Белорусский неомодерн в архитектуре и строительстве

Выезжая за город, каждый из нас наверняка обращал внимание на стихийно выросшие вокруг Минска коттеджно-дворцовые поселки. Не обратить внимание на них просто невозможно: впечатляют и масштабы сооружений, и необычные, рассчитанные на то, чтобы вызвать у созерцающего шквал эмоций - от восхищения до негодования и зависти, архитектурные изыски. Подступы к одному из особняков охраняют каменные львы и сфинксы, усевшиеся на широченной лестнице (хорошо еще, что бетонной, а не мраморной), рядом высится готический замок со всеми полагающимися атрибутами - остроконечными башнями, стрельчатыми окнами и т. д.

Свое негативное отношение к "дворцовому" строительству высказывают практически все группы его "созерцателей": обыватели, не имеющие возможности приобрести такое жилье, профессиональные архитекторы, городские власти... Загородные "замки" и "резиденции" объявлены верхом безвкусицы, им предъявляются претензии по поводу нарушения градостроительных правил и норм, все чаще заостряется внимание на низкой энергоэффективности таких зданий и использования при их строительстве неграмотных инженерных и конструктивно-технических решений. Все это отчасти верно, но...

Любые радикальные изменения в архитектуре и строительстве всегда сопровождались непониманием и неприятием со стороны общественности и профессионалов, работающих в рамках традиционных школ и сложившихся представлений. А в том, что стихийно образовавшиеся вокруг крупных белорусских городов пояса коттеджной застройки - это некое новое явление в архитектуре и градостроительстве, сомневаться не приходится. Другое дело, что этому явлению можно давать различные оценки по самой широкой шкале от явного "плюса" до презрительного "минуса".

Как известно, новое - это хорошо забытое старое. Оказываясь перед реальной возможностью навлечь на себя гнев со стороны противников новой "дворцовой архитектуры", рискну сравнить нынешние градостроительно-жилищные изменения с событиями, происходившими около ста лет назад - появлением, развитием, расцветом и упадком стиля модерн. Предвижу возражения: как можно сравнивать архитектурные шедевры конца прошлого века с нынешними помпезными постройками, появившимися по прихоти местных толстосумов? Отвечаю: можно. Если внимательно проанализировать ситуацию, то у особняков эпохи модерна и современных творений коттеджно-дворцового зодчества обнаруживается множество общих черт. Остановлюсь только на некоторых закономерностях.

Независимость от внешнего окружения

Стиль модерн, перевернувший традиционные представления об архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и дизайне интерьера в конце XIX - начале XX века, проявился особенно ярко при строительстве дорогих городских особняков, загородных вилл и дач. Несмотря на то что этот стиль приобрел множество приверженцев в разных странах Европы, ни в одной стране он не стал официальным государственным стилем. Конечно, в историю архитектуры вошли и культовые и общественные здания, построенные в стиле модерн, - Свадебная башня в Дармштадте в Германии архитектора Ольбриха, церковь Саграда-Фамилия архитектора Гауди в Барселоне и другие концептуальные постройки. Но все-таки основным полем деятельности архитекторов, работающих в стиле модерн, оставались частные особняки. Причина этого явления понятна: для того чтобы построить общественное здание или многоквартирный дом, требовалось согласование с городскими властями, необходимо было принимать во внимание характер городской застройки, да и финансовые средства, выделяемые на проектирование и строительство из городской казны, и в те времена были не настолько велики, чтобы архитектор мог свободно следовать полету своей творческой фантазии. Поэтому официальное строительство шло своим путем, опираясь на традиционные и многократно испытанные технологии, методы и приемы. Другое дело - особняки, возводимые для состоятельных заказчиков. Здесь от архитектора требовалось следующее: выполнить здание таким образом, чтобы оно резко отличалось от соседних домов, да что там соседних домов - всех построенных доселе сооружений, и создать для заказчика и его семьи максимум бытового и эстетического комфорта. Пожалуй, стиль модерн нагляднее всех других художественных стилей и направлений продемонстрировал, на что способны талантливые архитекторы, не скованные административными и финансовыми ограничениями.

Список памятников мировой культуры пополнился новыми шедеврами: особняком Тасселя (архитектор Орта) и "дворцом" Стокле (архитектор Хофман) в Брюсселе, домом Рябушинского в Москве (архитектор Шехтель)... Этот список можно продолжить...

Все это было сто лет назад. А что же происходит теперь? То же самое, но с меньшим размахом. К коттеджному строительству предъявляются те же два основных требования: создание архитектурного облика здания, резко отличающего его от окружающей застройки, и обеспечение максимального бытового комфорта, облаченного в приятную художественную оболочку. Отсюда и каменные львы, и остроконечные башни, и светящиеся полы с обогревом, и пресловутые "джакузи". Вы скажете, что художественный уровень новых "дворцов" несравненно ниже, чем уровень шедевров стиля модерн? С этим можно поспорить. Встречаются и такие экземпляры современного "неомодерна" (позволю себе употребить этот придуманный термин), в которых и архитектурные пропорции прекрасно уравновешены, и материалы подобраны со вкусом, и общая пластика сооружения приятно контрастирует с примитивным художественным оформлением виднеющейся невдалеке жилой многоэтажки...

Демонстрация финансовых возможностей и (или) эстетического вкуса

В свое время стиль модерн получил определение "стиля миллионеров". Действительно, создавать жилую среду по своему усмотрению, опираясь на собственные представления об эстетике и комфорте и одновременно с этим доверяя опыту и профессионализму архитектора, было доступно далеко не каждому. Отказаться от готовых рецептов, существующих в архитектуре и строительстве, проявить готовность к воплощению новых, смелых для того времени идей проектировщиков, не придавая значения соображениям экономической целесообразности, - да, для этого были нужны солидные финансовые возможности и желание увековечить свое имя, связав его с образом архитектурного памятника. В результате таких настроений и веяний времени и появились причудливые особняки модерна, отвергающие правила симметрии и осевого построения плана и фасада, регулярного членения этажей и расположения оконных проемов. Здания, созданные в соответствии с единственными с своем роде и неповторимыми композиционными замыслами, здания, где пластика форм и преувеличенное внимание к архитектурным деталям стали правилами, возведенными в принцип, - таков итог осуществления желаний и реализации амбиций богатых заказчиков архитектуры модерн, о которых теперь, конечно же, уже никто не вспоминает. Те, кто финансировал создание шедевров модерна, уже давно умерли, а памятники архитектуры, появившиеся благодаря их желаниям и капризам, живут и здравствуют, продолжая удивлять нас своей необычностью и художественным совершенством.

Строительство современных зданий "неомодерна" вызвано к жизни теми же закономерностями: стремлением сделать свой дом произведением искусства, наглядно демонстрирующим финансовое благополучие его владельца, желанием "оставить что-то после себя на земле".

Свободная планировка - дом растет "изнутри"

Ошибочно было бы думать, что стиль модерн выразился только в декоративном убранстве фасадов и интерьеров зданий. Он оказал и огромное влияние на развитие объемно-планировочных концепций построения объектов, впоследствии дав толчок для появления новых идей в архитектуре, начиная от функционализма и заканчивая "бионическим строительством". Построение плана особняков эпохи модерна диктовалось не существующими требованиями, предъявляемыми к городской и усадебной застройке, не традиционными архитектурно-планировочными приемами, не выбором строительных материалов и конструкций. Оно осуществлялось в соответствии с единственным критерием - учетом потребностей заказчика (само собой разумеется, рассмотренными сквозь призму субъективных вкусов архитектора). Поэтому при проектировании соблюдался принцип роста здания "изнутри": помещения пристраивались друг к другу, соединялись посредством разнообразных переходов и лестниц (очень популярным был прием композиционной "игры" разновысотных архитектурных объемов), словом, создавали некий архитектурный организм, живущий по своим внутренним законам. Естественно, это отражалось и на внешнем облике здания, которое превращалось в пластичный асимметричный объем, насыщенный множеством различных художественных деталей. Построенные вне жестких правил, не желающие считаться с какими-то ни было ограничениями, особняки модерна тем не менее стали шедеврами архитектуры и примерами для подражания. Кстати, именно бесконечное разнообразие эстетических образов и приемов стиля модерн стало причиной, из-за который этот стиль трудно поддается классификации и возникают трудности по поводу причисления тех или иных сооружений к архитектуре модерна (характерным примером здесь может служить творчество Антонио Гауди). У стиля модерн тысяча лиц, каждое из них узнаваемо, но все вместе они не способны уложиться в единую схему.

Современная "дворцовая" архитектура тоже анархична по своей природе. Она не признает никаких запретов и не намерена следовать общим тенденциям. Критерий, влияющий на планировку и объемно-пространственную композицию сооружения, один: "я так хочу!". Хочется к каминному залу высотой 4 метра пристроить зимний сад или парочку остекленных галерей - пожалуйста! Хочется совместить несколько разноуровневых объемов и оснастить их различными дополнительными элементами и деталями (балконами, навесными козырьками и т. д.) - нет проблем! Самое интересное, что архитектурная анархия иногда дает прекрасные результаты и здание получается на редкость гармоничным.

Свободная трактовка и преобразование исторических архитектурных стилей

Нельзя сказать, что стиль модерн появился в конце XIX века на пустом месте - какая-то логическая связь между этим новым движением в архитектуре и художественными закономерностями предыдущих эпох все же прослеживается. Некоторые направления модерна напрямую ассоциируются со стилями ушедших архитектурных эпох: известны "готический" модерн, "византийский" модерн, "славянский" модерн и т. д. В то время параллельно с развитием стиля модерн в архитектуре довольно активно развивались еще два направления: историзм и эклектика. Но перепутать здания, например, построенные в "готическом" модерне и историзме, практически невозможно, так как разница между их художественной трактовкой слишком велика. Основное отличие псевдоисторических зданий от объектов модерна заключается в том, что в первых исторические архитектурные стили и приемы просто копируются, а во вторых - творчески переосмысливаются. Модерн - это сон о прошлом архитектуры, фантазия на исторические темы, но ни в коем случае не грубый перенос наработанных в течение прошлых эпох архитектурных решений в современную действительность.

"Неомодерн" тоже отличается от грубых подделок под старину как небо и земля. Если балкон современного особняка увенчан неким подобием купола-"луковицы", старательно копирующим купола старорусских церквей (иногда встречается и такое), то это, извините, "попса в архитектуре". Настоящий "неомодерн" избегает прямых сравнений с историческими архитектурными прототипами, он действует исподволь, только намекая на них.

То же самое можно сказать и по поводу обращения к мотивам национальной архитектуры: и модерн сто лет назад, и "неомодерн" сейчас обращались с национальными традициями тактично и осторожно - никаких построек в "лубочном" стиле, но использование национальных и региональных мотивов в архитектуре в качестве некого контекста, читаемого в образной структуре объекта.

Повышенное внимание к архитектурным деталям и отделке интерьера

Еще одной существенной особенностью стиля модерн по праву считается проявление особого внимания к отдельным архитектурным элементам и решению дизайна интерьера. Окна и двери причудливых форм, напоминающие то окна-"розы" средневековья, то образования природного ландшафта, то диковинные растения и животных, струящиеся лестницы, как бы "стекающие" на пол, преувеличенная любовь к металлическим литым декоративным решеткам, использование витражей, разноцветной керамики - все это стало отличительными признаками особняков, построенных в стиле модерн. Комфорт и эстетическое разнообразие стали достоянием не только парадных залов и гостиных, но и всех остальных помещений здания. Убранство интерьеров дополнялось скульптурой, живописью, предметами декоративно-бытового искусства.

Отделка интерьеров и фасадов современных объектов "неомодерна" проводится в соответствии с теми же принципами. Материалы и технологии меняются, а суть остается прежней. Только вместо витражей используется зеркальное стекло, вместо майолики - керамическая плитка особого дизайна и рисунка, вместо обычной черепицы - металлочерепица. Кованые решетки и декоративные украшения продолжают удерживать свои позиции, защищая территорию "рая частной собственности" от непрошеных гостей, но не от любопытных взглядов. При оформлении зданий "неомодерна" также используется скульптура (здесь мне вспоминается комический случай, когда одна моя знакомая пыталась доставить домой полутораметровую статую Аполлона, купленную в греческой сувенирной лавке), но уже не в тех количествах и не так активно, как в период расцвета настоящего модерна. Детали фасада - окна, двери и т. д. - выполняются тщательно и аккуратно, а их гармоничный рисунок и пропорции свидетельствуют о том, что архитектор немало потрудился, прежде чем нашел окончательное решение.

Итак, история повторяется. Конечно, не все творения "новорусской" (или "новобелорусской" - это уж как кому нравится) архитектуры можно отнести к разряду сооружений "неомодерна". Далеко не все. Тем не менее "неомодерн" существует - пока существует. Знакомые архитекторы считают, что коттеджный бум уже прошел: все те, кто имел возможность вложить деньги в недвижимость, уже сделали это. Хорошо, что это было сделано здесь, в Беларуси, а не за границей, - каждая эпоха должна иметь свои архитектурные памятники или, по крайней мере, типажи городской и усадебной застройки, отражающие стиль и характер того или иного отрезка времени. А классификацией построенных объектов и определением их стилей займутся будущие историки архитектуры...

Александра ПОНОМАРЕВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 29 за 1997 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость