Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Беларусь за 9 месяцев 1997

31 октября 1997 года прошло заседание коллегии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь. Сегодня мы публикуем краткий отчет об этом заседании. Основным на заседании был вопрос "Об итогах работы отрасли за 9 месяцев 1997 г. и ходе выполнения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 1997 г. № 922"

На заседании коллегии отмечено, что промышленными предприятиями отрасли за январь-сентябрь 1997 года обеспечен рост объемов производства продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в сопоставимых ценах на 108,6%, при запланированном росте 106%.

Министерством совместно с облисполкомами, Минским горисполкомом проведена работа по подготовке предприятий жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону. Выполнены основные объемы подготовительных работ, включая задания по замене теплосетей, ремонту котлов большой мощности и профилактическому ремонту котельных.

В рамках программы по подготовке коммунальных объектов к работе в осенне-зимнем периоде в запланированных объемах произведены ремонты сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения. В основном завершена подготовка жилищного фонда местных Советов к эксплуатации в зимних условиях.

За 9 месяцев 1997 г. не допущено снижения объемов жилищно-коммунальных услуг по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Объем платных услуг, оказанных населению объединениями, предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства за 9 месяцев 1997 г., возрос на 40,4% по сравнению с соответствующим периодом 1996 г.

Снижение себестоимости единицы оказанных жилищно-коммунальных услуг в целом по республике в сопоставимых условиях составило: по тепловой энергии собственной выработки - 1,5%; по эксплуатации жилищного фонда - 4,1; по водоснабжению - 2,3; по водоотведению - 2,2; по городскому электротранспорту - 18,8%.

В результате работ по внедрению энергосберегающих мероприятий на предприятиях отрасли за 9 месяцев текущего года сэкономлено 86,7 тыс. тонн условного топлива, при этом снижение составляет 7% по сравнению с уровнем прошлого года, при задании - 8%.

Во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 июля 1997 г. № 855 "О дальнейшем внедрении приборного учета расхода газа, воды и тепловой энергии" продолжалась работа по оборудованию жилфонда, ЦТП и котельных приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов. На 1.10.97 г. 80% жилищного фонда оснащено приборами группового учета расхода холодной воды и 44% ЦТП - приборами учета тепловой энергии. Из 863 ЦТП, обеспечивающих как отопление, так и горячее водоснабжение, на 129 ЦТП (15% от общего числа) установлены автоматические регуляторы подачи тепла на отопление в зависимости от температуры наружного воздуха.

За 9 месяцев текущего года на строительстве коммунальных объектов отрасли освоено 341162 млн руб., или 81% объема капитальных вложений, запланированных на год. Ввод общей площади жилья после капитального ремонта увеличился по сравнению с уровнем прошлого года на 12,9 тыс. м 2 и составил 114,7 тыс. м 2.

Во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 1997 г. № 922 "О погашении задолженности за природный газ и энергию" областными управлениями ЖКХ, городскими, районными объединениями, предприятиями и организациями системы министерства проведена работа по погашению задолженности за потребленные при производстве коммунальных услуг природный газ, электрическую и тепловую энергию.

В ходе выполнения утвержденных графиков погашения задолженности за август-октябрь 1997 г. общая сумма задолженности за потребленный природный газ снизилась с 561,8 до 181,9 млрд руб., или на 67,7%, общая сумма задолженности за потребленную электрическую и тепловую энергию снизилась с 1 246,6 до 552,2 млрд руб., или на 55,7%.

Не дали должного эффекта работы по погашению задолженности за потребленный природный газ и энергию объединения, предприятия и организации УЖКХ Гомельского и ПУЖКХ Могилевского облисполкомов. Хуже ситуация с погашением задолженности за энергоресурсы в областных центрах и городах областного подчинения республики: Гомеле, Могилеве, Светлогорске, Бобруйске и ряде других.

На заседании отмечена неисполнительность руководителей ПУ "Водоканал", ГПО ЖКХ Гомельского облисполкома, которые не выполнили неоднократные указания министра о погашении задолженности за энергоресурсы и задолженности потребителей за услуги водоснабжения.

Не лучше ситуация в УКП Могилевского горисполкома, где за период с 1 августа по 30 октября 1997 года погашено лишь 11,8% от суммы, установленной графиком погашения задолженности за потребленные энергоресурсы.

На фоне значительных сумм задолженности за потребленные энергоресурсы практически во всех регионах республики недостаточно ведется работа по погашению дебиторской задолженности за потребленные коммунальные услуги. За период с 1 июля по 30 октября 1997 г. данная задолженность снизилась с 2 361,6 до 1 838,4 млрд руб., или всего на 22,2%.

При этом погашение дебиторской задолженности происходит в основном за счет ликвидации задолженности бюджетных организаций. Так, при общей сумме сокращения дебиторской задолженности на 523,2 млрд руб. задолженность бюджетной сферы сократилась на 420,7 млрд руб., т. е. составила 80,4% от общей суммы сокращения задолженности.

По итогам обсуждения по министерству издан приказ, в котором работа областных управлений ЖКХ, ЖКА "Миноблкоммунальник", ГПУЖХ, УПКО, ПП "Минсккоммунтеплосеть", Мингорисполкома по погашению задолженности за потребленные природный газ и энергию, сокращению дебиторской задолженности за отпущенные коммунальные услуги признана неудовлетворительной.

Приказом министра за низкий уровень организации работы по своевременным расчетам и погашению задолженности за тепло- и электроэнергию, а также за несвоевременные взыскания задолженности с потребителей отдельные руководители предприятий отстранены от занимаемых должностей.

Коллегия потребовала незамедлительно принять исчерпывающие меры по полной ликвидации до 1 декабря 1997 г. задолженности за потребленные природный газ и энергию; в недельный срок ликвидировать задолженность за потребленный природный газ и обеспечить безусловное выполнение графиков погашения задолженности за потребленную энергию.

С 1 января 1998 г. подведомственным объединениям, предприятиям и организациям запрещено заключение договоров на поставку потребителям (кроме населения и собственных нужд) теплоэнергии, вырабатываемой источниками, принадлежащими другим министерствам, ведомствам. Рекомендовано внести предложения в облисполкомы, Минский горисполком о перезаключении договоров с теплоснабжающими организациями других министерств и ведомств с целью производить расчеты только за потребленную жилищным фондом и коммунальными объектами теплоэнергию.

По согласованию с исполкомами предполагается производить отключение потребителей (кроме населения) от систем тепло- и водоснабжения при наличии просроченной задолженности по оплате потребленных коммунальных услуг.

Исполкомам предложено разработать и утвердить графики погашения дебиторской задолженности предприятиям и организациям ЖКХ за оказанные коммунальные услуги учреждениям бюджетной сферы, а также субъектам хозяйствования.

Получаемые из бюджета и из инновационного фонда концерна "Белэнерго" ассигнования для организации приборного учета необходимо направлять в первую очередь на установку приборов группового регулирования потребления теплоэнергии на отопление и горячее водоснабжение, а также на завершение оборудования жилищного фонда приборами группового учета расхода холодной воды.

Коллегия потребовала обеспечить приемку ведомственного жилищного фонда в соответствии с графиками, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.97 г. № 972 "О передаче-приемке ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность".

До середины декабря 1997 г. руководителям областных управлений ЖКХ и объединений необходимо представить в министерство согласованные с облисполкомами предложения по приемке в коммунальную собственность объектов жилищно-коммунального назначения в сельской местности и принять меры по дальнейшему сокращению просроченной задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В приказе по министерству по итогам коллегии учтены заверения руководителей ряда предприятий ЖКХ о погашении задолженностей в ближайшие сроки.

Заседание коллегии рассмотрело также вопрос "О состоянии работы по ценообразованию и контролю за применением цен на ритуальные услуги и услуги банного хозяйства на предприятиях и в организациях ПУЖКХ Гродненского облисполкома".

Коллегия отметила, что исполнительская дисциплина по формированию и применению цен и тарифов на ритуальные услуги и услуги банного хозяйства на предприятиях и объединениях ПУЖКХ Гродненского облисполкома находятся не на должном уровне. Со стороны областного производственного управления жилищно-коммунального хозяйства, руководства подведомственных организаций и объединений не приняты исчерпывающие меры по выполнению приказов министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и постановлений коллегии министерства о наведении должного порядка в формировании и применении цен и тарифов на выпускаемую продукцию и предоставляемые услуги населению.

Коллегия признала работу ПУЖКХ Гродненского облисполкома, подведомственных ему объединений и предприятий по формированию и контролю за применением цен и тарифов на ритуальные услуги и услуги банного хозяйства, развитию указанных подотраслей недостаточной, за что строго указано руководителям.

Для устранения имеющихся недостатков коллегия предусматривает проведение выборочных проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных объединений и предприятий, оказывающих ритуальные услуги, услуги банного и гостиничного хозяйства.

В облисполкомах в кратчайший срок будут разработаны предельные цены на минимальный перечень ритуальных услуг (предоставление гроба и автокатафалка, копка могилы) в размере, не превышающем суммарно 50% от государственного пособия на погребение.

Планируется расширение номенклатуры изготавливаемых ритуальных изделий и оказываемых услуг, внедрение новых видов изделий и услуг с целью полного удовлетворения спроса населения и максимального упрощения для населения всей процедуры организации и проведения похорон.

На предприятиях будут проведены проверки наличия и при необходимости обновлены и пополнены нормативно-технические документы (стандарты, технические условия) на все изготавливаемые предметы похоронного ритуала и предоставляемые похоронные услуги.

До конца года будут проведены проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций ритуального обслуживания и банного хозяйства. Намечены другие меры по снижению себестоимости и убытков в вышеуказанных подразделениях.

Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 44 за 1997 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость