«Золотым воротам» – 60 лет

Идея перекрытия сан-францисского пролива Золотые Ворота была предложена в начале 1872 года железнодорожником-предпринимателем Чарльзом Крокером. Она не реализовывалась до 1916 года, пока издатель газеты San Francisco Call Bulletin Джеймс Уилкинс не предложил ее снова. Началось изучение мнения инженеров об осуществимости и стоимости такого проекта. Джозеф Штраус, разработчик около 400 конструкций мостовых пролетов, заявил, что автодорожный мост через пролив может быть построен всего за 25-30 млн долларов.

28 июня 1921 года Штраус представил предварительные чертежи и определил стоимость осуществления проекта - 27 млн долларов. Затем Штраус начал убеждать гражданских лидеров в осуществимости этого проекта, в частности, в том, что проект мог бы окупиться за счет взимания налогов. Став горячим сторонником проекта, он организовал политическую и финансовую поддержку идеи строительства моста.

Само строительство было начато 5 января 1933 года. Штраус настоял на том, чтобы во время строительства его участники придерживались наиболее строгих в истории мостостроения мер безопасности.

Мост был открыт для пешеходного движения 27 мая 1937 года, на следующий день - для движения транспорта. Президент США Фрэнклин Рузвельт известил мир об этом событии нажатием телеграфного ключа в Белом доме. Главный инженер строительства моста "Золотые Ворота" Джозеф Штраус при поддержке компании Strauss Engineering (позже Strauss and Paine Inc.), вице-президентов компании Чарльза Эллиса и Клиффорда Пэйна, инженеров-консультантов О. Х. Эммэнна, Чарльза Дэрлета и Леона Моисеева, архитектора-консультанта Ирвина Морроу, многих заслуженных работников и профессионалов осуществлял надзор за строительством сооружения, которое стало всемирно известным и заслужившим репутацию самого эффектного моста в мире. (Соответственно за время строительства это была самая посещаемая в мире строительная площадка.)

Какова была интенсивность движения по мосту в течение 1995-96 бюджетного года (истек 30 июня 1996 г.)? Общее число проездов (туда и обратно) - 41 267 000, среднее за месяц - 3 439 916, среднее за неделю - 116 820, среднее за выходные дни - 103 745. Всего с момента открытия движения по мосту по нему было совершено 1477798000 проездов. 22 февраля 1985 г. по мосту проехал миллиардный автомобиль.

Мост "Золотые Ворота" является единственной высокоскоростной артерией на 101-й автомагистрали, связывающей Сан-Франциско с пятью северными регионами. Это важнейшая связь в системе автострад, пропускающая в настоящее время 130000 единиц транспорта в день. Подсчитано, что свыше 9 млн людей со всего мира ежегодно посещают мост. Хотя и построен он до появления современной сейсмической техники, мост "Золотые Ворота" достойно встретил все землетрясения. Землетрясение Loma Prieta, произошедшее в 1989 г. не явилось исключением. В это время и родился новый проект, который, вероятно, будет самым большим и наиболее важным в жизни моста.

Сейсмическая защита моста "Золотые Ворота" необходима для того, чтобы он мог выдержать большое землетрясение в случае, если его эпицентр окажется в опасной близости от моста. Сильнейшие воздействия, вызванные перемещениями земной коры, неизбежными при таком землетрясении, могут серьезно и необратимо повредить основные элементы исторического сооружения.

В свое время для строительства моста потребовалось четыре года, разрушен же он может быть менее чем за 60 секунд. Принявшись за осуществление новейшей сейсмической защиты моста "Золотые Ворота", ее авторы и исполнители бросили вызов времени.

Проектирование и разработка всех защитных мероприятий были направлены на то, чтобы обеспечить движение, во-первых, критической нагрузки по мосту в момент непосредственно после большого землетрясения, во-вторых, всего транспорта в течение последующего месяца, в третьих, транспортного потока в период производства работ по защите; а также на то, чтобы сохранить эстетическую и историческую целостность моста.

Предложенные мероприятия по защите включают как регулирование взаимного отношения размеров конструкций, направленного на уменьшение сильных воздействий землетрясения, обусловленных движением земной коры, так и усиление конструкций для того, чтобы уменьшить повреждения, вызываемые этими воздействиями. Эти мероприятия будут применены и для стальных элементов главного моста, и для виадуков на подходах к нему, и для железобетонных опор, пилонов и анкерных опор.

Для подвесного моста, составляющего значительную часть объекта, предложенные защитные мероприятия будут применены в устоях, сооружениях башенного типа и пилонах. Соединение опорных подушек вантового кабеля с верхом башенных опор будет усилено. Стальные колонны башенных опор и распорки, соединяющие их, будут усилены. Соединения между башенными опорами и фермы мостового полотна будут также усилены путем установки амортизаторов. Разумеется, касается это и железобетонных устоев. Предусмотрено также усиление пилонов по концам моста, анкеры же будут заглублены в скальное основание. Потребуется и дополнительное усиление связей по всему мосту.

Стальные элементы подходных виадуков и арка Fort Point будут защищены усилением оснований, усилением и заменой элементов, установкой сейсмических изоляторов перемещений и амортизаторов и соединением отдельных пролетов так, чтобы они могли перемещаться во время землетрясения совместно.

Железобетонные анкерные сооружения и пилоны будут защищены установкой новых внешних каркасов и стеновых панелей, усилением связей между существующими панелями и диафрагмами перекрытий и усилением фундаментов.

С самого начала за состояние декоративных элементов сооружения отвечали архитекторы-консультанты Ирвинг Морроу и его жена Гертруда. Они упростили пешеходное ограждение до небольших однообразных стоек, установленных на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы обеспечить автомобилистам свободный обзор. Осветительные мачты были установлены под углом к горизонтали, а к горизонтальным связям пилонов были добавлены вертикальные ребра для того, чтобы подчеркнуть эффект, вызываемый падающим на сооружение солнечным светом. Прямоугольные порталы пилонов уменьшают подъем, еще больше подчеркивая высоту пилонов. Эти архитектурные новшества определяют архитектурный стиль моста "Золотые ворота". Именно этот стиль известен и признан во всем мире.

Ирвинг Морроу составил отчет, озаглавленный "Цвет и освещение "Золотых Ворот", в котором указал, что наиболее важными для освещения сооружения являются такие факторы, как значительный во всех отношениях масштаб проекта и его общенациональная значимость. Тщательность, с которой Морроу подошел к проектированию схемы освещения моста, в состоянии и далее акцентировать уникальность "Золотых Ворот". Архитектору не нравилось одинаковое освещение всех элементов моста в сочетании с его большими размерами. Результат мог показаться слишком искусственным. Например, пилоны должны были меньше освещаться вверху для того, чтобы они казались парящими за пределами освещения. Далее, учитывая масштабность и значимость проекта, Морроу считал, что мигающее, вспыхивающее и прочие виды эффектного освещения не ухудшили бы великолепия сооружения. Поэтому для освещения ездового полотна он применил испарительные натриевые лампы низкого давления, дающие желтый, не ослепляющий проезжающих автомобилистов свет. Эти лампы пользовались наибольшим спросом в 1937 году.

Следует сказать, что то, что в самом начале предложил Морроу, не было реализовано при строительстве моста из-за недостатка бюджетных средств. Однако в 1987 г. пиком торжеств в честь 50-летия моста, сопровождаемых вечерним фейерверком, стал момент начала нового освещения пилонов. Было осуществлено как раз то, что предлагал Морроу. В новом освещении пилоны как бы уходят в вечернюю темноту, что в еще большей степени подчеркивает их высоту.

Мост "Золотые Ворота" был всегда окрашен в оранжевый вермильон, считавшийся международным цветом. Отвергая черный и серый, Морроу выбрал именно этот цвет, так как он хорошо гармонирует с окружающей обстановкой. Окраска моста является постоянной задачей эксплуатирующей его организации и основной ее работой по его содержанию. Краска защищает мост от воздействия солей, содержащихся в воздухе в достаточно высокой концентрации. Соли эти вызывают коррозию элементов моста. Существует много рекомендаций по поводу частоты окраски моста. Одни говорят, что достаточно делать это один раз в семь лет, другие настаивают на ежегодной окраске.

Следует помнить, что после постройки мост был окрашен грунтовкой из свинцового сурика, поверх которой было нанесено свинцовосодержащее покрытие. В течение последующих 27 лет требовалась лишь возобновлять отделку сооружения. После 1965 года, когда коррозия стала прогрессировать, возник проект удаления существующей краски и замены ее неорганической грунтовкой на основе силиката цинка с покрытием поверхности акриловой эмульсией. Этот проект был завершен в 1995 году. В настоящее время систематическая отделочная окраска моста производится в соответствии с требованиями текущего содержания.

24 мая 1987 года отмечалось 50-летие перекрытия сан-францисского пролива. Люди со всего мира приехали отдать дань уважения мосту "Золотые Ворота", принять участие в историческом торжестве и сохранить об этом долгую память.

Праздник "Bridgewalk-87" стал возрождением дня "Pedestrian Day-37". Около 300 000 пешеходов заполнило мостовое полотно. В 11 часов утра по местному времени мост был освобожден для проезда праздничного кортежа старинных автомобилей. Мероприятие было данью уважения к тысячам автомобилистов, проезжающих по мосту каждый день. Совет директоров отменил в этот день плату за проезд по мосту.

Дальнейшие торжества продолжились вечерним концертом, состоявшимся на украшенной звездами сцене San Francisco Marina Green and Crissy Field. Праздник закончился великолепным фейерверком, напоминающим ниспадающий с моста блестящий водопад. Апогеем светового представления было включение нового освещения пилонов. Они купались в неярком свете, как это первоначально представлялось 50 лет назад архитектору моста Морроу. Это был по-настоящему подходящий и эффектный финал незабываемого дня.

Ныне идет 61-й год эксплуатации моста...

Подготовил Геннадий ГОРОШКО


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 49 за 1997 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость