Проект Закона РБ «Об обеспечении населения питьевой водой»

Статья 1. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Законе
Питьевая вода (питьевого качества) - охраняемый природный ресурс, который по органолептическим свойствам микробиологическому и химическому составу соответствует требованиям санитарных норм и правил к питьевой воде.
Источник питьевого водоснабжения - водный объект (водоем, водоток или подземные воды), воды которого используются для хозяйственно-питьевого водоснабжения после соответствующей обработки или без нее.
Система питьевого водоснабжения - комплекс взаимосвязанных водных объектов, технических сооружений и устройств, предназначенный для обеспечения населения и иных потребителей водой питьевого качества.
Водопроводная сеть (водопровод) - система трубопроводов с сооружениями на них для подачи питьевой воды к местам ее потребления.
Зона санитарной охраны - территория и акватория, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим для предотвращения ухудшения качества воды источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и охраны водопроводных сооружений.
Пользователи систем питьевого водоснабжения - юридические и физические лица, пользующиеся питьевой водой из систем водоснабжения.

Статья 2. Задачи законодательства в области обеспечения населения питьевой водой
Задачами настоящего Закона является регулирование правовых, хозяйственно-экономических отношений в области питьевого водоснабжения в целях создания необходимых условий для обеспечения населения и иных потребителей питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей .

Статья 3. Правовое регулирование в области обеспечения населения питьевой водой
Отношения в области обеспечения населения питьевой водой регулируются настоящим Законом, Водным Кодексом Республики Беларусь и иным законодательством Республики Беларусь.

Статья 4. Основные принципы питьевого водоснабжения
Основными принципами питьевого водоснабжения населения являются:
государственные гарантии первоочередного обеспечения питьевой водой граждан в целях удовлетворения их жизненных потребностей и охраны здоровья;
государственный контроль и регулирование вопросов питьевого водоснабжения;
подотчетность организаций питьевого водоснабжения местным исполнительным и распорядительным органам, а также органам государственного надзора и контроля, органам по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в пределах их компетенции;
обеспечение безопасности, надежности и управляемости систем питьевого водоснабжения с учетом их технологических особенностей и выбора источников водоснабжения на основе единых стандартов и нормативов, действующих на территории Республики Беларусь;
приоритетное использование для питьевого водоснабжения подземных источников;
учет и платность в питьевом водоснабжении;
государственная поддержка производства и поставок оборудования, материалов для питьевого водоснабжения, а также химических веществ для очистки и обеззараживания воды ( далее - реагенты);
отнесение систем питьевого водоснабжения к важным объектам жизнеобеспечения.

Статья 5. Государственные органы, осуществляющие управление в области обеспечения населения питьевой водой
Государственное управление в области обеспечения населения питьевой водой осуществляют Национальное собрание Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов и местные исполнительные и распорядительные органы, а также специально уполномоченные государственные органы Республики Беларусь.

Статья 6. Компетенция специально уполномоченных органов государственного управления в области обеспечения питьевой водой
Специально уполномоченными органами государственного управления в области обеспечения населения питьевой водой являются органы жилищно-коммунального хозяйства. К их компетенции в области питьевого водоснабжения относятся:
определение и реализация основных направлений государственной политики в области питьевого водоснабжения;
проведение в жизнь единой государственной научно-технической политики по обеспечению потребностей населения и иных потребителей качественной питьевой водой, отвечающей по качеству гигиеническим требованиям;
разработка и реализация целевых государственных, межгосударственных и межрегиональных программ по развитию питьевого водоснабжения, охране и восстановлению источников питьевого водоснабжения, по улучшению качества питьевой воды;
организация, финансирование и координация научных исследований в области питьевого водоснабжения, производства материалов и реагентов для питьевого водоснабжения;
реализация ценовой политики в области питьевого водоснабжения;
межотраслевая и межрегиональная координация деятельности, связанная с питьевым водоснабжением;
международное сотрудничество по проблемам питьевого водоснабжения;
определение приоритетов и льгот в области питьевого водоснабжения;
определение мер по защите и охране источников и систем питьевого водоснабжения и контроль за их выполнением;
координация в установленных законодательством пределах деятельности ассоциаций и объединений предприятий водоснабжения, проектных и наладочных организаций по обеспечению устойчивого функционирования систем хозяйственно-питьевого водоснабжения;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для предприятий водоснабжения;
подготовка и внесение в Правительство Республики Беларусь в установленном порядке проектов законодательных и нормативных актов по правовому и экономическому механизмам;
обеспечение разработки, утверждение и издание норм и правил эксплуатации и пользования системами водоснабжения, осуществление контроля за их применением на территории Республики Беларусь;
обеспечение населения своевременной и достоверной информацией по вопросам снабжения питьевой водой и соответствия её качества нормативным требованиям.
К компетенции специально уполномоченных органов государственного управления могут относиться и другие вопросы питьевого водоснабжения в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

Статья 7. Компетенция местных исполнительных и распорядительных органов
К компетенции местных исполнительных и распорядительных органов в области питьевого водоснабжения относятся:
организация обеспечения граждан и юридических лиц питьевой водой;
обеспечение разработки, утверждение, финансирование и материально-техническое обеспечение целевых программ и планов мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения и улучшению и контролю качества питьевой воды;
выделение или отчуждение земель для целей питьевого водоснабжения в соответствии с земельным законодательством;
организация зон санитарной охраны и принятие мер по пресечению нарушений режима зон санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения;
утверждение в установленном порядке цен и тарифов на питьевую воду в соответствии с государственной ценовой политикой;
утверждение лимитов и режимов отпуска питьевой воды предприятиям и организациям в целях первоочередного удовлетворения нужд населения;
координация деятельности организаций, предприятий и служб жилищно-коммунального хозяйства, органов государственного санитарного надзора, охраны окружающей среды и других, обеспечивающих питьевое водоснабжение населения и осуществляющих контроль и надзор за качеством питьевой воды;
принятие решений о возможности и условиях эксплуатации систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях (стихийное бедствие, выявление опасных уровней загрязнения воды в источнике водоснабжения и т. п.);
обеспечение населения необходимой информацией о качестве питьевой воды, нормах ее расхода и способах экономии, порядке оплаты.
К компетенции местных исполнительных и распорядительных органов могут относиться и другие вопросы в области питьевого водоснабжения в соответствии с Законом Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь".

Статья 8.Хозяйственно-экономические основы питьевого водоснабжения
Системы питьевого водоснабжения могут находиться в республиканской собственности, коммунальной собственности, а также в собственности юридических и (или) физических лиц.
Переход права собственности или изменение формы собственности на централизованные или нецентрализованные системы питьевого водоснабжения, находящиеся в государственной собственности, коммунальных образований либо юридических лиц допускается при условии, что такой переход или изменение не нарушит режим функционирования этих систем.
Действующие на момент принятия настоящего закона централизованные и нецентрализованные системы по обеспечению питьевой водой населения городов и иных поселений приватизации не подлежат. Перечень систем питьевого водоснабжения как особо важных объектов жизнеобеспечения, которые должны находиться только в республиканской собственности, либо коммунальных образований, определяется законодательством Республики Беларусь.

Статья 9. Системы питьевого водоснабжения
Централизованные системы питьевого водоснабжения являются основными в обеспечении бесперебойного обеспечения граждан и юридических лиц питьевой водой и относятся к особо важным объектам жизнеобеспечения.
Собственники централизованных систем питьевого водоснабжения осуществляют эксплуатацию систем самостоятельно либо передают их в хозяйственное ведение или оперативное управление иным юридическим лицам. Согласованная эксплуатация централизованных систем питьевого водоснабжения, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении двух и более юридических лиц, осуществляются в установленном порядке.
Организации питьевого водоснабжения, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем, обязаны:
выполнять все технологические условия для подачи потребителям питьевой воды, отвечающей нормативным требованиям по всем показателям, и осуществлять с этой целью не реже одного раза в день производственный контроль качества питьевой воды;
обеспечивать режим бесперебойной подачи питьевой воды в первую очередь для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения и предприятий пищевой промышленности;
не допускать подачу питьевой воды для производственных нужд предприятий (технологические процессы которых не требуют ее использования), если это нарушает бесперебойное обеспечение питьевой водой населения.

Статья 10. Программы развития питьевого водоснабжения
Программы развития питьевого водоснабжения являются неотъемлемыми составными частями планов социально-экономического развития территорий (поселение, район, область, республика).
Проектирование, строительство и реконструкция централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения осуществляются в соответствии с расчетными показателями генеральных планов развития территорий, строительными нормами и правилами, государственными стандартами, санитарными правилами и нормами, утверждаемыми специально уполномоченными государственными органами при обязательном согласовании с территориальными органами жилищно-коммунального хозяйства. При проектировании и строительстве централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения обязательно учитываются требования обеспечения надежности указанных систем при воздействии на них дестабилизирующих факторов природного ( оползни, подтопления и иные) и техногенного происхождения.
Деятельность лиц по обеспечению питьевой водой потребителей из централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 11. Источники финансирования питьевого водоснабжения
Источниками финансирования питьевого водоснабжения являются:
средства оплаты пользователей и потребителей за питьевое водоснабжение;
средства республиканского бюджета Республики Беларусь для реализации мероприятий, предусмотренных республиканскими программами развития и улучшения систем питьевого водоснабжения;
средства местных бюджетов;
средства долевых взносов граждан и (или) юридических лиц на развитие питьевого водоснабжения;
прочие источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
Для целевого финансирования работ по развитию систем питьевого водоснабжения и получению питьевой воды могут создаваться территориальные внебюджетные фонды. Решение об их создании, источниках поступления средств и их расходовании принимаются органами государственной власти или местными исполнительными и распорядительными органами.

Статья 12. Тарифы на питьевое водоснабжение
Тарифы на питьевое водоснабжение устанавливаются местными исполнительными распорядительными органами по предложению организаций (предприятий) питьевого водоснабжения, исходя их принципа компенсации затрат на:
оплату за пользование водными объектами - источниками питьевого водоснабжения и за подачу ее пользователям, потребителям;
выполнение необходимого комплекса работ, обеспечивающих бесперебойность функционирования систем, их защиту и санитарную охрану;
возмещение расходов, связанных с развитием и реконструкцией систем питьевого водоснабжения, а также обеспечение необходимого уровня их рентабельности.
Порядок определения и применения тарифов в области питьевого водоснабжения определяется законодательством Республики Беларусь.

Статья 13. Экономическое стимулирование в области питьевого водоснабжения
Экономическое стимулирование ( предоставление льготных кредитов, налоговых, таможенных и иных льгот) в области питьевого водоснабжения направлено на использование технологий по получению питьевой воды требуемого качества, а также на предоставление потребителям гарантий бесперебойной подачи питьевой воды в соответствии с нормативными требованиями и нормами водообеспечения.
Предоставление экономических стимулов для организаций питьевого водоснабжения , а также для организаций, производящих оборудование, материалы и реагенты для нужд питьевого водоснабжения, осуществляется органами государственной власти Республики Беларусь.

Статья 14. Гарантии обеспечения питьевой водой
Каждому человеку на территории Республики Беларусь гарантируется государством обеспечение питьевой водой, по качеству отвечающей требованиям, установленным нормативам, и в соответствии с нормами питьевого водообеспечения.
Удовлетворение потребностей населения в питьевой воде в местах их проживания осуществляется мерами, направленными на развитие централизованных (приоритетно) либо нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, а также государственной поддержкой, регулированием, контролем и надзором питьевого водоснабжения в соответствии с настоящим законом.
Гарантии прав граждан на получение питьевой воды для питьевых нужд в период их пребывания в общественных местах (вокзалы, парки, пляжи и т.д.), а также на транспортных средствах при следования их в пути более трех часов обеспечивается (бесплатно) собственниками названных объектов.

Статья 15. Качество питьевой воды
Качество питьевой воды, получаемой потребителями (гражданами и юридическими лицами), должно соответствовать нормативным требованиям и обеспечивается:
выбором источника питьевого водоснабжения и технологии обработки воды;
использованием оборудования, материалов, реагентов, применяемых в системах питьевого водоснабжения при наличии соответствующих сертификатов;
осуществлением регулярного производственного контроля за качеством питьевой воды по метрологически аттестованным и стандартизированным методикам лабораториями организаций питьевого водоснабжения, аттестованными или аккредитованными в установленном порядке (контроль за качеством питьевой воды в системах питьевого водоснабжения, эксплуатируемых организациями, не имеющими собственных лабораторий, могут осуществлять на договорной основе другие лаборатории, аккредитованные в установленном порядке);
установлением и пересмотром на основе новых научных данных нормативных требований к питьевой воде и источникам питьевого водоснабжения не реже одного раза в 10 лет;
охраной источников и систем централизованного и нецентрализованного водоснабжения ( установлением зон санитарной охраны и иных видов охраны от случайного или умышленного загрязнения питьевой воды);
разработкой типовых и рабочих программ и правил контроля за качеством питьевой воды в системах централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения с учетом местных условий;
введением местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органами государственного санитарного надзора временного усиленного контроля за качеством питьевой воды при наличии угрозы здоровью людей вследствие возникновения опасности ухудшения качества питьевой воды.

Статья 16. Государственный контроль и надзор в области питьевого водоснабжения
Государственный контроль и надзор в области питьевого водоснабжения проводится органами и учреждениями государственного санитарного надзора во взаимодействии с государственными органами природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Государственный учет источников питьевого водоснабжения осуществляется в составе Водного кадастра специально уполномоченным органом природных ресурсов и охраны окружающей среды с участием органа управления в области гидрометеорологии и органа государственного санитарного надзора.
Государственный учет качества потребляемой питьевой воды и соответствия его установленным нормативам осуществляется органами государственного санитарного надзора.
Учет количества потребляемой воды из централизованных систем питьевого водоснабжения осуществляется органами жилищно-коммунального хозяйства. Государственный надзор за соблюдением установленных государственными стандартами требований к питьевой воде, а также к процессам и методам контроля, используемым при водоснабжении населения питьевой водой, осуществляется государственными органами стандартизации Республики Беларусь.
Государственный надзор за соблюдением строительных норм и правил при проектировании и строительстве объектов питьевого водоснабжения осуществляют государственные органы архитектурно-строительного надзора Республики Беларусь.
Государственный надзор, контроль и учет осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 17. Охрана источников и систем питьевого водоснабжения
Охрана источников и систем питьевого водоснабжения от загрязнения является обязательным условием обеспечения безопасности и безвредности питьевой воды и достигается выполнением санитарных, экологических и иных требований и мероприятий по предотвращению загрязнения и истощения поверхностных и подземных водных объектов, а также созданием зон санитарной охраны источников и систем (централизованных и нецентрализованных) питьевого водоснабжения и соблюдением режима, предусмотренного для этих зон.
Зоны санитарной охраны устанавливаются на всех источниках, централизованных и нецентрализованных системах питьевого водоснабжения независимо от форм собственности для предупреждения случайного или умышленного загрязнения воды. На территориях зон санитарной охраны не допускается сброс в источники питьевого водоснабжения сточных вод (промышленных, сельскохозяйственных, городских) при содержании в них загрязняющих веществ и биологических агентов сверх нормативов, установленных санитарными правилами и нормами для источников питьевого водоснабжения.
Организация зон санитарной охраны, их проектирования и эксплуатации, установление границ входящих в них территорий (поясов и зон) и соответствующих им режимов охраны вод, определение комплекса санитарно-охранных мероприятий, в том числе ограничения и запреты на различные виды деятельности в пределах каждого из поясов, регламентируются санитарными и строительными нормами и правилами, утверждаемыми в установленном порядке.
Выполнение комплекса мероприятий и соблюдение режима в зонах санитарной охраны возлагается:
на территориях первого пояса - на организацию водоснабжения;
на территориях второго и третьего поясов - на местные исполнительные органы а также на лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории указанных поясов.
Надзор за выполнением комплекса мероприятий и соблюдением режима в зонах санитарной охраны осуществляют органы государственного санитарного надзора, а также территориальные органы природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Местные исполнительные и распорядительные органы могут принимать решения о дополнительных мерах охраны источников и систем питьевого водоснабжения для предупреждения их умышленного загрязнения или нанесения вреда.
Питьевая вода, предназначенная для реализации потребителям в расфасованном виде ( в бутылях или других емкостях), индивидуальные, бытовые и групповые технические средства очистки и обеззараживания воды, а также используемые в системах питьевого водоснабжения материалы, реагенты, технологические процессы, оборудование и иные средства подлежат обязательной сертификации.
Сертификация в области питьевого водоснабжения осуществляется в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.

Статья 18. Пользователи систем питьевого водоснабжения
Пользователи централизованных систем питьевого водоснабжения имеют право пользования системами и потребления питьевой воды на основе договоров, заключаемых ими с предприятиями водоснабжения.
Взаимные права и обязанности договаривающихся сторон устанавливаются на основании договора, предусматривающего: режим подачи питьевой воды (бесперебойный либо почасовой по графику); количество подаваемой воды (в соответствии с нормами водопотребления либо лимитированное); гарантии качества питьевой воды (постоянное соответствие установленным нормативным требованиям); осуществление пользователем инструментального и документального учета расхода питьевой воды; своевременность оплаты в соответствии с установленным тарифом, условия предъявления взаимных претензий по выполнению договорных обязательств, а также ответственность сторон за нарушение договора.
Граждане (потребители питьевой воды) имеют право на обеспечение питьевой водой их централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения в первоочередном порядке.
Для отдельных категорий потребителей питьевой воды устанавливаются льготы по подключению к водопроводам, пользованию и оплате за пользование питьевой водой в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Права потребителей питьевой воды гарантируются настоящим законом, законом "О защите прав потребителей" и иным законодательством Республики Беларусь.

Статья 19. Информация по вопросам обеспечения питьевой водой
Информация о качестве питьевой воды осуществляется бесплатно в обязательном порядке средствами массовой информации или иными способом по представлению органов, осуществляющих надзор за качеством питьевой воды.
Информация о возможных перебоях в поставках питьевой воды потребителям осуществляется бесплатно в обязательном порядке предприятиями водоснабжения и органами жилищно-коммунального хозяйства через средства массовой информации или иным способом.
Организация и контроль обеспечения своевременной информации потребителей о качестве питьевой воды и о перебоях ее подачи возлагаются в соответствии с настоящим законом на специально уполномоченные органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы.

Статья 20. Ответственность за причиненный вред в области питьевого водоснабжения
Лица, виновные в нарушении положений настоящего закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Вред, причиненный здоровью граждан в результате поставки системами питьевого водоснабжения питьевой воды. не соответствующей по качеству нормативным требованиям, возмещается виновником в полном объеме в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Граждане и юридические лица, причинившие вред системам питьевого водоснабжения и (или) убытки организациям водоснабжения в результате несоблюдения правил пользования системами, повреждения сооружений, оборудования, водопроводных сетей, создания препятствий в проведении аварийно-восстановительных работ, обеспечении нормальной эксплуатации систем водоснабжения либо в результате загрязнения источников питьевого водоснабжения, обязаны возместить их в полном объеме добровольно или по решению суда в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 21. Международные договора
Если международными договорами в области питьевого водоснабжения населения и обеспечения безопасности питьевой воды установлены иные правила и нормы, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Беларусь, то применяются правила и нормы международных договоров.

Cтатья 22. Заключительные положения
1. Ввести в действие Закон Республики Беларусь "Об обеспечении населения питьевой водой" с ...
2. До приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом акты действующего законодательства в области обеспечения населения питьевой водой применяются в той части, которая не противоречит настоящему Закону.
3. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок:
внести в Национальное Собрание предложения о приведении законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами управления своих нормативных актов в соответствие с настоящим Законом.

От редакции: по просьбе Минжилкомхоза Республики Беларусь мы публикуем данный проект закона для ознакомления читателей. Если у Вас появятся предложения по данному документу, то обращайтесь в министерство и редакцию газеты.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 33 за 1997 год в рубрике вода

©1995-2024 Строительство и недвижимость