Модернизация и тепловая реабилитация жилых домов

С июля 1997 года в Беларуси началась работа по выполнению государственной программы "Модернизация и тепловая реабилитация жилых домов на 1997-2000 годы".

Сегодня о программе и мероприятиях по ее выполнению рассказывает заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Георгий Георгиевич Добровольский.

- Георгий Георгиевич, Вы являетесь одним из авторов государственной программы "Модернизация и тепловая реабилитация жилых домов на 1997-2000 годы". Расскажите о причинах ее появления и основном содержании.

Практика осуществления капитального ремонта и модернизации жилищного фонда местных Советов показывает, что прогрессирующий рост затрат на эти цели и повышение вероятности возникновения аварийных ситуаций определяются в основном хроническим недостаточным ремонтом жилых домов.

Недостаток средств только в 1996 году привел к снижению общей площади капитально отремонтированных домов в 2,6 раза по сравнению с 1991 годом. Не ведется реконструкция и модернизация жилых домов, построенных по типовым проектам первых массовых серий, в том числе и крупнопанельных.

Расчеты показывают, что при помощи модернизации жилых домов можно получить дополнительную относительно недорогую жилую площадь, улучшить архитектурный облик и среду обитания. Высока также социальная значимость модернизации, так как она затрагивает интересы значительной части населения, проживающего в этих домах.

Эта проблема была рассмотрена на заседании Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы в декабре 1996 года, который свои решением поручил Минжилкомхозу, Минстройархитектуры, облисполкомам и Минскому горисполкому разработать проект программы модернизации и тепловой реабилитации жилых домов на 1997-2000 гг. как первоочередного мероприятия.

12 июля 1997 года программа была одобрена Советом Министров Республики Беларусь (Постановление от 12 июля 1997 года № 876).

Программа основывается на анализе исходной ситуации: техническом и энергетическом состоянии жилых домов, опыте эксплуатации, ремонта и реконструкции жилищного фонда; состоянии производственной базы ремонтных и строительных организаций; состоянии промышленности строительных материалов, наличия нормативно-технической и нормативно-правовой базы, проблемы финансирования.

В проекте программы определены цели и основные задания, важнейшие целевые показатели и ожидаемые конечные результаты ее реализации, объемы и источники финансирования, выделены четыре основные направления: научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы; реструктуризация подрядных организаций с использованием баз строительной индустрии; организация работ по модернизации и тепловой реабилитации жилых домов, микрорайонов и кварталов жилой застройки первых массовых серий; совершенствование и разработка нормативно-технической базы, законодательно-правовых актов для создания экономического, организационного и кредитно-финансового механизма реализации программы.

В основу программы положен принцип сохранения и обновления жилищного фонда. Он включает в себя варианты модернизации жилых домов с надстройкой мансардного этажа в одном или двух уровнях, с перепланировкой или без перепланировки квартир, с пристройкой дополнительных объемов и др. Во всех вариантах осуществляются капитальный ремонт и тепловая реабилитация дома.

За планируемый период предусматривается проведение комплекса мероприятий, позволяющих уже с 2000 года начать планомерную модернизацию и тепловую реабилитацию жилищного фонда, в первую очередь жилых домов построенных в 60-70-х годах по типовым проектам.

Предусмотрено провести экспериментальную модернизацию жилых домов, не менее одного объекта в каждой области и в г. Минске. При этом необходимо осуществить отработку прогрессивных проектных и технологических решений с обязательным проведением и тепловой реабилитации. После этого будут проведены анализ и обобщение результатов модернизации и внесены необходимые дополнения и изменения в действующие нормативно-технические акты по проектированию, производству работ по модернизации жилых домов и приемке их в эксплуатацию.

Одним из главных направлений программы является формирование финансово-кредитных механизмов, которые учитывают комплексное использование бюджетных средств, кредитных ресурсов и средств граждан. Необходимо обеспечить заинтересованность всех участников воспроизводства жилищного фонда в его модернизации и тепловой реабилитации. Предусматриваются меры по постепенному освобождению государства от обязательств по финансированию сохранности жилищного фонда с возложением этой ответственности на коллективы жильцов. Это позволит упорядочить взаимоотношения между производителями, поставщиками и потребителями услуг.

Правовая основа реконструкции и модернизации жилищного фонда обеспечивается корректировкой действующих законодательных актов и постановлений, регулирующих обязанности и права граждан, арендаторов и владельцев жилья, физических и юридических лиц. Программой предусмотрена разработка предложений по реструктуризации базы индустриального домостроения.

Предусмотрена также разработка предложений по использованию части мощностей предприятий стройматериалов для освоения и выпуска высококачественных конкурентоспособных экологически безопасных материалов для теплозащиты зданий.

Программой предусматривается совершенствование технических нормативов, обеспечивающих повышение комфортности жилища, его энергоэффективную эксплуатацию и сохранность. Кроме того, проводится пересмотр существующих нормативов по модернизации и ремонту жилищного фонда, разработанных ранее институтами бывшего Госстроя СССР.

Одной из целей программы является экономия остродефицитных топливно-энергетических ресурсов при содержании жилищного фонда. Несмотря на то, что достижение цели связано со значительными затратами бюджетных средств, тепловая реабилитация жилья является важнейшим направлением энерго- и ресурсосбережения.

Выполнение этих и других мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать эффективную систему, учитывающую взаимные интересы государства и инвестора (в первую очередь - населения).

- Какое количество жилого фонда, подлежащего модернизации и тепловой реабилитации, имеется в республике?

- На 01.01.1996 г. жилищный фонд республики составляет около 3,7 млн квартир общей площадью 201,4 млн м 2. Свыше двух третей жилья располагается в городах и поселках городского типа. В жилищном фонде городских поселений преобладают многоквартирные дома, построенные по типовым проектам. В таких домах размещается четыре пятых от общего количества квартир. Из них почти половина в жилых домах индустриального домостроения. Особо стоит остановиться на проблеме жилищного фонда, построенного по типовым проектам первых массовых серий. Это, как правило, 4-5-этажные жилые дома (кирпичные, блочные, крупнопанельные серии 1-335 и 1-464 и их модификаций) в количестве свыше 2,5 тысячи общей площадью около 10 млн м 2, в том числе КПД - 7 млн м 2.

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что на протяжении эксплуатации (25-30 лет) при сроке службы 100-120 лет модернизация большей части этого жилищного фонда не производилась.

За время эксплуатации выявилось большое количество градостроительных, морально-эстетических и физических недостатков пятиэтажной жилой застройки указанного типа.

Особенно неудовлетворительно состояние наружных стен крупнопанельных пятиэтажных зданий, ненадежна их гидро- и теплоизоляция.

Застройка подобными зданиями городов и поселков производилась, как правило, без учета градостроительной, историко-культурной и ландшафтной значимости участка.

Также остро сегодня встала и проблема морально-эстетических качеств такой застройки. Невыразительный по архитектуре, однообразный внешний облик таких зданий и формируемых из них кварталов, как правило, низкий уровень строительных и отделочных работ стали причиной морального старения "пятиэтажек", угнетающего воздействия подобной жилой среды на людей. Морально устарела и внутренняя планировка квартир.

Кроме того, программой предусмотрено провести анализ жилой застройки г. Минска и областных центров, выбрать группу жилых домов или жилой квартал с целью проведения экспериментальной модернизации, разработать архитектурные проекты и начать работы по модернизации застройки.

- Георгий Георгиевич, программа уже начала осуществляться. Какие первые шаги уже сделаны и что ожидается в ближайшее время? Возможно ли использование льготных кредитов и одноразовых субсидий граждан для приобретения вновь созданного жилья при модернизации зданий?

- Как я уже сказал ранее, целью программы является создание взаимоотношений, стимулирующих собственников жилья к повышению эксплуатационных качеств существующего жилищного фонда.

Одной из задач является разработка порядка инвестирования модернизации и тепловой реабилитации жилья с привлечением финансовых средств населения, коммерческих структур и других инвесторов, а также осуществление разработки финансово-кредитного механизма, инвестиционной политики.

Уже сегодня существует ряд нормативных актов, дающих право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) жилья. Так, льготные кредиты на реконструкцию предоставляются гражданам в объеме открытых Национальным банком Республики Беларусь кредитных линий в соответствии с указами Президента Республики Беларусь для отдельных категорий граждан и молодежи. Это Указ № 358 от 10.09.96 г. "О мерах по улучшению жилищных условий молодежи", Указ № 483 от 21.11.96 г. "О дополнительных мерах по ускорению строительства (реконструкции) жилья для военнослужащих и отдельных категорий граждан Республики Беларусь" и др.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 1997 года № 876 "О государственной программе модернизации и тепловой реабилитации жилых домов на 1997-2000 годы" установлено, что граждане, проживающие в жилых домах, подлежащих реконструкции, имеют право на получение льготного кредита на реконструкцию занимаемого ими жилого помещения. В соответствии с указанным постановлением Минжилкомхозом совместно с Минстройархитектуры при участии других заинтересованных подготовлен проект условий и порядка предоставления льготных кредитов гражданам для проведения модернизации и тепловой реабилитации жилых помещений, который направлен на согласование в АСБ "Беларусбанк". Кроме того, в настоящее время Министерством архитектуры и строительства подготовлен и вносится на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь проект Указа президента Республики Беларусь "О порядке представления льготных кредитов для строительства (реконструкции), покупки жилых помещений".

Осуществляет работа по пропаганде программы среди населения.
- Для реализации программы необходимы финансовые средства. Как они будут изыскиваться?
- Значительные объемы работ по модернизации жилых зданий, повышению их тепловой эффективности, преобразованию облика застройки микрорайонов потребуют достаточно длительного периода, который в большей степени будет определяться платежеспособным спросом в стране.

В связи с этим одним из главных направлений программы является формирование финансово-кредитных механизмов и инвестиционной политики модернизации, предусматривающей комплексное использование бюджетных средств, кредитных ресурсов и средств граждан.

Как уже сказано выше, гражданам, проживающим в реконструируемых жилых домах, предоставляется право на получение льготных кредитов для реконструкции собственного жилого помещения.

Научно-исследовательские работы, разработка и корректировка нормативно-технической базы и законодательно-правовой документации осуществляются начиная с 1998 года за счет республиканского бюджета и инновационных фондов Минстройархитектуры, Минтопэнерго и Минжилкомхоза. За счет местных источников выполняются проектно-изыскательские и ремонтно-реконструктивные работы по экспериментальным объектам. Для этих целей привлекаются внебюджетные источники (кредиты банков, средства инвесторов, средства граждан).

- Программа о которой идет речь, разрабатывалась вашим министерством и Минстройархитектуры. Кто же будет осуществлять ее? У кого здесь приоритет?

- Для достижения поставленных программой целей необходимо решить ряд задач, в том числе: разработать прогрессивные технические решения и технологии модернизации и тепловой реабилитации жилых домов и апробировать их на конкретных объектах; осуществить реструктуризацию подрядных организаций для производства работ по модернизации и тепловой реабилитации жилищного фонда; обобщить опыт модернизации и тепловой реабилитации жилых домов и обеспечить широкое распространение его результатов; осуществить разработку и организовать производство местных эффективных, экологически безопасных строительных материалов, конструкций и изделий с использованием баз строительной индустрии.

База индустриального домостроения в настоящее время используется примерно наполовину. Кроме того, в республике имеется более 70 общестроительных трестов и объединений, выполняющих работы по строительству жилья в объеме 1,5 млн м 2 в год. Функционируют также ремонтно-строительные организации, в составе которых работает более 220 самостоятельных управлений, появилось большое количество мелких ремонтно-строительных фирм.

Промышленность строительных материалов имеет мощности по производству сборного железобетона - 5,3 млн м 2, столярных изделий - 4,7 млн м 2, теплоизоляционных материалов - 1,7 млн м 3, мелкоштучных стеновых материалов - более 3,0 млрд шт. условного кирпича в год и другие.

Программой предусматривается исследование имеющегося потенциала строительной отрасли для расширения номенклатуры строительных материалов, изделий и конструкций, соответствия их действующим международным и национальным стандартам, а также повышение их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Для модернизации и тепловой реабилитации зданий требуется разработка новых подходов, обеспечивающих выполнение строительно-монтажных и ремонтных работ в специфических условиях. Особую значимость приобретает организация работ без выселения жильцов, с применением материалов, средств механизации и методов организации производства работ, создающих терпимые и безопасные условия для проживания.

При решении этих задач, особенно при расширении объемов тендерных торгов, предпочтение получат специализированные подрядчики, оснащенные полным набором ручного и механизированного инструмента, средствами малой механизации и имеющие рабочих высокой квалификации, что позволит создать условия для возникновения конкурентной среды при модернизации жилья.

В связи с этим программой предусмотрены разработка предложений по реструктуризации базы индустриального домостроения.

Предусмотрена также разработка предложений по использованию части мощностей предприятий стройматериалов для освоения и выпуска высококачественных конкурентоспособных экологически безопасных материалов для теплозащиты зданий, в том числе теплоизоляционных материалов на основе пенополистирола, пенополиуретана, минераловатных волокон, ячеистого бетона и полистиролбетона пониженной плотности, утеплителей на основе стекловолокна, долговечных материалов для наружной отделки зданий, столярных изделий с повышенным сопротивлением теплопередаче, клеев, пленочных материалов, новых кровельных материалов, мастик, крепежных деталей, ручного и механизированного инструмента и т.п.

Переориентация промышленных предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов должна учитывать выпуск конструкций и материалов, позволяющих в ближайшем будущем осуществлять более широкую модернизацию жилых домов.

Беседу вел Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 1997 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость