Реставрация Виндзорского дворца близка к завершению

Когда в пожаре гибнет дом, это страшно. Когда огонь уничтожает произведения искусства или исторические реликвии, это трагедия. Но то, что произошло в 1992 г. в Виндзоре, любимой резиденции королевы Елизаветы, стало катастрофой национального масштаба. Несмотря на значительность ущерба (а возможно, именно по этой причине) было принято решение о скорейшем восстановлении дворца.

Этот пожар был четвертым в ряду серьезнейших бедствий, постигших архитектурно-исторические достопримечательности Великобритании: Hampton Court Palas (юго-западный Лондон), Uppark (Южная Англия, XVII в.) и Prior Park House (Юго-Западная Англия, XVIII век).

Опыт, полученный в ходе ликвидации последствий этих пожаров, помог в осуществлении проекта реставрации Виндзорского дворца. Сейчас этот процесс уже близок к завершению.

Питер Риддингтон, архитектор "Donald Insall Associates", производившей работы в официальных покоях дворца, говорит: "Все, от умения организовать спасение поврежденных предметов антиквариата, до приобретения необходимых навыков производства работ и их применения, - все базировалось на нашем предыдущем опыте. Здесь, в Виндзоре, оказались востребованными методы "общения" с раритетами работы старых мастеров, которые сохранились благодаря мелким, но регулярным заказам, как правило, также связанным с ликвидацией различных повреждений. Однако, повторяю, всплеск подготовки больших реставраторских коллективов обычно следует за большим пожаром - спрос рождает предложение. Учиться же порой приходится на ходу."

Одним их необходимых реставраторских навыков является традиционная техника оштукатуривания при помощи известковых штукатурок, передаваемая из поколения в поколение.

"Молодые художники, в основном - скульпторы, работая плечом к плечу с традиционными ремесленниками-штукатурами, образовали-таки большое и талантливое сообщество высококвалифицированных реставраторов, которому оказалась по плечу задача восстановления Виндзора", - говорит Питер.

В области резьбы по дереву в Великобритании в достаточной степени развиты традиции наставничества. Необходимую подготовку можно получить в профессионально-техническом училище. В ситуациях, подобных виндзорской, резчики-профессионалы также оказываются весьма кстати.

"И набор работ, которые необходимо было выполнить в Виндзоре, и их объемы, - все это обусловило необходимость широкого привлечения специалистов в области различных видов резьбы", - подчеркивает мистер Риддингтон, - " взять хотя бы двери и панели в рисовальном зале или потолочные украшения в столовой, восстановление которых потребовало от знатоков средневековых традиций не только всего их мастерства, но и известной доли воображения."

Восстановление всех видов обрамлений, а также мебели в рисовальном зале включало и реставрацию позолоты.

Вообще, при реализации проекта восстановления Виндзорского дворца потребовалось немало высококвалифицированных специалистов в области выполнения мозаики по дереву, художественных паркетных работ, ручного серебрения зеркал, вообще высокохудожественых плотничных и столярных работ, а также реставрации металлоизделий и мрамора.

При реставрации же и консервации различных видов лепнины, в частности, потолочной, традиционная "известковая" технология сочеталась с применением современных материалов и химических соединений.

Одна из множества задач, стоявших перед реставраторами, состояла в необходимости выполнения большого количества лепных украшений из материала, называемого "composition". Соответственно, требовались исполнители данного вида реставрационных работ.

"Composition" - это смесь, состоящая из канифоли, мела, льняного масла и клея, - поясняет мистер Риддингтон. - Многие мастеровые применяют ее для ремонта поврежденных обрамлений художественных полотен. Однако виндзорский проект включал множество видов применения "composition", не имевших прецедентов в наше время. В конечном итоге была найдена компания, постоянно занимавшаяся изготовлением подобных материалов и их применением аж с 1700 г. То, что она нам поставила, по качеству нисколько не отличалось от первоначального материала лепных украшений".

Относительно легко было работать в восьмиугольной столовой, зато комнаты для торжественных приемов поставили "Donald Insall Assiociates" перед необходимостью решения на порядок более сложной стилевой задачи. Пышно и прихотливо украшенный неоготический банкетный зал, неоклассическая зеленая и помпезная пурпурная рисовальные комнаты и экстравагантная большая приемная в стиле Людовика XV - все эти помещения были восстановлены с помощью сочетания высококачественных материалов, высококвалифицированных специалистов, а также, как отметил один из них, изрядной доли артистизма.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 51 за 1997 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость