Витебск до «Славянского базара»

Можно смело утверждать, что белорусский город Витебск сегодня - центр внимания множества людей. Причина очевидна: все они увлеченно следят за ходом событий на международном фестивале "Славянский базар". Журналисты изощряются в названиях репортажей, поп-звезды зарабатывают деньги и подновляют славу, молодые таланты ждут, когда их откроют, а простой народ откровенно радуется возможности повеселиться.

На улицах и площадях Витебска бушует общеславянский праздник, и душа настойчиво требует не только песен, но и истории родного края, знать которую в эти дни представляется абсолютно необходимым. Атмосферу праздника в немалой степени создает сам город: с его своеобразной застройкой и множеством памятников, по своей значимости не уступающих известнейшим произведениям зодчества. Витебск богат памятниками архитектуры, как ни один другой город Беларуси (исключение, пожалуй, составляет только Гродно). Чтобы накопить все эти богатства, понадобилась многолетняя история.

Сначала на месте современного Витебска возникло поселение кривичей, случилось это в IX веке. Первоосновой города, который упоминается в летописях, как Видбеск, Видебск, Витепеск, Витьбеск (от названия реки Витьба), было городище - Замковая гора. Вокруг нее в IX-Х столетиях возникли три поселения. Последующие триста лет город формировался в соответствии с принципами старорусского градостроительства, в XII веке Витебск становится центром княжества. Из сооружений тех лет нам известны Благовещенская церковь и гостиный двор.

Во второй половине XIII века планировочная структура Витебска состояла из двух укрепленных замков: Верхнего, сформировавшегося на месте бывшего детинца, и Нижнего. Вокруг них располагались неукрепленные слободы, одна из которых, Взгорская, впоследствии превратилась в третий замок.

Территория Верхнего (или Горного) замка еще в XII столетии была обнесена мощным земляным валом высотой около 8 метров. Вал, имеющий в основании ширину 36 метров, имел заполненный вязкой глиной каркас из семи рядов бревен, положенных перпендикулярно друг другу. Со стороны Западной Двины вал был защищен толстым пластом глины, наверху стояли деревянные стены и башни, впоследствии замененные каменными. Стены завершались прямоугольными зубцами. Каменные 3-4-ярусные башни (отстроенные в первой половине XIV века), имели в основании размеры от 8,5х8,5 метров до 10,5х10,5 метров. В XVII веке укрепления Верхнего замка состояли из деревянных оборонных стен, сохранились участки каменных стен, в которых были большая проездная брама, три четырехгранные в плане башни и две восьмигранные, а также специальный помост для установки пушек и ворота, открывающие вход со стороны реки Витьба, от большой брамы к воротам вела Замковая улица, разделяющая территорию замка на восточную и западную части. Планировка территории Верхнего замка подчинялась в основном требованиям рельефа. Нижний замок был вытянут по оси запад-восток, его огибали Западная Двина и река Ручей. С севера он примыкал к стенам Верхнего замка.

В первой половине XIV века замок был укреплен земляным оборонным валом с внутренней деревянной конструкцией, деревянными стенами и башнями. В XVII столетии Нижний замок имел 3 проездные брамы, 8 башен (Средняя, Старосельская, Доминиканская, Княжеская, Подвинская и т.д.), 2 восьмигранные башни с высокой шатровой крышей и Задунайские ворота. Длина линии обороны составляла более 1 200 метров. На территории Нижнего замка находились Благовещенская церковь, Алексеевский монастырь, Витебский дворец Огинского и т.д.

Взгорский замок, имеющий наибольшую площадь, размещался между двух рек - Витьбой и Западной Двиной. Северная часть замка не имела оборонных стен. Укрепления замка возникли по-видимому во времена Киевской Руси. В XVII веке он исполнял роль укрепленного посада и был известен как Взгорский город или Острог. Замок имел деревянные стены, три въездных брамы и шесть башен. Главная улица - Большая Взгорская - связывала Взгорский и Нижний замки, другие улицы соединяли основные брамы с главной улицей. На их пересечении, около моста через реку Витьбу, сформировался административно-торговый центр. Перед валами и брамами всех трех замков были дополнительные укрепления и 4 брамы с подъемными мостами.

Направления нескольких основных улиц, образовавшихся к середине XVII века, стали структурной основой, в соответствии с которой в последующие века развивалась планировочная схема центральной зоны Витебска. Регулярные планы города разрабатывались в конце XVIII - начале XIX века и были частично реализованы. К тому времени сформировался развитый общественный центр города, его основой стали 2 площади: Рыночная и Соборная. Обе площади формировались в два этапа: на первом в XVI-середине XVII века сложились изолированные площади с деревянными постройками. Рыночная площадь оформилась как торговый центр, на ней находились ратуша и гостиный двор, а также расположенные по периметру лавки. Соборная площадь имела принципиально другое значение - она была культовым центром. В ансамбль Соборной площади входили костел и коллегиум иезуитов и здание Витебского окружного суда. Площади были разделены деревянными оборонными укреплениями, а в одном месте соединялись проездной брамой. На втором этапе формирования в конце XVIII-начале ХХ века площади получили единую объемно-пространственную композицию и были застроены каменными зданиями. В состав Рыночной площади вошли Воскресенская церковь, а также костел и монастырь бернардинцев. Соборная площади сложилась как административный центр, к уже существующей застройке добавилась восточная часть здания окружного суда.

В результате регулярной перепланировки двухлучевая схема улиц была преобразована в систему параллельных магистралей. В процессе реконструкции был учтен такой важный градообразующий фактор, как река Двина. Основные улицы прокладывались параллельно берегу, перпендикулярные к ним направления связывали отдельные кварталы города с рекой.

С прокладкой железнодорожной линии была образована третья - Привокзальная - площадь, на которой в 1866 году было построено здание вокзала и проложена новая улица - Вокзальная (современная улица Кирова). Улица подходила к мосту через Западную Двину и связывала правобережную и левобережную части города.

В 1898 году в центре города появились две линии трамвая на электрической тяге. Витебск стал первым белорусским городом, где было внедрено это новшество.

В последнем десятилетии XIX века под руководством главного архитектора города Кибардина был разработан новый проектный план Витебска. Среди построенных в соответствии с этим планом зданий особенно выделялись : мужская гимназия, здания духовного училища и земельно-крестьянского банка и некоторые другие.

Первый генеральный план реконструкции города, выполненный в 1938 году, определил перспективы его дальнейшего развития с учетом исторических особенностей. Сегодня в центральной части Витебска сохранился небольшой исторически сложившийся комплекс застройки. Его границы проходят вдоль улиц Ленина, Купалы, Суворова, Толстого и Политехнической. В пределах этой зоны сохранилась планировка XVI-XVII веков, каменные постройки и отдельные памятники истории и архитектуры XVIII-начала ХХ века. Историческую планировку и каменную жилую застройку сохранили также улицы Кирова (бывшая Вокзальная), Буденного (ранее называвшаяся Старомонастырская, а затем Орловская), Дзержинского (бывшая Покровская и Рыночная), Зяньковой (Поперечно-Петровская, Металлистов), Ильинского (бывшая Верхненабережная), улицы Комсомольская, Октябрьская, Революционная, Красина, Чайковского, Энгельса и некоторые другие. Как видно, Витебск - город богатый на разного рода памятники и достопримечательности.

Надежда ЛОБАНОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 1997 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость