Итоги работы стройкомплекса Беларуси за I полугодие 1997 года

Расширенное заседание коллегии Минстройархитектуры РБ, посвященное итогам работы стройкомплекса за I полугодие 1997 г. и мерам по повышению исполнительской дисциплины, состоялось 17 июля 1997 г. С докладом выступил первый заместитель министра архитектуры и строительства РБ А. И. Шатило. Вот что он, в частности, сказал:

- Сложное финансовое состояние предприятий отрасли обусловлено продолжающимся ростом затрат на единицу продукции и соответственно низкой рентабельностью производства. Несмотря на то что за квартал количество убыточных предприятий министерства сократилось с 208 до 150, их все еще непомерно много.

Наличие такого количества убыточных и неплатежеспособных предприятий со столь высокой дебиторской и кредиторской задолженностью свидетельствует о том, что на этих предприятиях целенаправленной работы по повышению рентабельности и ликвидации их убыточности не проводится. Не делается ревизий дебиторской и кредиторской задолженности, должным образом не анализируются затраты на производство, не принимаются меры по их сокращению и установлению причин их образования. Ежемесячно не анализируется финансовое состояние предприятий с тем, чтобы оперативно принимать меры по снижению имеющихся задолженностей по платежам в бюджет, за энергоносители и по зарплате.

Одним из важнейших факторов непреодоления платежного кризиса является недостаточная работа по установлению и соблюдению договорных отношений между субъектами хозяйствования, медленное осуществление процессов реструктуризации и приватизации, неиспользование механизма банкротства, санации и ликвидации финансово несостоятельных предприятий.

Определяющую роль в финансовом состоянии предприятий играют вопросы ценообразования. В течение последних лет на уровне правительства РБ и Минстройархитектуры РБ принимался ряд мер, направленных на совершенствование механизма ценообразования, предотвращение необоснованного роста стоимости строительства. На расширенном заседании коллегии Минстройархитектуры РБ по итогам работы за I квартал вопросам ценообразования было уделено достаточно внимания. Что изменилось в течение квартала? Какие новые решения приняты?

Во-первых, сделан очередной шаг на пути постепенного удаления от затратного метода формирования цены. С июля месяца во всех регионах осуществляется переход на определенные стоимости затрат на материалы и механизмы по материалам-представителям и блокам машин.

Во-вторых, в III квартале всем предприятиям стройиндустрии и стройматериалов надлежит завершить внедрение нормативного метода ценообразования. Контроль за реализацией названных мер будут осуществлять региональные центры по ценообразованию в строительстве.

Сегодня мы ставим задачу определения прогнозных индексов изменения стоимости строительства с целью перехода на формирование договорных цен в составе тендерной документации, начиная от объектов со сроком продолжительности строительства 6-9 месяцев.

Для более реального отражения затрат подрядных организаций предусматривается осуществление постоянного пересмотра базисной структуры затрат при производстве строительно-монтажных работ, в том числе структуры накладных расходов и плановых накоплений. В текущем году планируется разработка нормы накладных расходов и плановых накоплений в зависимости от удельного веса заработной платы и затрат на эксплуатацию строительных машин.

Определяющими в развитии отрасли являются меры по реализации достижений научно-технического прогресса. Основные усилия научно-исследовательских и проектных институтов в прошедший период были направлены на создание разработок, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественных производителей строительной продукции, снижение ее материало- и энергоемкости, улучшение качества. Научными учреждениями республики большое внимание уделяется реализации жилищной политики. Институтом БелНИИС разработана новая конструктивно-технологическая система строительства жилых зданий с максимальным использованием изделий и оборудования ДСК. При этом номенклатурный набор помещений практически не имеет ограничений, ресурсоемкость снижается на 15-20%, энергозатраты на период эксплуатации на 25-30% ниже аналогов. Одновременно институтом НИПТИС ведутся исследования по созданию ширококорпусных многоквартирных жилых домов на основе изделий ДСК. В отличие от принятой в современной практике строительства ширины корпуса жилых домов, равной 10-12 м, ширина корпуса разработанных зданий составляет около 20 м. Применение ширококорпусных домов позволит, как показывают предварительные расчеты, получить до 15-20% экономии территорий жилой застройки, уменьшить на 20-25% площадь наружных стен.

Переход ДСК на строительство зданий с такими конструктивными системами обеспечит их конкурентоспособность по сравнению с другими предприятиями, позволит им реагировать на быстро меняющийся спрос в области как структуры здания, так и типологии жилья.

Инвестиционно-строительная ассоциация "Рациональный дом", АП "Белпроект", БелНИИС, ГП НИПТИС и АО "Белпромпроект" проводят крупномасштабный эксперимент по созданию в экспериментальном строительстве 3 проектов энергоресурсоэкономичных сборно-монолитных зданий на основе номенклатуры изделий отечественных предприятий стройиндустрии, а также системы внебюджетного финансирования жилья. Проведенная вневедомственная экспертиза, разработанная техническая документация на стадии "проект" показала, что принятая конструктивная система обеспечивает гибкость планировочных решений, повышение комфортности жилья, снижение энергозатрат при эксплуатации в 2 раза. При этом стоимость 1 м 2 жилья, если исключить затраты, связанные с экспериментом, сопоставима с аналогичным параметром самой экономичной серии крупнопанельных жилых домов - М-464-9. Проектировщики утверждают, что в системе еще есть резервы и на стадии "рабочие чертежи" будет достигнуто снижение стоимости дополнительно на 5-7%.

Как известно, в текущем году истекает срок функционирования Фонда развития строительной науки. С целью его сохранения министерство подготовило и внесло в Совмин РБ соответствующий проект Закона РБ. Предстоит сложная, кропотливая работа с целью принятия этого закона. Вместе с тем мы с вами рубим сук, на котором сидим. Наполняемость наших внебюджетных фондов за полугодие составила только 22 и 44% (соответственно Инновационный фонд и Фонд развития строительной науки). Мало того, что министерство задерживает расчеты с научными и проектными организациями за их разработки, необходимые для отрасли, оно еще демонстрирует, что может обойтись без внебюджетных фондов.

В I полугодии текущего года специалистами министерства продолжалась работа по выполнению программы создания национального комплекса нормативно-технических документов в строительстве. При ГП "Стройтехнорм" созданы и функционируют 13 технических комитетов по всем направлениям деятельности стройкомплекса по разработке нормативно-технической документации с закреплением за каждым из них конкретных объектов нормирования и стандартизации. В настоящее время специалистами технических комитетов осуществляется разработка более 150 нормативных документов в области градостроительства, жилых, общественных и производственных зданий и сооружений, инженерных изысканий для строительства, внутреннего климата и защиты от вредных воздействий, водоснабжения и канализации, газоснабжения, оснований и фундаментов зданий и сооружений, железобетонных и бетонных конструкций, эксплуатации зданий и сооружений, строительных материалов, изделий и конструкций. Разрабатываемые нормативные документы по своим техническим требованиям в обязательном порядке приводятся в соответствие с требованиями действующих нормативных документов технически развитых зарубежных стран. Это позволяет поднять на должный уровень качество строительных материалов, конструкций и изделий, выполняемых работ и услуг в строительстве, повысить конкурентоспособность отечественной продукции на рынках дальнего и ближнего зарубежья. В течение I полугодия текущего года разработаны и утверждены 3 государственных стандарта РБ (СТБ), 2 изменения к стандартам, введены в действие 4 межгосударственных стандарта. В области сертификации строительной продукции разработан комплект основополагающих руководящих организационно-методических документов системы сертификации и аккредитации в строительстве, определяющих правила, порядок и процедуру проведения работ, требования, предъявляемые к органам сертификации и аккредитации в строительстве. Разработана и реализуется программа развития и техперевооружения испытательной базы стройкомплекса для проведения всех видов сертификационных испытаний.

В настоящее время продолжается формирование информационной системы отрасли базовыми информационными организациями путем создания и актуализации баз данных.

В соответствии с утвержденным перечнем международных выставок экспозиция коллективного стенда Минстройархитектуры РБ участвовала в 7 выставках, на каждой из которых было представлено от 3 до 14 предприятий и организаций стройотрасли РБ. Недостаточно активно сегодня комплектуется выставочная площадь, выделенная министерству на выставке "Будпрагрэс-97", которая состоится в сентябре в выставочном комплексе "Минскэкспо". По состоянию на 1 июля 1997 г. заявки поступили на 76 из 250 м 2 выставочной площади. Предприятиям и организациям стройкомплекса РБ необходимо решить вопрос о своем участии в наиболее представительной строительной выставке республики.

Министерство продолжает работу по жилищной реформе в республике. Подготовлен ряд нормативных документов, принятие которых правительством и Президентом РБ позволит улучшить положение дел в жилищном строительстве. Президентская программа "Жилье" разработана во исполнение указа Президента РБ от 5 февраля 1997 г. и состоит из 2 подпрограмм: строительство социального жилья и господдержка строительства индивидуального жилья. Выбор приоритетных направлений в программе не случаен. Государство находится в долгу перед отдельными незащищенными категориями граждан, которые сами не в состоянии решить свои жилищные проблемы. Поэтому, несмотря на сложную экономическую ситуацию, акценты в программе сделаны именно на строительстве социального жилья за счет бюджетных средств. Строительство индивидуального жилья также должно стать одним из приоритетных направлений в жилищном строительстве по ряду причин, которые изложены в соответствующей подпрограмме. На сегодняшний день основной формой привлечения внебюджетных источников в сферу воспроизводства жилья является долевое участие граждан в жилищном строительстве. Однако после вступления в действие декрета Президента РБ №2 "О декларировании доходов" объемы долевого строительства сократились. В целях активизации инвестиционной деятельности в строительстве жилья предлагается отменить декларирование денежных средств, расходуемых физическими лицами при заключении сделок по строительству, реконструкции и модернизации или покупке вновь построенных жилых помещений, предназначенных для проживания этих физических лиц и лиц, состоящих с ними в близком родстве. При осуществлении физическими лицами сделок по продаже жилых помещений в течение 5 лет со дня их приобретения используемые денежные средства должны будут подлежать обязательному декларированию.

Вынесен на рассмотрение также проект Указа Президента РБ об увеличении кредитной линии до 7 трлн руб. для строящихся жилых домов ЖСК и КИЗ в соответствии с Указом № 516. Разработаны положения по предоставлению одноразовых безвозмездных субсидий и методические указания по их расчету. Завершается корректировка Национальной жилищной программы и проекта Указа Президента РБ "Об изменении отдельных положений по льготному кредитованию и, в частности, для строительства на селе". Итоги работы за I полугодие по строительству жилых домов, кредитуемых по Указу Президента РБ, неудовлетворительны. В течение апреля и мая практически отсутствовало финансирование, кредитные ресурсы Беларусбанком в апреле не выделялись, в июне же по всем 5 указам выделено только 135 млрд кредитных ресурсов. Кредитная линия по указу № 516 Президента РБ, посредством которой финансировалось строительство домов ЖСК и КИЗ, по состоянию на начало июля 1997 г. в объеме 2,9 трлн руб. исчерпана. Минстройархитектуры РБ внесены в Совмин РБ предложения об ее увеличении до 7 трлн руб. и дальнейшем продлении. В то же время следует отметить, что недоосваиваются кредитные линии по другим указам, которые определяют кредитование строительства жилья для военнослужащих и молодежи, индивидуального и сельского строительства.

Задержка кредитования не должна привести к приостановке строительства объектов ЖСК и КИЗ. Прекращение работ приведет к существенному увеличению себестоимости. Это, например, связано с необходимостью организации охраны объектов, их частичной консервации. Министерство считает, что работы на объектах ЖСК и КИЗ следует продолжать за счет собственных финансовых ресурсов подрядных организаций, а при недостаточности ресурсов необходимо взять кредиты в банке. Издержки, связанные с получением кредитов, будут значительно меньше, чем в случае приостановки строительства вообще. В настоящее время министерство подготавливает предложение в Совмин РБ об отнесении платы за кредиты на себестоимость строительной продукции.

I полугодие 1997 г. характеризуется стабилизацией работы проектных организаций. Проектные институты располагают объемами работ, обеспечивающими полную загрузку коллективов, в институте же "БелНИИПградостроительства", например, наблюдается рост объемов выполняемых работ более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это связано с реализацией проводимой в республике жилищной политики, корректировкой градостроительной документации, необходимой для размещения намеченного строительства. Соответственно выросла прибыль, получаемая проектными организациями от своей основной деятельности. География заказов на проектирование выходит за границы РБ. АО "Белпромпроект" проектирует для Москвы и Подмосковья, "БелНИИгипросельстрой" - для Новозыбкова и Новгорода. При этом объемы работ, выполняемых для России, составляют около 9% от общих объемов проектирования. Одновременно укрепляется кадровый состав институтов. В текущем году практически не было сокращений в штатных расписаниях упомянутых проектных институтов. Институтами поданы заявки в БГПА и МАСТ для направления в проектные организации в 1998 г. молодых специалистов. Возвращаются на прежние места работы сокращенные ранее проектировщики. Уделяется внимание переподготовке и повышению квалификации проектировщиков и специалистов органов управления архитектурной и градостроительной деятельностью. Успешно работает центр при институте "БелНИИПградостроительства", расширяющий информированность архитекторов в области территориальной организации, решения градостроительных проблем в стране и за рубежом. Организуются переподготовка кадров в области объемного проектирования, а также экспертизы проектов и строительного надзора.

В текущем году институтом "БелНИИПградостроительства" по заказу Минстройархитектуры РБ выполняются работы, финансируемые из государственного фонда градостроительного развития. Охватываемая тематика простирается от методологических подходов к реализации государственной градостроительной политики до выбора оптимальных приемов реконструкции существующей застройки. Институтом "БелНИИгипросельстрой" рассматриваются типологические проблемы малоэтажной, в том числе индивидуальнеой застройки. БелНИИС завершает разработку комплексов нормативно-технической документации, необходимой для реализации республиканских программ мансардного строительства.

Министерством был принят ряд мер, направленных на повышение эффективности работы предприятий в области энергосбережения. Имеются в виду оказание финансовой помощи при осуществлении наиболее важных мероприятий, информационное обеспечение, нормирование потребления энергоресурсов, контроль за выполнением конкретных программ по энергосбережению. Проведен ряд совещаний узкой тематической направленности с энергетиками предприятий (сушка древесины и сжигание отходов из нее для выработки тепловой энергии, внедрение электронного регулирования числа оборотов электродвигателя, применение химических добавок при производстве железобетонных изделий).

Известно, что с участием облисполкомов формируются областные и республиканские энергосберегающие программы. В конце года необходима проработка с облисполкомами вопросов возможности финансирования наиболее важных энергосберегающих мероприятий с включением их в областные и республиканские программы на 1998 г. К сожалению, в республике не осваиваются иностранные кредитные линии. Необходимо срочно подготовить соответствующие бизнес-планы техперевооружения и максимально использовать и эти возможности.

Об охране труда и технике безопасности. За истекший период 1997 г. на предприятиях и в организациях министерства произошло 52 несчастных случая с тяжелыми и смертельными (11 случаев) исходами. За весь 1996 г. имело место соответственно 53 и 20 случаев. Анализы результатов проведенных проверок показывают, что причины несчастных случаев, несмотря на неоднократные предупреждения, остались неустраненными. Это еще раз говорит об отсутствии требовательности к руководителям структурных подразделений, производителям работ и специалистам службы охраны труда, результатом чего являются не только нарушения техники безопасности и гигиены труда, но и низкая организация производства работ.

За оставшееся до конца года время предстоит по сравнению с I полугодием более чем в 2 раза превысить объем введенного в эксплуатацию жилья, амбулаторно-поликлинических учреждений - в 1,8 раза. Предстоит сдать стационарные медучреждения на 684 койко-мест, школы - на 10 131 место, детучреждения - на 680 мест. Должна быть продолжена работа по снижению стоимости строительства, повышению его качества и конкурентоспособности. В целях повышения эффективности работы строительных подразделений во II полугодии необходимо активизировать деятельность созданных в областях рабочих групп, которые обязаны непосредственно на местах совместно с руководством предприятий и организаций, областным руководством проанализировать положение дел в каждом из подразделений, наметить кризисные позиции и конкретные меры по выполнению договорных обязательств. На особом контроле должны находиться жилищные объекты, возводимые в соответствии с указами Президента РБ, а также объекты социально-культурного назначения, определенные соответствующими постановлениями.

Экономия энергоресурсов каждым предприятием должна превысить не менее чем на 12% уровень прошлого года. Особое внимание следует уделить платежеспособности, сократить размеры бартерных операций. Задержки выплаты зарплаты следует считать чрезвычайным происшествием. При этом министерство рекомендует пересмотреть сроки выплаты зарплаты и установить их не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 28 за 1997 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость