Современный аналог университетских городков

Архитектурное проектирование начинается с идеи. Первоначальный оригинальный и смелый замысел влечет за собой интересные конструктивные разработки и "провоцирует" выбор нетрадиционных строительных и отделочных материалов. Ярким подтверждением этому может служить детище немецких проектировщиков - Институт физики в Дрездене.

Общая концепция проекта

В сентябре этого года в Дрездене было закончено строительство первого филиала научно-исследовательского института имени Макса Планка. Решение об основании этого института было принято сенатом федеральных земель Германии. По замыслу основателей, Институт имени Макса Планка, специализирующийся на проблемах физики, должен был представлять собой комплексную систему, во многом отличающуюся по своему характеру от уже существующих научно-исследовательских учреждений. Предполагалось, что деятельность института будет базироваться на работе молодых ученых и обмене опытом между немецкими специалистами и их зарубежными коллегами. Планировалось, что только незначительное число ученых будет работать в институте постоянно на фиксированных должностях. В основном же институт (его помещения, материально-производственная база и т. д.) должен был предоставляться для разработки конкретных проектов, ограниченных во времени.

Как правило, для осуществления таких разработок выделялся срок от двух до пяти лет, по прошествии которых в стенах института должны были появиться новые временные "хозяева". Часть помещений предполагалось зарезервировать для работы над краткосрочными проектами длительностью менее года. Предполагалось, что жесткие временные рамки, отводимые для работы над проектами, будут способствовать более интенсивной научно-исследовательской деятельности и установлению оптимального графика работ. В целом же создание Института имени Макса Планка в Дрездене ставило своей целью ни больше, ни меньше, как завоевание лидерства в области физической науки в стране. Второй по значимости целью института был провозглашен поиск новых талантов. Само собой разумеется, что для воплощения в жизнь столь сложной идейной концепции здания потребовались неординарные решения и приемы.

"Архитектура общения"

Архитектуру Научно-исследовательского института физики в Дрездене иначе, чем "архитектурой общения", не назовешь. Действительно, в основу архитектурно-планировочной концепции объекта положена идея о постоянном обмене идеями и опытом и дискуссиями между исследователями. На облик архитектурного ансамбля повлияли и другие предпосылки. Во-первых, существующая градостроительная ситуация потребовала ярко выраженной индивидуальности комплекса зданий института. Вовторых, перед авторами проекта встала задача обеспечения функционального и композиционного единства между гостиничными корпусами и собственно зданием научно-исследовательского института. И, наконец, не последнюю роль в формировании облика здания сыграли энергосберегающие и функционально-технические требования.

Гостиничные корпуса комплекса были задуманы как важнейшая композиционная составляющая всего архитектурного ансамбля. Что касается научно-исследовательского корпуса, то для того, чтобы он "работал на пространство", перед ним была запроектирована и устроена импровизированная "площадь", придающая особенную гармонию всему комплексу зданий. Специалисты из архитектурного бюро "Brenner+Partner" совместно с "архитектором-одиночкой" Йенсом Витфохтом запроектировали периметрально-кольцевую застройку отведенного участка, ограниченного транспортными магистралями. Трехэтажное здание научно-исследовательского корпуса было вытянуто вдоль улицы Noetnitzerstrasse. На юге, на свободном пространстве, прилегающем к парковой зоне, был построен флигель этого здания. В качестве элемента, соединяющего эти два объекта, была возведена светопрозрачная галерея, выполняющая функцию главного места для коммуникации - общения. Световая галерея соединила научно-исследовательский корпус с флигелем поэтажно по всей высоте сооружений. Вокруг входного узла в комплекс расположились библиотека, кафетерий и помещения для проведения семинаров. На втором и третьем этажах главного здания в южной части комплекса разместились офисы и широкие открытые коридоры-галереи, из которых открывался прекрасный вид на парковую зону. В северной части здания были расположены рабочие и вспомогательные помещения.

Архитектурно-планировочное решение

Три гостиничных корпуса разместились на юге застраиваемого участка вдоль улицы Muench-nerstrasse. Объемно-планировочное решение этих зданий было выполнено с учетом "террасированного" рельефа местности. Концепции архитектурно-художественного оформления научно-исследовательского здания и гостиничных корпусов базировались на единой композиционной схеме. Так как внешний облик научно-исследовательского корпуса сформировался исходя из многочисленных функциональных и технических предпосылок, связанных со спецификой научно-исследовательской деятельности, гостиничные корпуса были спроектированы в том же художественном ключе. Поэтому данные объекты получились довольно оригинальными и явно выходящими за рамки традиционных представлений о жилых и гостиничных зданиях. Вместе с тем, гостиничные корпуса и научно-производственный блок образовали такое композиционное единство, которому могли бы позавидовать мастера классической архитектуры.

Главный научно-исследовательский корпус был запроектирован в соответствии с так называемой смешанной концепцией фасадов. Южный фасад здания был выполнен полностью светопрозрачным, а северный фасад представлял собой комбинацию стекла, навесных элементов из древесины и специальной теплоизоляционной системы, разработанной немецкой фирмой "Loba Bautenschutz GmbH & Co. KG". Основой данной системы являлись теплоизоляционные плиты из твердого пенополистирола, покрытые штукатуркой на базе искусственной смолы. Помимо своих энергосберегающих свойств теплоизоляционная система Loba привлекла авторов проекта высокой устойчивостью к атмосферным воздействиям - ярко-оранжевый цвет теплоизоляционных плит должен был сохраниться на протяжении долгого времени. Северные фасады гостиничных корпусов представляли собой сочетание вентилируемой навесной конструкции из деревянных элементов и теплоизоляционной системы Loba, покрытой на этот раз штукатуркой ярко-синего цвета. Входная область в гостиничный блок была оформлена точно так же, как входной узел в центральный зал научно-исследовательского корпуса. Глухой северный фасад научно-исследовательского здания выполнял роль термической и акустической буферной зоны, защищающей помещения объекта от излишнего переохлаждения и шума. Только узкие горизонтальные полосы ленточного остекления и маленькие квадратные окошки-бойницы, якобы хаотично (а на самом деле с большой композиционной точностью) разбросанные по плоскости фасада, обеспечивали доступ света в помещения в северной части здания. Таким образом, теплопотери через ограждающие конструкции в северной части корпуса, наиболее "проблемной" с точки зрения переохлаждения, были сведены до минимума.

Совместная работа материалов

Особенностью всех зданий комплекса Института физики в Дрездене стала тщательная проработка деталей их фасадов. Общее эстетическое впечатление от облика зданий усиливалось за счет тщательно продуманных сочетаний цветов и фактур отделочных материалов. Довольно удачным оказался композиционный прием контрастного совмещения сильно структурированных участков фасада из деревянных панелей и "гладких" участков фасада с ярким штукатурным покрытием. Игра на приеме контраста, использованная авторами проекта, была продолжена при подборе основных цветов фасадов зданий. Конечно, обращение к ярко-оранжевому и ярко-синему цвету было совершенно нетрадиционным колористическим решением, но именно оно оказалось особенно уместным в данном случае, когда краски архитектурного ансамбля и окружающего его ландшафта слились в единое гармоничное целое.

Северный фасад здания, выполненный с минимальным количеством светопрозрачных проемов, в цветовом отношении был еще более раздробленным, чем остальные фасады проекта. "Экстремальные" оранжево-синие краски теплоизоляционной системы Loba соединились в нем с богатой цветовой палитрой других отделочных материалов. Учитывая тот факт, что на северный фасад приходится наименьшая часть солнечного излучения, его поверхность была окрашена преимущественно в темные тона, способствующие поглощению солнечной энергии.

Поскольку цветовая насыщенность фасадов уже сама по себе работала на создание интересного и запоминающегося облика здания, архитектурные формы объекта, напротив, были выполнены достаточно простыми и сдержанными. По сути, каждый из фасадов представлял собой комбинацию из различных по величине и пропорциям прямоугольников, которые дублировались в соответствии с заданным архитектурным рисунком. Вообще, мотив повторения стал главенствующим приемом при построении объемной композиции архитектурного ансамбля. Не менее активно проектировщиками использовался прием асимметрии. Так, в здании научно-исследовательского корпуса асимметричное сочетание глухих и полностью светопрозрачных объемов позволило создать интересную и оригинальную композицию. Прозрачный блок лестничной клетки, ленточное остекление фасадов и большие застекленные участки первого этажа здания, подчеркивающие визуальную связь объекта с окружающим ландшафтом, контрастировали с деревянной обшивкой и штукатуркой однородных поверхностей. При оформлении гостиничных корпусов комплекса был использован этот же принцип. Глухие фасадные поверхности, покрытые ярко-синей штукатуркой, сочетались с выступающими оранжевыми балконами и небольшими квадратными окнами.

Яркие цвета, выбранные для оформления зданий, помимо своей чисто декоративной задачи призваны были выполнить еще одну функцию - "идеологическое" распределение ролей между научно-исследовательским и гостиничным блоком. Основной оранжевый цвет фасада научно-исследовательского корпуса подчеркнул главенствующее значение этого объекта, работающего в своем индивидуальном ритме, в структуре всего комплекса Института физики. Успокаивающий синий цвет гостиничных корпусов указывал на их функциональную принадлежность и отстраненность от сферы работ, дискуссий и научно-практического поиска. В целом архитектурно-художественное решение комплекса Института физики имени Макса Планка получило хорошие отзывы специалистов.

Александра ПОНОМАРЕВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 51 за 1997 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость