Итоги строительной отрасли прошедшего года

Анализируя результаты работы в 1997 году, можно констатировать, что в отрасли наметился рост объемов производства и оздоровление финансового состояния предприятий и организаций, стали формироваться предпосылки для их стабильного экономического развития. се основные задания и показатели, установленные на 1997 год, строителями выполнены.

Сравнение результатов работы отрасли в прошедшем году с 1996 годом показывает, что объемы промышленной продукции возросли на 30%, производство товаров народного потребления - на 18%, производительность труда в промышленности возросла на 25,6% и в строительстве - на 10%. Прибыль от реализации продукции (работ и услуг) возросла почти в 3 раза. Выполнены установленные задания по энергосбережению и по объемам внешней торговли. Создано 2540 дополнительных рабочих мест.

В 1997 году введено в эксплуатацию жилых домов общей площадью на 27% больше, чем в 1996 году. Это значимый вклад в решение жилищной проблемы. Следует отметить большую организаторскую работу, осуществленную аппаратом министерства, областными исполкомами и Минским горисполкомом, Национальным банком, Беларусбанком, Белагропромбанком и другими ведомствами и организациями, по выполнению указов Президента Республики Беларусь, направленных на развитие жилищного строительства.

Не меньшее внимание уделялось строительству объектов социально-культурной сферы. В 1997 году введено в действие общеобразовательных школ на 14 018 ученических мест, дошкольных учреждений на 1680 мест, больниц на 1499 коек, амбулаторно-поликлинических учреждений на 3540 посещений в смену.

Улучшились финансово-экономические показатели работы предприятий и организаций строительного комплекса. Рентабельность в среднем составила 9,6%, в том числе в строительстве - 8,5, в промышленности - 11%. Число убыточных предприятий и организаций уменьшилась на 30%. Министерство не допустило в 1997 году необоснованного роста цен на продукцию промышленности стройматериалов и строительство зданий и сооружений.

Большая работа проведена министерством по разработке и реализации государственной технической политики, по дальнейшему совершенствованию законодательной и нормативно-правовой баз в области архитектуры и градостроительства как основы территориального обустройства наших населенных пунктов.

В прошедшем году стабилизировалась работа проектных организаций, входящих в систему министерства. Подведомственные институты увеличили объемы проектных и изыскательских работ, расширили сферу деятельности. Основные усилия научно-исследовательских организаций в 1997 году были направлены на решение важнейших проблем, стоящих перед строительным комплексом: снижение стоимости, материало- и энергоемкости строительства и улучшение его качества, повышение конкурентоспособности строительной продукции.

Истекший год не стал переломным в части продвижения отечественной продукции, работ и услуг на внешний рынок. Наряду с ростом экспорта в целом темпы роста экспорта строительных работ и услуг стали падать. Это обусловлено рядом объективных причин. До настоящего времени не урегулированы вопросы, связанные с двойным налогообложением подрядных организаций, работающих в Российской Федерации, с куплей-продажей валюты и предоставлением банковских гарантий. Негативно повлияла на объемы нашего экспорта отмена скидок к железнодорожным тарифам на перевозку строительных материалов.

Выход на внешний рынок, сохранение позиций на внутреннем рынке требуют дальнейшей целенаправленной работы по повышению конкурентоспособности строительной продукции, коренному улучшению ее качества. В 1997 году при министерстве создан Комитет по надзору за ведением работ в строительстве. Он призван задействовать всю систему экономико-правовых мер, направленных на обеспечение правопорядка в строительстве, повышение эффективности инвестиционной деятельности и качества строительства. В республике реализуется комплексная программа повышения качества в строительстве, введена система сертификации импортируемых строительных материалов, изделий, конструкций и технических решений, а также новой отечественной продукции.

В прошедшем году в отрасли не удалось в полном объеме обеспечить погашение предприятиями задолженности за потребленные энергоресурсы, передачу ими в коммунальную собственность ведомственного жилого фонда и объектов социально-культурного назначения.

Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь "Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 1998 год" Советом Министров строительному комплексу доведены основные целевые показатели развития. Они направлены на дальнейший экономический рост и макроэкономическую стабилизацию.

В текущем году предстоит увеличить выпуск промышленной продукции - на 107,5% по отношению к 1997 году, а производство товаров народного потребления - на 109,5%. При этом производительность труда должна возрасти на 8% в промышленности и на 6% в строительстве. Объем прибыли от реализации продукции, работ и услуг необходимо довести до 145% по отношению к 1997 году. Это одно из самых высоких заданий, доведенных до отраслей народного хозяйства. Почти на 18% вырастет объем ввода жилья. Планируется построить и сдать в эксплуатацию 3,825 млн кв. метров общей площади жилых домов. Необходимо увеличить по сравнению с 1997 годом основной показатель по энергосбережению на 10%.

Для того чтобы строительному комплексу справиться с поставленными задачами, нужно более энергично и целенаправленно заниматься обновлением основных фондов. В 1998 году предусматривается завершить строительство первой очереди цементного завода АО "Красносельскцемент", реконструкцию Минского гипсового завода и стеклозавода "Октябрь". Создать производство огнеупоров в ОАО "Молодечненский КСМ", реконструировать линию по изготовлению минераловатных плит в АО "Гомельстройматериалы". Приоритетными направлениями остаются также создание новых эффективных и долговечных кровельных, гидроизоляционных и отделочных материалов. Важное место отводится организации широкого выпуска оконных и дверных блоков повышенного качества, отвечающих нормативным требованиям по термическому сопротивлению.

Реализация отмеченных выше мер позволит существенно поднять уровень качества строительной продукции, продвинуться в обеспечении наших граждан экологически чистым и энергосберегающим жильем.

В 1998 году предстоит продолжить приватизацию предприятий и организаций отрасли. Эта работа должна проводиться не как дань моде, а как средство повышения эффективности производства, привлечения инвестиций в его реконструкцию и обновление. Реформирование отношений собственности, реструктуризацию предприятий министерство стремится связывать с внедрением современных технологий. Именно они обеспечивают рост эффективности производства, рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности продукции. Эти технологии позволяют по-новому организовать труд рабочего, служащего и инженера.

Восстанавливая производственный потенциал строительного комплекса, необходимо хорошо понимать, что в первоначальном виде он никогда уже не будет востребован. Это касается прежде всего его структуры, технического уровня и качества продукции, работ и услуг. Поэтому, вкладывая средства в восстановление тех или иных производств, технологических переделов, надо ориентироваться на перспективу их дальнейшего развития, учитывать конъюнктуру, складывающуюся на строительном внутреннем и внешнем рынках. Нельзя допустить, чтобы огромные усилия, затраченные обществом для аккумуляции накоплений и осуществления капитальных вложений, были направлены на воссоздание неэффективного производства, затратной экономики.

В текущем году предстоит продолжить работу по созданию в нашем государстве целостной системы внебюджетного финансирования жилищного строительства. Перспективы ее развития связаны с предоставлением возможности накапливать средства и приобретать жилье гражданам, имеющим невысокие доходы. Такие системы основываются на строительных сбережениях и взаимокредитовании.

В республике впервые программа стройсбережений реализуется Минстройархитектуры, Мингорисполкомом и АСБ "Беларусбанк". Ответственным исполнителем является инвестиционно-строительная ассоциация "Рациональный дом". В 1998 году программы внебюджетного строительства жилья должны быть реализованы в каждой области. Увеличение объемов строительства жилья с использованием внебюджетных источников во многом зависит от позиции, инициативности руководителей местных органов власти. Без их поддержки, без контроля с их стороны за деятельностью девелоперских фирм трудно надеяться на широкое развитие внебюджетного финансирования.

Большие возможности внебюджетного финансирования также связаны со становлением в республике ипотеки, превращением жилья и земельных участков, на которых оно расположено, в полноценный товар.

Ипотечное кредитование жилищного строительства, создание вторичного рынка закладных позволит привлечь в жилищную сферу средства не только граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но и временно свободные финансовые ресурсы физических и юридических лиц.

В текущем году особое внимание должно быть уделено строительству жилья на селе. Каждый третий рубль государственных средств, направляемых на поддержку жилищного строительства, предназначен для сельских жителей. Эти деньги, превращенные в квадратные метры, должны дойти до сельчан.

Ценой огромных усилий в нашем государстве в последние годы удалось остановить развитие негативных процессов. В строительстве, как и во многих других секторах экономики, появились некоторые позитивные результаты. Наша задача в 1998 году закрепить их и обеспечить выполнение заданий, доведенных прогнозом социально-экономического развития республики.

В.Н.ВЕТРОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 02 за 1998 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость