировал основную концепцию проведения игр. Именно эти "Игры-98" становятся мостом в XXI век, и их идеология имеет прямой выход на технологию организации крупнейшего спортивного события века ХХ.

Центральный из трех постулатов - мудрость новой эры, единение с природой, мир и дружба - несомненно, носит не только философский, но и экологический характер, что отразилось непосредственно на строительстве олимпийских объектов. Сам замысел и его воплощение во всех сферах проведения Олимпиады призваны создать неординарный имидж игр в Нагано, оставить свой след в истории, поэтому спортивные сооружения для этого прекрасного праздника отличаются применением высочайших технологий и мощных информационных сетей.

Позже Олимпийский комитет развивает стратегические гуманитарные задачи, стоящие перед играми. Это и максимально возможное привлечение зрителей-детей к соревнованиям во всех видах спорта, на всех трассах, к участию в церемониях, что повлекло за собой строительство специального молодежного лагеря. Еще одна из таких стратегических задач - применение энергосберегающих технологий - также была выполнена во всех закрытых помещениях. Но об этом чуть позже. Кроме того, все спортивные объекты построены и подготовлены к эксплуатации ранее чем за год до начала игр.

Фактически старт Олимпиаде был дан заранее, и прелюдией к ней стали международные культурные программы, вдохнувшие жизнь в новые стадионы, треки, трамплины. Таким образом, еще раз, на примере олимпийского движения доказано, как точно глобальные идеологические программы могут трансформироваться в конкретные конструкторско-планировочные решения.

Хоккейный стадион "Большая Шляпа" (он же Стадион А) в Вакасато - первый объект Олимпиады, сданный в эксплуатацию 31 марта 1995 г. местной строительной компанией. Пятиуровневая конструкция (4 наземных и подземный) занимает площадь приблизительно 25000 м 2 . Трибуны стадиона расположены на 3 этажах и рассчитаны на 5000 зрителей. Общая площадь арены - 3900 м 2. Каток на Стадионе А открыт 10 декабря 1995 г. Первыми сверкающий лед опробовали студенты, участники праздничных матчей, уже волнующиеся в преддверии Олимпийских игр. Собственно каток в центре стадиона (60 х 90 м) впервые наращивался методом непрямого замораживания с помощью хладагента на основе аммония до температуры -9 оС, затем заливался водой до тех пор, пока толщина льда не достигла 8 см. Стадион - гордость строителей, температуру льда здесь контролирует компьютер, рабочее состояние обеспечивает лучшее оборудование Японии. А называется Стадион А "Большой Шляпой" из-за очевидного сходства сооружения с головным убором.

История стадиона "Водное крыло" в Хигашивадо (он же Стадион В) началась 12 октября 1995 г. с сотворения молебна о безопасности. На месте стадиона раньше был городской атлетический парк. Силами городской строительной компании к концу сентября 1997 г. комплекс был полностью перестроен. Стадион (13 500 м 2 ) расположился на территории бывшего открытого бассейна. После проведения Олимпиады будет построен новый плавательный бассейн 50 х 25 м, а также бассейн для прыжков воду, оба - в закрытом помещении (то есть планируется круглогодичная их эксплуатация). А сейчас здесь ледяное поле 60 х 30 м и трибуны, рассчитанные на 6 000 зрительских мест.

Сноуборд-парк в Канбаяси. Новый олимпийский вид спорта потребовал от разработчиков трассы творческого и ответственного подхода к проектированию необычного пока объекта. Зигзагообразный спуск спортсменов происходит внутри желоба длиною 120 м, шириной 18 м и глубиной 3 м (уклон 18 о). Этот объект напоминает цилиндр, по всей длине рассеченный надвое, все его параметры утверждены Международной лыжной федерацией. Работа обслуживающего персонала осуществляется с помощью подъемника, рассчитанного на 2 человек. Еще одна трасса для сноубордистов проложена у Шига Коген. Она имеет длинную историю, а теперь получила второе рождение. В последние годы трасса нуждалась в реконструкции, и олимпийские старты как раз ускорили этот процесс. 300 млн йен понадобилось для реализации проекта капитального ремонта. 5 и 14 декабря 1995 г. оба сооружения были приняты Олимпийским комитетом.

Бобслейная трасса "Спираль" в Асакава. Ее строительство также завершилось задолго до открытия игр - 3 апреля 1996 г. "Спираль" расположена на 18 гектарах северо-восточного склона горы, покрытой лесом. Общая длина спуска 1700 м, он насчитывает 15 поворотов, высота по вертикали - 113 м. Трасса рассчитана и построена таким образом, что 10 000 зрителей, расположившись вдоль нее, могут наблюдать за ходом соревнований. Несколько небольших зданий выполняют функции стартового стадиона: два деревянных двухэтажных непосредственно для стартов и одно трехэтажное железобетонное - для наблюдений и контроля. Общая стоимость строительства, начатого в ноябре 1993 г., - 9,3 млрд йен. Трасса уникальна по методу создания ледяного покрова. Это все тот же хладагент - соединение аммония, который подается насосом по трубе, лежащей на дне трека. Впервые в мире применен метод непрямого замораживания, весьма экономичный и экологически более совершенный по сравнению с традиционным. Аммоний не протекает наружу даже при повреждениях трассы. Температура льда контролируется компьютером с помощью 56 датчиков. Если при солнечной погоде она повышается, то автоматически включается охлаждение. Таким образом, высокие рабочие качества льда гарантированы. Предполагается, что уникальный объект будет сохранен и после Олимпиады, он может успешно служить для отдыха и спорта. Летом здесь откроется своеобразный аттракцион: катание на специальных экипажах. Наверное, как и бобслей, это удовольствие не для слабонервных.

"М-Волна" - четвертый объект, стадион для конькобежцев, законченный строительной компанией Нагано уже 21 ноября 1996 г. Верхняя часть здания выполнена из стали, нижняя - из железобетона. Три этажа из четырех находятся над землей, один этаж - подземный. Размеры стадиона очень внушительны - 73 000 м 2. Стоимость объекта, включая земельный участок, - 33,7 млрд йен. Крыша представляет собой подвесную конструкцию с элементами, ламинированными японской лиственницей. По форме строение действительно напоминает волну в виде буквы М, являющейся общей для кириллического и латинского алфавитов. Волна спускается с горы, как бы повторяя рисунок естественного ландшафта. В центре внимания 10 000 зрителей - арена (17 200 м 2) с 400-метровым треком и хоккейным катком 30 х 60 м. Все происходящее можно видеть на двух больших экранах (4 х 9 м). Парковочных мест 910. Конечно, стадион будет использоваться и после окончания Олимпийских игр. Планируемая посещаемость неолимпийских мероприятий - 6500 человек. В Нагано специально создается компания по управлению этой недвижимостью с тем, чтобы организовать многопрофильную работу стадиона в течение всего года. Уже есть предложения о создании тренировочной базы национального уровня, в этом случае можно будет рассчитывать на финансовую поддержку правительства. Стадион открыт с 1 декабря 1996 г. Цена посещений катка для школьников и студентов, согласно идеям олимпийского движения, значительно ниже обычной.

"Белое Кольцо" в Машима - стадион для фигурного катания и конькобежцев-спринтеров. Второй после хоккейного Стадиона А сданный в эксплуатацию объект Олимпиады, этот зал был открыт 29 марта 1996 г., а началось строительство в сентябре 1993 г. Его площадь - 6 гектаров. Трехэтажная железобетонная конструкция имеет сорокаметровую высоту. Прекрасно вписываясь в окружающую среду, стадион напоминает гигантскую каплю, оставшуюся после дождя, что прошел в горах. Тренировочный каток (3500 м 2) расположен в северо-западном направлении от основного. Экспертиза ледового покрытия была осуществлена в декабре 1996 г. На втором и третьем этажах оборудованы трибуны для 3500 болельщиков. Изображение событий на большой и малой дорожках транслируется на два огромных дисплея в двух секторах зала. В будущем благодаря монтажу деревянного напольного покрытия стадион будет использоваться для многих других видов спорта, кроме коньков и фигурного катания. Стадиону уже придумано новое имя, более прозаическое - Белая арена Машима. А пока Олимпиада продолжается, 300 мест на автостоянке ежедневно готовы принять счастливых ценителей грандиозного спортивного зрелища.

18 декабря 1992 г. состоялась церемония открытия двух трамплинов - первых сооружений зимней Олимпиады, подготовленных в Хакуба, районе, предназначенном для будущих лыжных состязаний. В их судьбе приняли участие городские власти, занимающиеся вопросами физической культуры. Префектура приняла решение о расположении двух трамплинов - 90- и 70-метрового - почти параллельно, на восточном склоне Накаямо. Строительство велось начиная с 1990 г. Позже к трамплинам примкнула олимпийская деревня Хакуба. Занимаемая ими общая площадь составляет 120 000 м 2, общая стоимость объектов - 7,6 млрд йен. Длина большого трамплина - 385 м, высота по вертикали - 138 м. Второй трамплин имеет параметры соответственно 318 м и 107 м . Два трамплина, стоящие рядом, дополняют возможности друг друга и помогают собрать максимально возможное число зрителей. Эта практика принята во все мире, но в Азии такой объект сооружен впервые. Дизайн этого комплекса повторяет очертания склонов, на которых он возведен. На этот раз удалось обойтись без срезания части горы, сохранить лесной массив (оба трамплина опираются на пилоны). Снеговые пушки обеспечивают высокое качество снежного покрова независимо от погодных условий. Оба трамплина имеют общий лифт 237-метровой высоты, с помощью которого спортсмены и служащие поднимаются к местам старта. Зрители, пользуясь пешеходными дорожками, могут занять места на трех ярусах (третьим оборудован только большой трамплин) и видеть одно из самых красивых зимних спортивных зрелищ. 20 000-25 000 человек могут вместить эти ярусы, специальные обзорные площадки, оборудованные для массовых посещений публики склоны. Любители прыжков с трамплина могут наблюдать работу электронных приборов замера длины полета.

Без прибыли

В японском языке слово "shussei" означает одновременно и "добиться эффекта", и "сделать скидку". В контексте договоров оно часто употребляется, сопровождая перечень выдвигаемых заказчиком требований, тем самым он настойчиво добивается реализации своей ценовой политики. В данном случае речь идет о строительстве олимпийской деревни для журналистов по заказу Департамента общественных зданий префектуры Нагано. Сметная документация всех подрядчиков была идентичной. Но после установления требуемых скидок стоимость объекта упала на 100 млн йен. Предложения по дизайну и бюджету были получены департаментом от 6 акционерных обществ, представляющих местных строителей. Предполагалось, что объект будет насчитывать 7 этажей и состоять из 64 блоков. Префектура рассчитывала, и не без оснований, что его возведение вполне по силам местным специалистам. Подрядчики уже делили проект на соразмерные части, когда выяснилось, что расчеты специалистов префектуры базируются на ценах, которые на порядок ниже рыночных. Двадцатипроцентные скидки стали камнем преткновения для всех претендентов, и ни одного договора заключено не было.

В том же месяце токийская "Toda Corporation" приняла предложение, согласившись на стоимость, на 1млрд йен меньшую заявленной. После окончания Олимпиады площади должны будут сдаваться в аренду. И для того чтобы уровень арендной платы не был "олимпийским", делается все возможное и невозможное. Например, вне всякой критики метод представления утвержденного дизайн-проекта другим подрядчикам, после чего он по частям, с постоянным снижением цены, наконец, продается. "Toda Corporaation" в январе 1995 г. победила в этой гонке, в свою очередь получив скидку при покупке строительных материалов. Стадион "М-Волна" по соседству с Китанагаике был построен таким же образом. Первоначальная цена, равная 21,5 млрд йен, была снижена на 3 млрд, и тоже благодаря более мощным токийским фирмам. Но и они, давая официальное интервью в Нагано, заявили, что не получили прибыли на Олимпийских объектах.

"Проведение этих работ оказалось возможным благодаря тому, что мы думали об их значении для всей нации и для истории. И о том, что реклама и есть наша прибыль". 8 из 11 контрактов перешли таким образом от местных компаний к более крупным холдинговым.

Один из объектов, заказ на возведение которого удалось удержать горожанам, - уникальный новый городок Имаи (олимпийская деревня для участников соревнований). С таким предложением Ассоциация подрядчиков официально обратилась к администрации Нагано. Работа над проектом началась в сентябре 1995 г. с разделения 7 кварталов на 12 составных частей. Права местных компаний были ограничены запретом на участие более чем в двух контрактах. В результате появились 23 новых участника, и строительные площадки все равно пришлось разделить с конкурентами. Цены, продиктованные заказчиком, остались ниже рыночных.

"Мы знали с самого начала, что за Имаи не заплатят столько, сколько за олимпийскую деревню "Асахи". Но и громко сказать о своем беспокойстве по поводу того, что заказ вновь перехватят "крутые парни", также не могли".

В графах "прибыль" бюджетов местных строительных компаний появились символы, означающие "убытки"...

Конфликт производителей железобетона из-за демпинговых цен завершился ликвидацией Совета директоров кооператива, объединявшего ранее многие ведущие фирмы отрасли. Это произошло на собрании 22 января 1998 г., когда и было решено, что в ближайшем будущем у предприятий, сотрудничавших ни много ни мало 28 лет, нет перспектив. Группу официальной регистрации пока договорились сохранить. В составе кооператива 13 производителей железобетона, работающих в границах префектуры Нагано. Консолидация помогала им отслеживать положение своей ниши на рынке, формировать стратегию поведения по отношению к строительным компаниям, вырабатывать ценовую политику. Кроме того, это была легальная возможность для мелких и средних производителей противостоять конкурентам, привлекая к союзу торговых партнеров. Деятельность таких групп не запрещается японским антимонопольным законодательством.

К сожалению, при подготовке к зимней Олимпиаде от этого метода пришлось отказаться из-за разногласий, достигших своего пика в январе 1996 г. Для кооператива это фактически означало закрытие. Каждая компания была вынуждена бороться самостоятельно в условиях жесточайшей ценовой конкуренции. "Но если бы мы не боролись, - говорят бывшие члены кооператива, - все заказы достались бы иногородним."

Основные требования были предъявлены при проведении дорожных работ на новых скоростных автострадах Олимпийского комплекса. Ежегодный объем реализации возрастал на протяжении 1990-1995 гг. от 600 000 м 3 до 1,2 млн м 3. Однако высокие показатели не стали единственной причиной, вызвавшей кризис. До 1990 г. всего одна компания не входила в кооператив, в 1993 г. таких компаний стало три. Все они в соответствии со стандартами JIS получили необходимые лицензии. Заключив выгодные сделки с землевладельцами и собственниками лесных угодий, они смогли создать запасы гравия для бетонной смеси, благодаря чему и добились снижения собственных цен с 13 000 йен за 1 м 3 до 11 500 йен. Такие же ситуации возникли и среди других субподрядчиков.

В конце концов иногородние компании получили олимпийские строительные заказы. Один из генподрядчиков не поддержал корпоративной ценовой политики. "Существенное значение имеет снижение цены даже на одну йену. Поэтому цены спроса генподрядчиков на бетон действительно занижены. В течение второй половины периода предолимпийского строительства мы потеряли 25% наших заказов."

Координирующая деятельность союзов производителей приведена в полный беспорядок. Все попытки конструктивно провести переговоры наталкиваются на ударные методы настоящей ценовой войны. Предлагаемые условия неприемлемы для большинства компаний, их принятие означало бы закрытие и банкротство.

Наконец, токийские конкуренты предлагают 10 000 йен за 1 м 3. Интересно, что на таком неблагоприятном фоне две компании объединяют усилия с тем, чтобы помочь друг другу компенсировать убытки. Так в июне 1996 г. рождается ESCPC (восточные производители бетонных смесей). Их примеру последовали некоторые другие поставщики.

Предварительная аудиторская проверка показала, что общие затраты составили 2,3 триллиона йен ($20 млрд). Для одной стороны все это очень выгодные контракты, другая еще долго будет зализывать раны, размышляя, чем бы заняться после окончания игр. Выдержит ли экономика региона столь серьезное испытание, покажет время.

Что добавить к вышеизложенному? Российская "Строительная газета" № 6 от 6 февраля 1998 г. поместила интервью с генеральным директором московского АО "Спортпроект" И. А. Гунстом. Вот что, в частности, сказал Игорь Анатольевич:

- К числу интересных работ последних лет я отношу и проект олимпийского комплекса в Сочи, где предполагалось провести зимнюю Олимпиаду. Как известно, Олимпийским играм было суждено состояться в Нагано. Но что интересно: там построили комплекс, похожий на наш, как две капли воды... Я не хочу сказать, что это промышленный шпионаж. Но не видеть нашего проекта японцы не могли. Мы широко публиковали его в наших и международных изданиях. Пропагандировали, так сказать. И были уверены, что город Сочи станет олимпийским, а наш проект будет воплощен в жизнь...

Любовь ГАВРИЛЮК


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 07 за 1998 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость