Техническое нормирование и сертификации в строительной отрасли

30-31 сентября состоялся республиканский семинар "Проблемы технического нормирования и сертификации в строительной отрасли", организованный Министерством архитектуры и строительства РБ, государственным предприятием "Стройтехнорм" и Республиканским советом белорусского научно-технического общества строителей.

Общие сведения

Проведение данного семинара во многом было обусловлено принятием нового закона о стандартизации, требованиям которого обязаны подчиняться все предприятия и организации белорусской строительной отрасли, независимо от форм собственности. Суть закона заключается в том, что строительная продукция и услуги должны соответствовать стандартам, определенным государственными структурами соответствующего профиля.

В структуру органов технического нормирования, стандартизации и сертификации строительных материалов, созданную в рамках "Национальной системы сертификации РБ", входят республиканский центр по техническому нормированию и стандартизации - ГП "Стройтехнорм" и технические комитеты, работающие по 13 основным направлениям строительного и промышленного производства. За период с 1994 года по настоящее время вышеназванными структурами было разработано и утверждено 67 национальных нормативно-технических документов, а также введены в действие и изданы 73 межгосударственных стандарта. Сейчас ведется разработка еще 186 национальных нормативно-технических документов. Коренное отличие новых нормативных документов от традиционных ГоСТов и СНиПов заключается в том, что в них оговариваются только основные качественные параметры выпускаемой строительной продукции, а не их детальные характеристики. Например, если речь идет о производстве окон, в новых государственных стандартах нормируются только важнейшие строительно-физические, технические и эксплуатационные качества изделий - коэффициент теплопроводности, звукоизолирующая способность и т. д. Менее значительные детали - например, размеры сечений и конфигурации профилей окон - оставляются на усмотрение проектировщиков. Судя по этому нововведению, разработанные за последнее время стандарты для строительной отрасли по своей "идеологии" немного приблизились к западноевропейским нормам.

Реальная строительная практика

Как показали инспекции, проведенные на выборочно взятых предприятиях строительной промышленности, нарушение нормативной документации - довольно распространенное явление. Результаты проверок выявили, что около 50% продукции, производимой на данных предприятиях, не отвечает нормативным требованиям. Для изменения сложившейся ситуации создается специальное подразделение по межведомственному контролю за выполнением требований нормативной документации в строительстве. Очевидно, такая мера позволит несколько улучшить положение дел. Но возможно ли при помощи репрессивно-контролирующих мероприятий полностью решить данную проблему? По всей видимости, нет. Проблема соответствия продукции белорусских предприятий стройиндустрии действующим нормативным требованиям, да и качества продукции вообще требует комплексного рассмотрения.

Во-первых, в настоящее время в республике предусматриваются два вида сертификации - обязательная и добровольная. Обязательная сертификация применяется в тех случаях, когда речь идет о безопасности. Добровольная сертификация продукции - это скорее составляющая положительного имиджа предприятий. В строительной отрасли предусматривается добровольная сертификация продукции. Статистика, касающаяся данного вопроса, такова. В период с 1995 года по настоящее время в государственное предприятие "Стройтехнорм" поступили заявки по поводу проведения сертификации от 48 предприятий строительного комплекса (20 подведомственных предприятий Министерства архитектуры и строительства, 6 зарубежных фирм и 22 предприятия других министерств и ведомств). Приведенные цифры свидетельствуют, что сертификация еще не получила должного распространения. Наиболее активно сертификацией своей продукции из всех предприятий белорусской строительной промышленности занимаются АО "Забудова", ОАО "Керамин", ОАО "Красносельскцемент" и другие фирмы, имеющие неплохие показатели экономического развития. А для подавляющего большинства субъектов белорусской стройиндустрии сертификация продукции пока что не является инструментом для повышения качества и конкурентоспособности выпускаемых изделий.

Говоря о сертификации строительной продукции, необходимо заострить внимание на одном важном моменте. С 1 октября 1997 года применение в проектировании и строительстве импортируемых из-за рубежа материалов, изделий, конструкций и технических решений, а также аналогичной новой продукции, выпускаемой в республике, разрешено только после получения технических свидетельств, выдаваемых Министерством архитектуры и строительства. С одной стороны, эта мера может принести определенную пользу в области защиты белорусского строительного рынка от некачественной продукции. С другой стороны, очевидно, что данный указ вызовет дополнительные сложности в деятельности предприятий-производителей и фирм-импортеров строительных изделий. Как строительный рынок отреагирует на введение руководящего документа о техническом освидетельствовании продукции? Этот вопрос можно охарактеризовать как достаточно интересную тему для дальнейшего рассмотрения.

Основные проблемы стандартизации и сертификации в строительстве

Очень часто от специалистов, работающих в строительной сфере, можно услышать нарекания по поводу медленных темпов совершенствования нормативно-законодательной базы. Действительно, несмотря на усилия соответствующих структур, разработка национальных нормативно-технических документов ведется не слишком высокими темпами. Одной из основных причин, повлиявших на сложившееся положение вещей, является низкий технический уровень испытательной базы строительной отрасли. Подавляющее большинство белорусских лабораторий и испытательных центров укомплектованы физически и морально устаревшим оборудованием. На семинаре был приведен действительно уникальный пример, подтверждающий существование оборудования, работающего ...с 1906 года.

Очень серьезной проблемой является исследование и сертификация большой группы теплоизоляционных, звукоизоляционных, герметизирующих, лакокрасочных и других материалов (особенно тех, которые производятся с использованием полимерных составляющих). Исследования данных изделий по всем показателям качества в настоящее время невозможно провести из-за отсутствия в республике специального испытательного оборудования и методик испытаний. Данная проблема актуальна и для многих других видов строительной продукции, ввозимой из-за рубежа.

Зарубежные стандарты: хороши, но недоступны

Дискуссии по поводу потенциальных возможностей белорусских производителей строительной продукции в области завоевания зарубежных рынков сбыта - неизменный атрибут любого крупномасштабного семинара или коллегии для специалистов строительной отрасли. На таких мероприятиях довольно часто можно услышать утверждения, что экспансии белорусской строительной продукции за рубеж мешает ее несоответствие действующим там техническим стандартам и нормам. С этим трудно спорить. С другой стороны, сертификация и применение импортных материалов и изделий в Беларуси также сдерживаются из-за различий, существующих между местными и зарубежными строительными стандартами. На республиканском семинаре, которому посвящена данная статья, был введен термин "гармонизация национальных нормативных документов с нормативными документами других государств". Что стоит за этим термином? Попробую расшифровать. Белорусская нормативно-законодательная база в строительстве наиболее "гармонизирована" с аналогичной базой Российской Федерации. На территории республики можно беспрепятственно применять стандарты для строительной отрасли, разработанные в России (особенно те, которые не связаны с требованиями безопасности). Так что белорусские предприятия, использующие в своей работе строительные материалы и изделия, сертифицированные в России, находятся в наиболее выгодном положении. Совместные белорусско-германские предприятия испытывают в своей деятельности более серьезные проблемы. Соглашение между белорусскими органами стандартизации и Институтом стандартизации Германии предусматривает только информационную поддержку со стороны последнего. Иными словами, знать о немецких стандартах можно, а применять их на территории республики нельзя. Что делать совместным фирмам? Единственный путь, который допускается белорусским законодательством, таков: включение немецких стандартов в местные строительные стандарты. Правда, здесь существует еще один немаловажный нюанс. Перевод немецкой нормативно-технической документации может быть осуществлен только в республиканских государственных органах, которым поручен контроль за стандартизацией: Министерстве архитектуры и строительства и Комитете по стандартизации, метрологии и сертификации. В противном случае документы признаются недействительными. Конечно, такие барьеры создают дополнительные сложности в работе белорусско-германских СП и других предприятий, использующих немецкую строительную продукцию. Но и эти проблемы решаемы, о чем свидетельствует опыт некоторых белорусских фирм, сертифицировавших свою продукцию на основе иностранной нормативно-технической документации (в частности, АО "Забудова").

Что делать?

Какие меры необходимо предпринять для того, чтобы процесс стандартизации, нормирования и сертификации в строительстве не был "мучительно больным"? Во-первых, планы и проекты, касающиеся дальнейшего развития стандартизации в строительной отрасли республики, должны своевременно доводиться до сведения всех заинтересованных сторон. Только в этом случае те, для кого разрабатываются стандарты, смогут на ранней стадии узнать, чем им придется пользоваться в будущем, и, возможно, повлиять на ход событий, учитывая свои интересы. Второе требование находится в компетенции Министерства архитектуры и строительства и касается подготовки кадров, владеющих вопросами стандартизации и нормирования на высоком профессиональном уровне. Техническое перевооружение испытательной базы для стандартизации, по всей видимости, может быть проведено тоже при помощи "моральной" и финансовой поддержки министерства.

Что касается предприятий, заинтересованных в сертификации своей продукции или разработке новых технических нормативов, то им можно посоветовать только одно - быть активнее. Обращаться в государственные органы стандартизации, требовать у них необходимую информацию, предлагать свою помощь... в общем, добиваться своего. Наиболее дальновидные предприятия так и поступают. И плюсы активной стратегии очевидны.

Александра ПОНОМАРЕВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 1997 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость