Хозяйский взгляд на городское хозяйство

Не зря месяц январь получил свое название в честь двуликого бога Януса, смотрящего одновременно в прошлое и будущее... 22 января 1998 г. состоялось расширенное заседание Мингорисполкома, посвященное подведению итогов социально-экономического развития Минска в 1997 г. и уточнению задач, которые непременно должны быть решены в 1998 г.

Кроме председателя Мингорисполкома В. В. Ермошина, в работе совещания приняли участие его первый заместитель Г. П. Сенькевич, заместители Н. Е. Пацкевич и В. М. Белохвостов, заместитель премьер-министра РБ П. П. Прокопович, помощник Президента РБ П. А. Капитула, главы администрации районов столицы РБ, руководители комитетов Мингорисполкома, промышленных предприятий и подразделений стройкомплекса города, а также руководители минских коммерческих предприятий.

Открывая совещание, мэр подчеркнул, что план социально-экономического развития Минска на 1998 г. уже рассматривался в Мингорисполкоме, что утверждена программа развития всех отраслей городского хозяйства - и капитального строительства, и ремонтно-строительной деятельности, и деятельности предприятий коммунального хозяйства. Завершить эту работу и предстояло на расширенном совещании.

Говоря об итогах прошедшего и задачах наступившего года, председатель Комитета по экономике и рыночным отношениям Мингорисполкома Л. В. Анфимов отметил, что хотя 1997 г. стал первым годом, когда отсчет времени пошел не с 1 января, а с последнего квартала 1996 г., объем промышленного производства в 1997 г. вырос по сравнению с 1996 г. на 18,9%, а количество убыточных предприятий снизилось с 13,6 до 4,9% от общего числа предприятий столицы, промышленность в целом не смогла достичь того качественного состояния, при котором рецидив кризиса уже невозможен.

Что касается жилищного строительства, то благодаря разумной инвестиционной политике его объем в прошедшем году достиг 553 000 м2, более чем на четверть превысив уровень 1996 г. Развивалась и инфраструктура: к 7 ноября были введены в эксплуатацию две новые станции метрополитена (см. "СиН" № 44 от 11 ноября 1997 г.), в течение года в столице было построено 4,5 км водопроводных и более 7,5 км канализационных сетей. К 2000 г. предполагается дальнейшее увеличение объемов жилищного строительства, причем основной упор должен быть сделан на внебюджетное финансирование этой деятельности.

Планам создания при Комитете архитектуры, градостроительства и землеустройства хозрасчетного подразделения, которое занималось бы сбором исходных данных и согласованиями техусловий, пока что не суждено было осуществиться, и этим видом деятельности с удовольствием занимаются творческие мастерские Союза архитекторов РБ.

Сообщение о том, что в минувшем году на развитие городского общественного транспорта было израсходовано более триллиона рублей, отчего появилась возможность приобрести 93 единицы подвижного состава, и что в текущем году предполагается освоить такую же сумму, Леонид Васильевич подкрепил следующим соображением: транспорт будет требовать инвестиционных вливаний, пока мы не сделаем его самоокупаемым. Годовую потребность минчан в услугах общественного транспорта специалисты ГП "Минскпроект" определили в размере 1 650 000 000 перевезенных пассажиров.

То обстоятельство, что на балансе районных советов находится более 104 000 жилых домов (более 14 500 000 м2 жилой площади), делает задачу стопроцентного своевременного внесения квартплаты и оплаты коммунальных услуг более чем актуальной. Остро стоит вопрос ремонта жилого фонда (108000м2). Есть случаи завышения объемов работ, перерасхода бюджетных средств, а также таких грубых нарушений финансовой дисциплины, когда на ремонтно-строительные работы расходуются средства, выделяемые на текущее содержание объектов. Еще весьма обширно поле деятельности в сфере удешевления строительства и повышения его качества.

В содокладе по данной теме начальник финансового управления Мингорисполкорма Л. Н. Яковенко отметила: массовая проверка субъектов хозяйствования показала, что многие юридические лица занижают сумму взимаемого с них налога, пользуясь несовершенством налогового законодательства. Кстати, сказала Людмила Николаевна, упомянутое Л. В. Анфимовым обновление подвижного состава оказалось возможным благодаря новому виду налогообложения - так называемому транспортному сбору, принесшему 555 млрд рублей.

Более 7 млрд рублей было незаконно израсходовано на строительные и ремонтные работы, суммарный же размер экономических санкций за данные нарушения составил 5,3 млрд рублей.

Сегодня бюджет города предусматривает финансирование всех запланированных мероприятий, однако налицо недостаток средств, необходимых для поддержки социально-культурной сферы (имеется в виду и производство необходимых работ, и приобретение необходимого оборудования). Слабо привлекаются внебюджетные средства, недостаточно широко внедряются нетрадиционные методы их привлечения. На этом поприще и администрации районов и предприятия должны более творчески, более конструктивно работать плечом к плечу и с банками, и с Мингорисполкомом.

Глава администрации Первомайского района И. Ф. Мацкевич предложил, учтя положительный опыт стран Балтии, ухудшать жилищные условия злостным неплательщикам за квартиры и коммунальные услуги.

Завершая свое выступление, генеральный директор Минского станкостроительного завода имени Октябрьской революции М. М. Кривомаз отметил, что на сегодняшний день у предприятия есть договора пока что лишь на 4-6 месяцев наступившего года. В. В. Ермошин предложил предприятию шире сотрудничать со строительной отраслью (в виду имелось и производство тюбингов для метрополитена, и по-прежнему острая проблема изготовления механизмов открывания окон).

- Не целесообразно ли при таких гигантах, - сказал мэр, - как Минский станкостроительный, организовывать небольшие самостоятельные предприятия, которые выпускали бы и без всяких накруток поставляли бы стройотрасли то, что сейчас приходится ввозить? Ввод последних станций метрополитена выявил потребность в недорогом, но качественном электрооборудовании. Да, у нас производятся и свои трансформаторы, но польские оказались дешевле.

Президент производственного концерна "Минскстрой" В. Ф. Чичурин в ответ на вопрос мэра, куда идет концерн (дескать, участие всего-навсего в 50% всего городского жилищного строительства - это потеря рынка, и концерн заметно теснят всяческие "Арэса-сервисы" и "Комконы"), сказал:

- Да, мы закрыли 2-й завод КПД, перенесли оснастку на 1-й, и сегодня делаем не 800 000 м2 жилья в год, как в 1990 г., а всего 600 000 м2. Да, мы сегодня делаем не 10-11 школ ежегодно, а 1-2. Но если мы хотим иметь школу к 1 августа, то в июле на объекте должно быть все, что нужно. Перед нами стоят задачи и деревообработки, и дорожного строительства, и благоустройства, в частности мощения, и повышения качества отделочных работ. В этом году мы введем в эксплуатацию 3-4 дома новой конструктивной системы и, таким образом, сможем определиться с нашей дальнейшей технической политикой, но наш родной Промстройбанк - это консерватор из консерваторов...

Президент концерна и мэр города поладили на том, что вообще-то целесообразно идти на какие-то убытки, если они в дальнейшем обеспечат рост стройкомплекса. Пример - минский железнодорожный вокзал - сегодня машину его реконструкции, в которую, наконец, вдохнули жизнь, уже не остановить...

Заместитель начальника производственного управления транспорта и связи Мингорисполкома В. Г. Сосновский подтвердил правоту Л. Н. Яковенко в отношении целесообразности взимания транспортного налога. Это дало возможность привести в порядок 15% основных фондов. В 1997 г. старение основных фондов (подвижной состав) было практически приостановлено. Безусловным плюсом являются и введение в эксплуатацию упомянутых станций метрополитена вместе с соответствующими путями, и приведение в порядок трамвайных путей на улицах Красная и им. Платонова, а также в районе железнодорожного вокзала. В 1997 г. было израсходовано в 2 раза больше, чем в 1996 г., бюджетных средств, но в 2,6 раза возросли расходы на электроэнергию и запчасти, в 2,3 раза - на горюче-смазочные материалы. Если себестоимость метрополитена возросла в 1,4 раза, то наземного транспорта - в 1,6 раза. Но вообще техническая готовность городского общественного транспорта повысилась, он стал работать стабильнее.

Мэр высказал пожелание более широкого привлечения к решению задачи обслуживания пассажиропотоков транспорта предприятий - в течение месяца управлению следует разработать план привлечения коммерческих структур.

Заместитель председателя Мингорисполкома Н. Е. Пацкевич предложил уйти, наконец, от принципа "средней температуры по больнице" в отношении промышленности столицы: не секрет, что упущения более мелких предприятий успешно прячутся в тени гигантов столичной индустрии. Борьба с этим явлением должна разворачиваться в направлении выдачи конкретного задания каждому предприятию, и каждое предприятие к 15 февраля должно защитить свой бизнес-план. Все статьи бюджета, в том числе амортизационные отчисления, должны использоваться по прямому назначению. Все предприятия должны вернуться к соотношению, которое стабильно поддерживалось в прежние годы: 70% прибыли расходуется на развитие производства и лишь 30% "проедается".

Что же касается предстоящей приватизации крупных предприятий промышленности и стройиндустрии, то эта серьезная работа должна осуществляться наиболее взвешенным образом, со скрупулезнейшим учетом всех "за" и "против". Все должно быть предпринято для того, чтобы контрольные пакеты акций не оказались в нечистоплотных руках.

Необходимо взглянуть на городское хозяйство хозяйским взглядом и так организовать его работу, чтобы каждый рубль бюджета работал эффективно. Принципы практической экономики должны активно внедряться на каждом предприятии.

Помощник Президента РБ П. А. Капитула напомнил, что в плане развития республики на 1996-2000 гг. 1997 г. рассматривается как этап стабилизации темпов роста рентабельности на уровне 4-5%. В промышленности рентабельность составляет 12-13%, в строительстве и того меньше. Это - не тот уровень, на котором можно повышать прибыльность. Без увеличения этих показателей вдвое не следует ждать ни сдвигов в экономике, ни повышения жизненного уровня. К тому же есть основания полагать, что показатели рентабельности строительства в Минске явно занижены по отношению к тем потенциалам строительных организаций, которые вполне можно прогнозировать. Что изменилось на стройплощадках монополистов отрасли, рентабельность которых не превышает 8-9%, за последние годы? Для них как бы не существует никакого рынка, между тем строители вполне могут работать более прибыльно, не надеясь исключительно на госбюджет. Хотя, разумеется, принижать значение того, что уже достигнуто промышленниками и строителями столицы, ни в коем случае не следует.

Но вот какое соображение. Театр начинается с вешалки, а трудовые будни горожанина - с того, с какой ноги он встал. Производительность его труда зависит от того, насколько комфортно начался его день, тепло ли у него в жилище, есть ли холодная и горячая вода, и до какой степени он успеет устать еще до начала рабочего дня, добираясь до своего рабочего места в переполненном транспорте...

Первый заместитель премьер-министра РБ П. П. Прокопович:

- В 1998 г. мы должны подтвердить, что успехи 1997 г. не случайны. Прогнозные показатели, утвержденные на 1998 г., высоки, но минимальны. Прирост прибыльности предприятий должен быть не менее, чем в 1997 г. Для того чтобы все купить, мы должны все продать. В этом отношении мы должны быть примером для всей РБ. Здесь сосредоточен такой научно-технический потенциал, какой и должен быть присущ столице, отдача же от него на душу населения гораздо меньше, чем в регионах. Это означает, что столица живет не по средствам. Когда она сможет обеспечить себя лекарствами, хлебом и прочими необходимыми вещами за выручаемую валюту? Резервов масса. Все достижения белорусской науки на 70% принадлежат столице. И здесь же, в столице, ученые годами ходят по различным инстанциям, пытаясь внедрить свои порой весьма небесполезные разработки. Например, внедрив разработки ученых и других специалистов БГПА, можно в течение года получить $200 000 000.

По мере стабилизации экономики все больше предприятий будет отказываться от посредников. Этих "высвобождающихся" посредников следует переориентировать на производство товаров и услуг - как экспортных, так и импортозамещающих.

Преодолеть кризис - значит превзойти уровень 1990 г. Многие города и регионы РБ берут обязательство в 1998 г. превзойти этот уровень. Почему столица должна приходить к финишу последней?

Создание новых рабочих мест напрямую связано с расширением производства товаров и услуг. Если же говорить конкретно о столичных строителях, то они должны начинать работать за пределами РБ. Такие строители есть в республике, но не в столице.

И вот какое пожелание по благоустройству и содержанию города: мы приводим в порядок центр. Но точно так же должны выглядеть все улицы и районы Минска, чтобы в следующее тысячелетие мы вошли с такой столицей, за которую не было бы стыдно перед Европой. Во всяком случае, программа развития города до 2015 г. нацелена на выход на среднеевропейский уровень.

Подводя итог совещанию, В. В. Ермошин сказал:

- Упомянутые Петром Петровичем прогнозные показатели действительно минимальны, но достижение их явится залогом того, что в конечном итоге начнет повышаться жизненный уровень минчан. Если мы что-то делаем, мы должны при этом всякий раз добиваться эффекта.

Что касается расходования бюджетных средств, то, когда они даются субъекту хозяйствования, извлекающему прибыль, то это, безусловно, развращает. Я понимаю необходимость решения социальных вопросов, но хозяйственники в 1998 г. будут в последний раз получать бюджетные средства для своего развития. Дальше - только при условии обязательного возврата!

Только за счет качественной работы кадров можно повышать темпы роста и промышленности, и строительства, и городского хозяйства. Каждый должен от самого себя потребовать и новых подходов, и новой ответственности.

Сергей ЗОЛОТОВ

© Строительство и недвижимость

стройматериалы:
деревянные лестницы
аренда техники:
гидромолоты в аренду
мотопомпы в аренду
тепловые пушки дизельные в аренду в России
штукатурные станции в аренду в России

полезные ссылки
Каналы для душевых