Конгресс "Жизнеобеспечение и развитие городов"

Участникам выставки Экспогород-97 и первого белорусского конгресса "Жизнеобеспечение и развитие городов", всем читателям предлагаем ознакомиться со статьей министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Бориса Васильевича Батуры. Знание возможностей и перспектив развития городского хозяйства Беларуси поможет деловым людям правильно спланировать свою коммерческую деятельность с наибольшей эффективностью приложить свои усилия.

1. Общие сведения и состояние жилищно-коммунального хозяйства республики

Жилищно-коммунальное хозяйство республики представляет собой сложный народнохозяйственный комплекс, объединяющий предприятия более чем 20 подотраслей, деятельность которых в значительной мере определяет настроение людей, служит мерилом эффективности осуществляемых социально-экономических преобразований. К основным подотраслям и видам деятельности относятся эксплуатация жилищного фонда, водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод, теплоснабжение, городской электрический транспорт, лифтовое, гостиничное хозяйство, благоустройство, озеленение и санитарная очистка населенных пунктов, ремонтно-строительное производство, отраслевая промышленность, научно-исследовательская и проектная деятельность.

Жилищный фонд республики составляет около 3,7 млн квартир и индивидуальных жилых домов общей площадью 200,5 млн кв. метров. Государственные и общественные жилые помещения составляют 37,8%, индивидуальные - 57,0%, жилищно-строительные кооперативы - 5,2% от общей площади жилищного фонда республики. Свыше двух третей жилья располагается в городах и поселках городского типа.

Водоснабжение и водоотведение является одной из наиболее фондо- и энергоемких подотраслей жилищно-коммунального хозяйства, ежесуточно подающей потребителям 2,3 млн куб. метров питьевой воды и пропускающей 2,1 млн куб. метров стоков.

Совместно с Европейским банком реконструкции и развития проводится работа по проекту водоснабжения и охраны окружающей среды в Бресте, Витебске, Гродно. Датской фирмой "КОВИ" при участии Минжилкомхоза разработано технико-экономическое обоснование указанного проекта.

В результате улучшения эксплуатации и повышения эффективности работы очистных сооружений сокращен сброс недостаточно очищенных сточных вод с 91,5 млн куб. метров в 1993 г. до 10,3 млн куб. метров в 1996 г. С целью сокращения сроков строительства, снижения капитальных затрат при строительстве и эксплуатации очистных сооружений, экономии энергоресурсов внедряются компактные блочные конструкции очистных сооружений, новое технологическое и насосное оборудование (решетки тонкого процеживания, погружные насосы фирм "Сарлин", "Флюгт", КСБ и др.).

В коммунальной теплоэнергетике эксплуатируется около 1 400 котельных и 5 000 км тепловых сетей в двухтрубном исчислении, которые обеспечивают услугами центрального отопления и горячего водоснабжения жилищный фонд, объекты социально-культурного и бытового назначения республики. Годовая выработка тепловой энергии составит в 1997 году 7,5 млн Гкал, на что потребуется 1,3 млн тонн условного топлива.

В отрасли уделяется постоянное внимание вопросам экономии топливно-энергетических ресурсов. Разработана и действует долгосрочная программа по энергосбережению до 2000 года.

В результате принятых мер по экономии топливно-энергетических ресурсов в 1996 г. снижены удельные нормы расхода топлива на отпуск тепловой энергии котельными мощностью более 10 Гкал/час на 1,5% к уровню 1995 года, а котельными мощностью 0,5 - 10 Гкал/час - на 2%. За счет внедрения энергосберегающих мероприятий получена экономия 86,7 тыс. тонн условного топлива и около 44,2 млн кВт•ч электроэнергии (при этом снижение составляет 7% от суммарного потребления при задании 8%).

В решении вопросов эффективного использования тепла и воды, снижения себестоимости коммунальных услуг большое значение имеет внедрение приборного учета и систем регулирования. На 1.10.97 г. 80% жилфонда оснащено приборами группового учета расхода холодной воды и 44% ЦТП - приборами учета тепловой энергии. Из 863 ЦТП, обеспечивающих как отопление, так и горячее водоснабжение, на 129 ЦТП (15% от общего числа) установлены автоматические регуляторы подачи тепла на отопление.

Городской электрический транспорт функционирует в 9 городах республики с общим населением около 4 млн человек и обеспечивает в них более половины объема внутригородских пассажирских перевозок.

Городской электрический транспорт является одним из самых больших потребителей электрической энергии, свыше 90% которой расходуется на пассажирское движение. В прошлом году ПО "Белкоммунмаш" освоило серийное изготовление новой менее энергоемкой модели белорусского троллейбуса с тиристорно-импульсной системой управления тяговым электроприводом. Эксплуатационные испытания показали снижение расхода электроэнергии на пассажирское движение на 30%. Учитывая, что затраты на электроэнергию составляют 30-40% от общей себестоимости, внедрение новых троллейбусов позволяет обеспечить снижение себестоимости пассажироперевозок на 10%. В эксплуатационные предприятия горэлектротранспорта поступило 20 таких машин.

Предприятия санитарной очистки ежегодно обрабатывают около 10 млн куб. метров твердых бытовых отходов (ТБО), основная масса которых вывозится на 163 полигона площадью 828 га. Регулярной санитарной очисткой охвачено свыше 80% городских населенных пунктов республики.

Проводится определенная работа по улучшению состояния санитарной очистки городов республики. Отвод земель и строительство полигонов для захоронения твердых бытовых отходов осуществляется только по разработанным проектам, на большом расстоянии от городов (Брест - 44 км, Могилев - 28 км, Гомель - 40 км и т. д.). В целях сокращения транспортных расходов разработана проектно-сметная документация на строительство сортировочно-перегрузочных станций ТБО в Бресте и Минске.

Отраслевым предприятием "Техно-ресурс" разработана концепция переработки ТБО в условиях республики. Разработана технология биотермической переработки ТБО ( в том числе совместно с осадком сточных вод). Усовершенствованная технология позволит обеспечить снижение стоимости строительства перерабатывающих заводов в 1,8-2 раза, энергопотребления в 1,5-1,8 раза по сравнению с предприятиями-аналогами в странах СНГ.

Предприятия отраслевой промышленности (ПО "Белкоммунмаш", Минский опытно-экспериментальный литейно-механический завод, Гомельский завод "Коммунальник", Осиповичский завод "Коммаш", Слонимская опытно-экспериментальная фабрика "Гостиничная мебель") обеспечивают выпуск продукции производственно-технического назначения для нужд отрасли. Они производят троллейбусы и запасные части к ним, ремонт троллейбусов и трамваев, изготавливают коммунальные машины и средства механизации ремонтно-строительных работ, водогрейные котлы, горелки для сжигания жидкого топлива и газа, вентиляторы, водоподогреватели, погружные и циркуляционные насосы, водоразборную и запорно-регулирующую арматуру, мебель для гостиниц, гранитную и мраморную плитку (всего около 150 наименований изделий).

Деятельность отраслевых институтов ("Белкоммунпроект", "Белводоканалпроект", "Белжилпроект") направлена на проектирование объектов коммунального хозяйства и капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда. Научно-производственное объединение "Жилкоммунтехника" и научно-производственное предприятие "Энергия" осуществляют разработку новых видов коммунальных машин, средств автоматики, приборов, узлов и агрегатов для коммунальной энергетики, ресурсосберегающих технологий.

Развитие отрасли осуществляется на базе научно-технических мероприятий, которые были определены в государственной республиканской программе "Жилищно-коммунальное хозяйство Беларуси", завершенной в 1996 году. Дальнейшее развитие заданий этой программы отразилось в двух государственных научно-технических программах, рассчитанных на 1996-1998 гг.: "Городское хозяйство" и "Городской транспорт".

Получила признание и практическое решение со стороны правительства республики необходимость перехода к безубыточному развитию отрасли. Предприняты конкретные шаги и получены реальные результаты по выполнению Указа Президента Республики Беларусь "О снижении себестоимости работ и услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве".

Снижение себестоимости жилищно-коммунальных услуг достигается в основном за счет упорядочения учета затрат, совершенствования экономического анализа и ряда других факторов организационно-методического характера. Однако острый дефицит финансовых ресурсов, в первую очередь недостаток инвестиций, не дал возможности ввести в действие в полном объеме главные факторы снижения себестоимости продукции работ и услуг отрасли - совершенствование технологии и организации производства жилищно-коммунальных услуг.

2. Концептуальные основы реформирования отрасли

Основным направлением развития отрасли является поэтапное обеспечение ее безубыточного функционирования при условии стабилизации и систематического снижения себестоимости продукции, работ и услуг. Главным фактором снижения себестоимости является сокращение расхода топливно-энергетических, финансовых ресурсов в расчете на единицу производимых отраслью продукции, работ и услуг за счет внедрения прогрессивных технологий производства. Непременным условием при снижении себестоимости является сохранение и последовательное повышение качества жилищно-коммунальных услуг.

На первом этапе основным регулятором развития отрасли должна стать цена ее продукции, работ и услуг вместо ныне действующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. Цена на продукцию отрасли в перспективе должна возмещать не только затраты на текущую эксплуатацию, но и отчисления на капитальный ремонт жилищного фонда и коммунальных объектов, а также отчисления на их полное восстановление. Достижение этой цели полностью зависит от уровня денежных доходов населения, что еще раз подтверждает общеэкономический характер основных проблем развития отрасли.

На втором этапе будут созданы экономические предпосылки для разгосударствления жилищно-эксплуатационных и коммунальных предприятий. Начнется формирование рынка жилищно-коммунальных услуг, основной функцией которого станет расширение номенклатуры и повышение качества предоставляемых населению услуг при сохранении государственного контроля за ценами и тарифами.

Направления развития приоритетных видов деятельности жилищно-коммунального хозяйства республики (эксплуатация и ремонт жилищного фонда; водоснабжение и канализация; теплоснабжение; городской электрический транспорт) следующие.

В реформировании жилищного хозяйства требуется создание нормативной базы для повышения ответственности граждан за сохранность жилья, а также заинтересованности жилищно-эксплуатационных организаций в постоянном улучшении его обслуживания. В этой связи необходимо ускорить принятие Закона "О совместных домовладениях" и нового Жилищного кодекса. Следует глубже изучать передовой опыт стран СНГ, активизировать работы по тиражированию опыта создания негосударственной жилищной компании в г. Лиде и ассоциаций домовладельцев в г. Бресте.

Актуальной является задача разработки общегосударственной стратегии преобразования жилищного фонда, особенно двух- и пяти этажных домов, построенных в пятидесятые - шестидесятые годы. Эта проблема наиболее эффективно решается при модернизации не отдельных зданий, а градостроительных образований, т. е. улиц, кварталов, микрорайонов. Примером такого подхода к решению проблемы является проект модернизации квартала "Золотая горка". В связи с этим перед нами стоит ответственная задача по разработке государственной комплексной программы модернизации и тепловой реабилитации крупнопанельных жилых домов, построенных по типовым проектам первых массовых серий.

В 1997 г. и последующие годы перед отраслью стоит задача по реализации очередного этапа создания единой системы кадастров недвижимого имущества, объединяющей Государственный земельный кадастр, Кадастр зданий и сооружений, Кадастр подземного недвижимого имущества. Необходимо создать нормативную базу и реализовать в городах Минске и Бресте пилот-проекты системы кадастров подземного недвижимого имущества для последующего тиражирования во всех административно-территориальных образованиях республики.

В водопроводно-канализационном хозяйстве необходимо осуществить широкий комплекс мер по снижению затрат на производство и повышение эффективности сооружений. В основу развития подотрасли должен быть положен принцип максимального сокращения объема капитальных вложений на объекты нового строительства за счет модернизации и реконструкции действующих сооружений, направленных на экономию электроэнергии и повышение эффективности систем водоснабжения и водоотведения, поскольку 60% себестоимости продукции ВиК составляют затраты на электроэнергию.

Вопросы экономии топливно-энергетических ресурсов в коммунальной теплоэнергетике требуют особого внимания. Основными направлениями по внедрению энергосберегающих технологий в этой подотрасли являются: замена неэффективных чугунных котлов на стальные, перевод котельных на более дешевые и доступные виды топлива, оснащение жилых домов и ЦТП приборами учета и системами регулирования потребления тепловой энергии, расширение коммерческого применения приборов учета, применение предварительно изолированных труб при замене тепловых сетей, перевод котельных на экономный режим работы, предусматривающий сокращение расхода топлива, подачу горячей воды по согласованным с исполкомами графикам, максимальное уменьшение расхода топлива на котельных при положительных температурах наружного воздуха.

Развитие городского электрического транспорта осуществляется за счет сокращения отставания в обновлении подвижного состава, перевода тяговых подстанций на телеуправление с внедрением комплексов телемеханики, совмещенных с ЭВМ; дальнейшего обновления парка подвижного состава городского электротранспорта белорусскими троллейбусами новейших конструкций.

Б. В. БАТУРА, министр жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 42 за 1997 год в рубрике выставки

©1995-2024 Строительство и недвижимость