Междуречье — поселок завтрашнего дня

У каждого архитектора со стажем есть, как говорится, свой "мартиролог". Это перечень великолепных, грандиозных, оригинальных, интересных, остроумных, красивых, хорошо продуманных, рациональных, экономичных, удачных и попросту гениальных замыслов, которые автору не удалось осуществить.

Такова специфика профессии: анализировать, придумывать, ломать голову, искать решения, приемлемые для всех, делать красочную и эффективную подачу, разрабатывать кучу вариантов, изобретать соблазнительные аргументы для заказчиков и начальства и предлагать, предлагать... Предлагать тем, кто имеет деньги, или власть, или возможность помочь, или возможность помешать. А в ответ получать лицемерное сочувствие, снисходительное похлопывание по плечу, популярные объяснения, почему это невозможно сделать. А иногда - откровенно пренебрежительный "отлуп" от наглых выскочек, "старых" вельмож и "новых" дельцов.

Среди архитекторов есть трезвые материалисты и прекраснодушные идеалисты, хитрые тактики и глубокие стратеги, тонкие дипломаты и ловкие проныры, талантливые лодыри и усидчивые работяги, но избежать "мартиролога" не удается никому. Осуществленный замысел остается довольно редким исключением, результатом совпадения множества благоприятных случайностей, поддержки "сильных" и "нужных" людей, наличия энергии, ловкости, напора, простого везения плюс, конечно, наличия квалификации и приложения упорного труда. Два-три реализованных проекта - этого уже достаточно для того, чтобы архитектор считал себя состоявшимся.

Автор проекта поселка Междуречье - архитектор Л. А. Нордштейн более 30 лет работает в проектном институте "БелНИИгипросельстрой", сейчас руководит независимой творческой мастерской. Она тоже имеет свой "мартиролог", но не комплексует по этому поводу. Ведь у нее в активе внушительный список осуществленных замыслов. Назову только самые крупные среди них: поселок Каменюки государственного заповедного охотничьего хозяйства "Беловежская пуща" в Брестской области; поселок Домжерицы Березинского государственного заповедника в Витебской области; поселок Рясна колхоза "Советская Белоруссия" в Брестской области; поселок Крупица колхоза "Новый быт" в Минской области; поселок Хотляны селекционно-гибридного центра "Белая Русь" в Минской области. И еще много других поселков и отдельных объектов.

Не все удалось сделать так, как было задумано. Поселки проектировались и строились во времена застоя, жестких нормативов, административных шараханий в разные стороны, самодурства партийного начальства, показного шика и показушной экономии, формализма экспертизы и полного бесправия авторов. О качественных современных материалах не было и речи. В этих условиях для реализации профессионального архитектурного замысла необходимы были такие усилия и ухищрения, о которых нужно рассказывать отдельно, долго и не здесь.

Несмотря ни на что поселки получились вполне приличные, много интересных зданий удалось построить, много творческих находок удалось осуществить. За свои проекты Любовь Абрамовна получала дипломы, медали, призовые места на конкурсах и выставках и даже премии. А главное, поселки построены, а некоторые до сих пор развиваются, строятся и растут.

Понятно, что проектирование города, поселка, микрорайона - дело весьма и весьма непростое, если относиться к нему серьезно. Нужно учитывать все многообразные потребности и аспекты жизни человека и общества. Ведь здесь люди рождаются, растут, учатся, работают, женятся, воспитывают детей, отдыхают, развлекаются, стареют и умирают. Приходится думать о производстве, жилье, культуре, экологии, спорте, транспорте, инженерном обеспечении, экономике, педагогике, бытовом и медицинском обслуживании, детских учреждениях, торговле, приусадебных участках, домашних животных, о потребностях тела и духовных запросах. Необходима не только высокая профессиональная квалификация, но и энциклопедическая эрудиция, широкий культурный кругозор, серьезные познания в инженерных вопросах, социологии, психологии, организационных и чисто житейских проблемах и бог знает в чем еще. Плюс солидный опыт проектирования, умение организовать сотрудничество специалистов различного профиля, заказчиков и начальства.

В хорошем проекте, как в живом дереве, есть "скрытые почки", зародыши, из которых в будущем могут вырасти разные новые и интересные вещи, нужные будущим обитателям. Поселок должен представлять из себя гибкую структуру, способную к изменению и развитию в соответствии с новыми потребностями, техническим и научным прогрессом, новыми формами жизни, труда, отдыха людей, их вкусами и увлечениями, о которых мы сегодня ничего не знаем.

А кроме всего, что человеку необходимо и положено для нормальной жизни, нужно кое-что еще, не предусмотренное нормативами.

Поселок должен быть просто красивым, уютным, приятным для человека. Чтобы можно было с детства и до старости с удовольствием в него возвращаться из любых заграниц, чтобы он стал человеку подлинной "малой родиной".

Накопленные за многие годы опыт и знания Л. А. Нордштейн сумела реализовать в самой, на наш взгляд, удачной своей работе - поселке Междуречье, построенном для работников Новополоцкого ПО "Нафтан". Расположен он в 3 километрах от Новополоцка, в пойме Двины, пересеченной ее притоками и ручьями, на живописном рельефе. Это определило его планировочную структуру и архитектурное решение.

Замысел возник в 1988 году. Тогда "Нафтан" был "богатым" заказчиком, его руководство хотело улучить жилищные условия работникам объединения. Но на проектные работы были установлены жесткие лимиты, а у "Нафтана" их не было. Любовь Абрамовна рискнула и разработала генплан поселка без лимитов.

Потом проектирование и строительство шли параллельно, лимиты в ходе перестройки отменили, "Нафтан" переживал подъемы и падения, все в стране менялось, а поселок строился квартал за кварталом.

Несправедливо было бы все заслуги приписывать проектировщикам. Как минимум, половина успеха зависит от заказчика. Заказчик - подлинный соавтор архитектора. Он и финансирует, и помогает пробивать бюрократические барьеры. С другой стороны, он ставит перед архитектором жесткие экономические, технические, организационные и эксплуатационные требования, что не мешает архитектору, а заставляет его находить оптимальные комплексные решения. При этом заказчик должен сам обладать такой эрудицией и кругозором, чтобы говорить с автором на одном языке, на равных, чтобы отличать хорошего проектанта от плохого, хорошую архитектуру от плохой, творческие находки от модного выпендривания. Именно хорошее взаимопонимание и взаимодействие заказчика и проектировщика позволили создать Междуречье - сегодня здесь уже вырисовывается один из лучших поселков в республике. Он еще строится, многие сельчане живут в не полностью достроенных домах, с трудом находятся средства на строительство учебно-воспитательного центра, но поселок уже радует глаз. Генеральный директор "Нафтана" К. Г. Чесновицкий и другие руководители и работники предприятия делают все возможное, чтобы строительство продолжалось.

Сейчас в поселке уже построены или близки к завершению 6 кварталов, из них 5 жилых, а 6-й - это общественно-культурное ядро поселка. Застройка жилых кварталов состоит в основном из индивидуальных домов усадебного типа с участками по 10-15 соток. Есть блокированные дома и двухквартирные дома с участками. Типы домов весьма разнообразны, при их разработке учитывались не только состав семьи, но и перспектива ее развития, ее материальные возможности, вкусы и потребности хозяев. Дома имеют полное инженерное обеспечение, отопление разрабатывалось в двух вариантах: местное и централизованное. Во многих домах имеются печи, камины, сауны, коптильни, мастерские и кабинеты. При доме или на участке располагаются гаражи, хозпостройки, теплицы.

В перспективе намечается строительство 7-го и последующих кварталов, в которых широкого применяются наряду с традиционными планировочными и архитектурными решениями современные энергосберегающие и экологические технологии. Кроме жилья, там будут построены церковь на 300 прихожан, дома для ветеранов.

Уличная сеть поселка организована по принципу свободной планировки, она органично вписана в транспортную систему связей окружающих населенных пунктов. Каждый квартал формировался с учетом ландшафта. Квартальные зоны отдыха с детскими и спортивными площадками решены в виде курдонеров, имеющих в каждом случае выход к воде.

Исключительную роль в создании облика поселка, стиля и настроения застройки играет созданная авторами водная система. Она стала основой, связывающей поселок в единое целое, главным организующим элементом для создания гармоничной жизненной среды. В состав системы входят несколько водоемов, каскад прудов, связанных между собой каналами и протоками, ручьи, а также индивидуальные инженерные сооружения: водонапорные и водозаборные, переезды, лестничные спуски к воде, пешеходные переходы, используемые для прокладки коммуникаций.

Запроектирована акватория под гребной канал, эллинг для лодок, вдоль уреза воды проложена "тропа здоровья", в удобных местах размещены видовые точки, приспособленные для отдыха, связанные с курдонерами кварталов.

Водная система предназначена в первую очередь для отдыха и оздоровления населения, для создания в поселке эстетической среды и микроклимата. Но она способствует выполнению и таких хозяйственных функций, как разведение рыбы, поливка огородов и теплиц, противопожарные мероприятия. Именно благодаря водной системе поселок обрел свой неповторимый облик и характер.

Владимир БОРОВСКИЙ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 34 за 1997 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость