Циклорамы в городе Буффало

История необычного здания в форме шестнадцатигранника, построенного свыше ста лет назад в городе Буффало на американско-канадской границе, о котором пойдет речь в этой статье, напоминает скорее роман.

Гениальные идеи часто появляются в абсолютно неожиданных местах. В 1788 году одному заключенному, отбывающему свой срок в ирландской тюрьме, пришла в голову мысль замкнуть картинную галерею в кольцо, развесив по стенам в хронологическом порядке картины, изображающие моменты какого-нибудь события. Через сто лет панорама стала на какое-то время одним из любимых видов развлечения и отдыха. На волне популярности панорамной живописи и возникла фирма Buffalo Cyclorama Company. В мае 1887 года французский художник Феликс Эммануэль Филиппоту получил необычный заказ: написать изображение Ниагарского водопада на холсте размером 122 метра в длину и 15,2 метра в высоту. Грандиозное полотно было выставлено в Лондоне (октябрь 1888г.) и Париже (1889 г.) и имело такой огромный успех, что фирма Buffalo Cyclorama Company решила устроить подобную выставку и у себя на родине, в Америке. Строительство здания Циклорамы в Буффало началось 18 июля 1888 года.

В августе этого же года была найдена и тема для первой экспозиции: "Иерусалим в день Распятия Христа". Уильям Венер, на которого была возложена ответственность за поиски художника для написания грандиозного полотна, остановил свой выбор на Карле Фроше из Германии. Венер был до этого лично знаком с Фрошем, который бывал в Иерусалиме и мог с максимальной достоверностью изобразить великий город. Переговоры с Фрошем имели успех, художник согласился написать панорамное полотно для Циклорамы в Буффало. Участие в проекте знаменитого в то время художника в значительной степени способствовало коммерческому успеху компании. Акции "Buffalo Cyclorama Company" были быстро распроданы, появились необходимые для быстрого завершения строительства здания средства. Здание было возведено в рекордные и по нынешним временам сроки: всего за два месяца!

18 августа 1888 года полотно размерами 122 метра в длину и 15 метров в высоту было установлено в новом здании. Газета "Чикаго Дейли Ньюс" об этом событии сообщала в таких словах: "Это величественное и прекрасное зрелище. Ни одна из панорам, представших за последние пять лет перед глазами чикагской публики, не может сравниться с этой в изяществе и тонкости письма. Ни в одной из подобных работ мы не найдем такой тщательной проработки мельчайших деталей. От художников, создавших эту картину, требовалось не только владение кистью, но и тщательное изучение археологии, истории и Библии. С благоговением взираем мы на величие события, на котором уже девятнадцать столетий основывается христианская вера. Много месяцев художники провели в Святом городе, собирая материал для работы, рисуя бесчисленные наброски и эскизы, представленные впоследствии на рассмотрение признанным авторитетам в истории и богословии, что дало возможность сделать полотно максимально исторически правдивым. Каждая деталь и вся картина в целом просто великолепны".

Торжественное открытие Циклорамы состоялось 8 сентября 1888 года в присутствии большого количества репортеров, деятелей культуры, духовенства и высшего света. В рекламной газете "Буффало Коммершл Адвертайзер" 19 сентября 1888 года появились такие строчки: "Ни одна из проведенных в городе выставок прежде не привлекала такого внимания". Служители церкви также не жалели слов похвалы. До открытия Циклорамы в городе проходило множество религиозных мероприятий и событий, но ни одно из них не могло сравниться по произведенному эффекту с панорамой Иерусалима в Циклораме.

Немалый интерес для посетителей представляла и архитектура самого здания. В центре здания находится центральная опорная колонна многогранного сечения, придающая интерьеру особую торжественность. Люди поднимались на платформу, окружающую панораму, по изящной лестнице, причем многие стремились, отстояв немалую очередь, подняться на самый верх лестничной клетки.

Через два года в Циклораме появилась новая экспозиция: панорама французского живописца Ф.Э. Филиппоту "Битва под Геттисбергом". Как и ее предшественница, эта панорама находилась в экспозиции около двух лет. В наши дни полотно "Иерусалим в дни Распятия" находится в часовне св. Анны в Квебеке, а вторая панорама - в музее Геттисбергского сражения, построенном на месте битвы.

Постепенно популярность панорам как развлечения начала падать, и в 1910 году здание Циклорамы было приобретено городскими властями Буффало за 40 000 долларов и передано во владение муниципальной библиотеке, которая сдавала его в аренду. В последующие два десятилетия здание служило извозчичьим двором и конюшней, стоянкой для такси и площадкой для катания на роликовых коньках. В результате подобной эксплуатации здание пришло в удручающий вид. Крыша его провисла, кирпичи начали местами крошиться и выпадать, стены были покрыты грязью и копотью, в здании стояла ужасающая вонь. Поступающая арендная плата не покрывала расходов на ремонт. К 1937 году здание, некогда знаменитое и величественное, пришло в полную негодность и, казалось, было обречено на снос. Однако городские власти решили приспособить здание для нужд библиотеки. В адрес федерального проекта было высказано немало сомнений, удастся ли вернуть "белому слону", как горожане окрестили здание, прежний блеск. К счастью, руководство библиотеки не прислушалось к этим голосам. К тому же постоянно переполненной библиотеке были необходимы новые площади для хранилищ и читальных залов. П

роект реконструкции предусматривал расходы в количестве 36 000 долларов, из которых 25 300 выделило федеральное правительство, а остальную сумму - городские власти. Необходимо было полностью заменить крышу и пол здания, а также прорубить окна (в здании Циклорамы окон не было, естественное освещение осуществлялось через световые люки). Также была укреплена центральная опорная колонна здания, отремонтирована его облицовка, а с восточной стороны сооружен лекционный зал.

Результаты оказались настолько впечатляющими, что было решено не использовать отремонтированное здание, как предполагалось ранее, для книгохранилища, а разместить в нем читальные залы. Особым предметом гордости горожан послужил тот факт, что круглые читальные залы были в Библиотеке Конгресса США и Британского музея, а теперь и их городская библиотека встала как бы в один ряд с ними.

Новый читальный зал открылся 15 февраля 1942 года. В некотором роде здание вернулось к своим истокам, вновь став одним из центров культурной жизни города. Люди старших поколений, заходя в новый читальный зал, вспоминали о былых временах и о событиях, связанных с этим помещением.

В последующие двадцать лет здание верой и правдой служило книголюбам. Многие из них были немало огорчены, когда в 1963 году было объявлено, что библиотека будет закрыта в связи с планируемым объединением библиотек округа. Здание библиотеки было снесено, однако Циклораме опять удалось уцелеть. В течение четверти столетия здание пустовало, служа жилищем для мышей и голубей. И лишь осенью 1981 года было решено использовать "белого слона" в качестве административного здания. В октябре 1981 года в газете "Буффало Ивнинг Ньюс" вышла статья Остина Фокса, в которой ставился вопрос о возможности реставрации Циклорамы. Идею подхватила крупная корпорация "Rand Capital Corp., во главе которой стоял Джордж Рэнд II, и ряд американских реставраторов. Предполагалось приспособить здание для коммерческих целей, предоставив основную часть площадей в аренду радиостанции WGR. К несчастью, по непонятным причинам проект был отвергнут. Старое здание так и осталось необитаемым.

В августе 1985 года Циклорама была приобретена фирмой "Ciminelli Development Co." за сумму 110 000 долларов, плюс 25 000 долларов долга за налоги на недвижимость. Этот огромный долг отпугивал всех предыдущих потенциальных покупателей исторического здания. Согласившись компенсировать эту немалую сумму, глава фирмы Франк Симинелли получил право приобретения здания в собственность. "Проезжая мимо Циклорамы, я каждый раз удивлялся, почему такое замечательное здание пустует, почему никто не хочет приспособить его для чего-нибудь. Когда здание было выставлено на аукцион, я явился на торги первым. Оказалось, что я был и единственным ", - написал Франк Симинелли в газете "Ньюс".

Здание, являвшееся воротами в деловую часть города, сулило его владельцам немалые возможности. Здание Циклорамы недавно было сертифицировано как часть исторического района, поэтому предполагались определенные налоговые льготы. Кроме того, определенная поддержка проекта реставрации могла быть получена со стороны городских властей и фондов. Заручившись этой поддержкой, Франк Симинелли начал борьбу за спасение здания. Эта борьба с правительством штата, весьма напоминающая перетягивание каната, продолжалась два года. План превращения одноэтажного здания в двухэтажное предусматривал увеличение размера 12 окон здания, чтобы обеспечить естественное освещение двух этажей. Эти окна стали камнем преткновения для властей, которые считали необходимым сохранить при реставрации оригинальные размеры окон (что было само по себе странным, так как первоначально в здании вообще не было никаких окон). Среди прочих требований было и требование не использовать для очистки кирпичной кладки сильнодействующих реагентов, ограничившись лишь моющими средствами. Некоторые требования невозможно было принять по экономическим соображениям. Иногда казалось, что легче вообще снести старое здание и построить на его месте новое, чем принять требования властей. Однако любовь к "белому слону" оказалась сильнее всех трудностей. Немалую поддержку оказали отважному бизнесмену местные жители. Председатель Совета реставраторов Буффало Дэвид Рамси также сказал свое слово в поддержку Симинелли. Время шло, Симинелли воевал с властями, а здание тем временем все ветшало и ветшало.

"Война за Циклораму" окончилась в декабре 1987 года, когда наконец было достигнуто соглашение с местными и федеральными властями. В начале 1988 года, через три года после приобретения здания, Франк Симинелли смог начать его реставрацию. Необходимые средства в размере 2,83 миллиона долларов поступали из различных источников, в том числе из различных фондов и грантов различных организаций. Фирма Франка Симинелли внесла 570 000 долларов из этой суммы.

Проект реставрации был разработан фирмой George Lukaszewicz Architect. Перед входом в здание был возведен кирпичный портал, подчеркнувший вход в здание и придающий ему выразительность. Относительно окон, послуживших причиной длительного спора, был найден разумный компромисс: Симинелли получил разрешение пробить окна на уровне первого этажа, но так, чтобы между окнами первого и второго этажа была разделяющая перегородка. Оригинальная опорная колонна, как и при первой реконструкции в конце тридцатых годов, была сохранена. Ее окружает просторный атриум. Здесь находится рабочее место администратора. С целью сокращения расходов фирмы, занимающие здание, имеют общую приемную. Верхняя часть колонны отделана стеклянной облицовкой, придающей интерьеру некоторое сходство с музеем. В несущую конструкцию были добавлены дополнительные несущие балки. Интерьер здания, разработанный фирмой "Espacio 1 Inc." несет отпечатки стиля Арт Деко. Офисы располагаются по кругу в виде двух колец, стеклянные перегородки позволяют солнечному свету проникать и во внутреннее кольцо помещений.

Восемнадцать месяцев продолжалась реставрация, потребовавшая значительных затрат сил и средств. Работы были завершены в апреле 1989 года. На втором этаже расположился новый офис фирмы "Ciminelli Construction Company". Луи Симинелли, глава фирмы, находит необычную форму своего офиса чрезвычайно удобной: "Круглая форма облегчает коммуникацию между отделами. Кроме того, сам факт нахождения офиса в таком уникальном здании очень много говорит о фирме. Само здание, простоявшее сто лет, производит впечатление надежности и постоянства". Помещения на первом этаже заняли арендаторы: инвестиционная и юридическая фирмы.

В 1991 году здание Циклорамы было удостоено титула "Историческое здание года", присуждаемого Ассоциацией владельцев недвижимости Буффало. Эта награда стала также лучшим подтверждением того, что все усилия, затраченные владельцем здания для его спасения, были не напрасны.

Галина ЛЕВИТАН


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 29 за 1997 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость