Архитектура Пльзеня

Разумеется, говоря об этом городе, нельзя не упомянуть два названных предмета. Однако речь на сей раз пойдет о вещах гораздо более древних...

Архитектура Пльзеня являет нам прекрасное лицо средневековой Чехии. Уже 2 столетия сюда стремятся тысячи туристов. Город активно развивается, постоянно дополняя свой облик и историю культурными, промышленными и административными зданиями.

Население Пльзеня - 173 тысячи человек. Во всем мире известна продукция его пивоварен и машиностроительного производственного комплекса "Шкода". В Пльзене находятся Университет Западной Богемии и Медицинский факультет Карлова Университета. В последние годы в Пльзене делается все, чтобы город стал "открытыми воротами" Западной Европы.

Старый Пльзень находился на пересечении торговых путей, ведущих из Нюрнберга, Регенсбурга и Заксена. Он рос так быстро, что вскоре из просто бойкого места превратился в третий королевский город Чехии (первыми были Прага и Кутна Гора). В начале XV в. Пльзень стал одним из центров гуситского движения. Но после разгрома гуситов горожане вплоть до XVII в. оставались верны чешской католической церкви. Развитие экономики и культуры в XV-XVI вв. не могли не быть связанными с интенсивным строительством.

Насыщенная событиями жизнь города нашла отражение во множестве интересных зданий исторического центра, где главенствует, безусловно, готическая церковь Св. Варфоломея (самый высокий шпиль Богемии - 102,26 м).

В 1468 г. в Пльзене была напечатана первая чешская книга - Троянская Хроника. Эпоха Ренессанса стала трагической в истории города. Кровавя война, названная Тридцатилетней, была столь разрушительной, что ее последствия сказывались еще многие годы. В 1618 г. впервые в своей истории Пльзень был захвачен протестантами. В XIX в. начинается новоисторический период в жизни Пльзеня, ознаменованный началом промышленной революции. Всемирно прославившийся бюргер-пивовар Праздрой основал свое производство в 1848 г. В 1859 г. открывается первая фабрика компании "Шкода". К 1861 г. стала очевидной необходимость железной дороги, и уже к 1876 г. она в основном была построена. В этот же период возводятся Большой театр, Западнобогемский музей и синагога. Таким Пльзень вошел в ХХ в. - развитым в промышленном, экономическом, культурном отношениях городом.

Однако впереди его ждали трудности экономического кризиса и испытания двух мировых войн. 6 мая 1945 г. американская армия под руководством генерала Патона освободила Пльзень. Далее, как и во всей Чехии, в городе в течение 40 лет правил бал тоталитарный коммунистический режим.

Сейчас Пльзень опять независим и, несмотря на все невзгоды, сохранил исторические и архитектурные памятники. Церковь Св. Варфоломея, древняя городская ратуша, воссозданная в XVI в. итальянским архитектором и строителем Джованни Стати, Музей пива, средневековое подземелье, францисканский монастырь, церковь св. Анны мужественно прошли многовековой жизненный путь и прекрасно выглядят. В 1989 г. исторический центр города был объявлен историко-архитектурным заповедником. Старый Пльзень действительно на редкость красив и производит незабываемое впечатление.

Церковь Св. Варфоломея - выдающееся сооружение конца XIII в. (строилось до начала XVI в.), архитектурная доминанта города, в плане представляющая собой трехчастный неф. В 1322 г., когда приход был подчинен немецкому рыцарскому ордену, началось строительство стен по периметру нефа и крестообразных сводов. Две западные башни одинаковой высоты и портал между ними - самые старые части здания - со временем были разрушены; при Карле IV, впрочем, появились новые, еще более величественные. Узкие окна, устремленные к небу, обрамляют колонны. К этому времени северная башня была закончена, продемонстрировав отказ от канонов строгой симметрии. Церковь стала символом чешской готики и наиболее полно представляет все богатство и выразительность европейского позднеготического стиля. После пожара 1507 г. она восстанавливалась до 1529 г. Параллельно оси южного корпуса расположилась пышно украшенная усыпальница Стернберка - также в позднеготическом стиле. В храме появляются святыни и настоящие сокровища. В венецианском стиле обновляются фронтон и верхняя часть крыши, тщательно и живописно отделываются слуховые окна. В 1634 г. на внутренней колонне было установлено деревянное распятие - первое в Пльзене произведение в стиле барокко. В 1664 г. красивейшая дверь в стиле позднего Ренессанса была поставлена в западный портал. Пик увлечения барокко отмечен великолепной чугунной решеткой 1713 г. Многое обновилось в церкви в XIX в., например, французские часы на шпиле (1803 г.). Сам шпиль в 1835 г. пострадал от ночного урагана и загорелся, но уже в 1837 г. был восстановлен, став еще более стройным и высоким, чем раньше. В 1878-83 гг. церковь активно перестраивается под руководством и по проекту Джозефа Мокера (фронтоны, окна, псевдоготический холл в северном портале, алтари). В ХХ в. буквально из развалин пришлось поднимать часовню Стернберка (руководитель работ - К. Гильберт). В 1923 г. часовня была открыта для посещений. Интерьер церкви очень серьезно пострадал: из 26 алтарей уцелело только 7. Центральный алтарь (барокко) был заменен на псевдоготический самим Джозефом Мокером. Его центр украшала Пльзеньская Мадонна, - самая известная из чешских святынь, воплощение образа покровительницы страны. Ее статуя высотой 1,4 м по времени создания относится к 1390 г. Стороны алтаря представляют святых - Деву Марию, Св. Иоанна. Их поддерживают колонны. Распятие работы пльзеньского мастера, лучшего в Богемии того времени, относится к 1470 г. Кафедра из резного дерева датируется тем же периодом. Копия "Марии Магдалины" Доменико Тинторетто висит на колонне южного нефа с правления Рудольфа II. Церковные скамьи датируются 1699 г. Две резные деревянные исповедальни работы Лазаря Видмана выполнены в 1765 г. В 1660 г., во время Тридцатилетней войны в самом начале нефа у стены были установлены алтари в стиле раннего барокко. Два псевдоготических алтаря украшены картинами с изображениями Св. Венцеслава и Св. Прокопа работы Франтишка Секвента, уроженца Пльзеня (1836-1896 гг.).

Часовня Стернберка расписана в ренессансном стиле. Появление алтаря работы проф. Яна Кастнера относится к концу XIX в. В башне часовни на высоте 59 м есть галерея, откуда открывается великолепный вид на город.

В 1496 г. пльзеньской казной была выделена значительная сумма на строительные нужды. Горожане решили инвестировать деньги в сооружение городской ратуши в северной части центральной площади. К сожалению, уже в 1507 г. сильный пожар значительно повредил ее. Итальянским каменщикам во время посещения города было предложено заняться восстановлением ратуши под руководством Джованни Стати, что и было сделано. Сейчас пльзеньская ратуша - это представительное 3-этажное здание. Первый этаж, выполненный из грубого камня, отделяется от второго карнизом, дверной проем очень высок. Этаж украшают 5 великолепных окон, на 2-м и 3-м этажах - окна меньшего размера. Над главным карнизом - мансарда, разделенная колоннами на 6 частей, в центральной ее части - живописные часы. Над мансардой - еще один карниз, увенчанный фризом, выше - три расписанных фронтона с вазами и продольными, щедро декорированными геральдическими щитами. Завершает картину величественный потолок с ламповыми стеклами и башенка XVII в. Флигель во дворе в стиле классического Ренессанса сооружен в 1849 г. Реконструкция 1907-1912 гг. во многом изменила первозданный облик городской ратуши (архитектор Коула).

Пльзеньское подземелье - неотъемлемая часть истории Пльзеня, основанного в 1295 г. у пересечения рек Мзе, Радбуза, Углава и Услава в центре Пльзеньской долины. Старый Пльзень, находившийся на 15 км южнее современного города, впервые упоминается в документах 976 г. В конце XIII в. чешский король Венцеслав решил перенести столицу из Западной Богемии в новый город, названный в связи с этим Новый Пльзень. В соответствующем стиле он и строился. Вокруг Королевской площади расположились группы домов, рассеченные регулярной сетью улиц. И уже никогда готический стиль городского центра не искажали последующие реконструкции. Подземелье Пльзеня создавалось с XIII по XIX в. Оно представляет собой систему подвалов, служивших продуктовыми и промышленными складами, пивными и винными погребами. Кроме того, подвалы всегда использовались в технических целях - в качестве помещений для резервуара водонапорной башни и системы колодцев. Площадь обрамляли нарядные фасады домов, а позади них теснились конюшни, сараи, хозяйственные дворы и колодцы. Именно появление большого их количества на значительной территории способствовало понижению уровня воды во всех городских источниках. Пересохшие, они могли служить уже только как мусорные ямы. Археологические раскопки таких вторично использованных колодцев на редкость удачны: они позволяют живо представить себе будничную жизнь средневекового города. Керамические, стеклянные и деревянные находки сейчас представлены в открытой для туристов экспозиции. В начале XVI в. ситуация с водоснабжением города стала критической. И городские власти приняли решение о строительстве водопроводной системы. Вода должна была подаваться насосами, а ее уровень поддерживаться водонапорной башней. Из металлического резервуара вода качалась и в муниципальный фонтан. С тех пор водонапорная башня стала городской историко-архитектурной знаменитостью.

Площадь Республики - одна из самых просторных средневековых площадей Чехии (168х191 м) - условно разделена двумя улицами на северную и южную части. В меньшей, северной, находится церковь Св. Вафоломея. До 1789 г. ее окружал небольшой собственный двор. Между ратушей и церковью размещалась Латинская школа, закрытая в 1829 г. В каждом углу площади - фонтаны, воздвигнутые в честь французской короны. Один из них, северо-восточный, выполнен в виде бароккальной статуи Роланда, который в Пльзене был известен как Зумбера. В 1859 г. площадь была вымощена булыжником. Здания вокруг нее иллюстрируют всю изысканность готического стиля, как, впрочем, и их подвалы. Восточная сторона также достойно хранит средневековый облик, но самой красивой считается южная.

Старинная Пражская улица из соображений безопасности не вела на площадь, а огибала ее. Каждое здание здесь - хрестоматийный образец искусства готики, Ренессанса, барокко.

Пражский мост был сооружен в 1520 г. в традиционном готическом стиле. После 1920 г. Пражская улица была продлена до моста. Между двумя тополями - капличка в стиле барокко работы Антонина Герина (1750 г.).

Любовь ГАВРИЛЮК


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 34 за 1997 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость