В Минжилкомхозе

"О работе предприятий и организаций ПУ ЖКХ Могилевского облисполкома по нормированию расхода топливно-энергетических, трудовых и материальных ресурсов, снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг" - такой вопрос был поставлен на заседании коллегии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь 25 июня 1997 года.

Почему на коллегии обсуждался вопрос о положении дел именно в Могилевской области, стало ясно после доклада начальника управления экономики министерства В. В. Воложенца, а также заслушивания начальника ПУ ЖКХ Могилевского облисполкома И. А. Щербакова.

Накануне заседания коллегии комиссия министерства детально проверила деятельность аппарата ПУ ЖКХ, предприятий и учреждений ЖКХ области по экономии энерго- и теплоресурсов, снижению себестоимости предоставляемых коммунальных услуг. В результате были выявлены некоторые упущения в этой деятельности. Общая картина положения дел выглядит следующим образом.

Объединения, предприятия и организации производственного управления жилищно-коммунального хозяйства Могилевского облисполкома провели определенную работу по предоставлению потребителям жилищно-коммунальных услуг в требуемых объемах и с надлежащим уровнем качества. В первом квартале 1997 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года объемы предоставленных потребителям услуг снизились по водоснабжению на 3,0, по канализации на 6,2, по теплоснабжению на 6,4%.

Объем услуг, оказанных потребителям предприятиями жилищно-коммунального хозяйства Могилевской области, в первом квартале 1997 года составил 437,5 млрд руб., или 16,8% от общего объема услуг отрасли, и уступает лишь Гомельской (22,2%) и Брестской (17,1%) областям.

Несмотря на выполнение установленных заданий по снижению себестоимости основных видов жилищно-коммунальных услуг в сопоставимых условиях, уровень затрат по жилищно-коммунальному хозяйству области на 1 руб. доходов остается высоким.

Так, в целом по жилищно-коммунальному хозяйству республики данный показатель составил за первый квартал текущего года 1,16 руб., а по Могилевской области - 1,28 руб., что представляет самый высокий в республике уровень после Гомельской области (1,37 руб.). В то же время в Гродненской области затраты на 1 руб. доходов составляют 1,0 руб., в Витебской - 1,04 руб., в Брестской - 1,06 руб., в Минской - 1,10 руб. Значительный по сравнению с другими областями уровень затрат на 1 руб. доходов определил и конечный результат деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства Могилевской области.

Коллегия отметила недостаточную инициативу руководства ПУ ЖКХ Могилевского облисполкома в вопросах интенсификации объектов ВиК на подведомственных предприятиях. Работа по нормированию расхода энергетических и трудовых ресурсов сдерживается из-за недостаточности финансирования. В то же время не проводится комплексный анализ мероприятий по энерго- и ресурсосбережению в указанных подотраслях с целью увязки необходимых затрат с ожидаемым экономическим эффектом с целью обеспечении окупаемости этих затрат в кратчайшие сроки. Организационно-технические мероприятия и программы технического перевооружения, там где они имеются, составляются без увязки с экономией ресурсов и сокращением затрат на производство услуг.

В ПУ ЖКХ Могилевского облисполкома имеет место самый высокий уровень себестоимости услуг теплоснабжения в республике. При этом наибольший удельный вес в структуре себестоимости услуг теплоснабжения имеют затраты на топливо - 62,9%. Расходы на приобретение топлива в расчете на 1 Гкал отпущенной теплоэнергии составили по области 305,8 тыс. рублей при среднем по республике уровне 263,4 тыс. рублей и являются наиболее высокими среди других областей республики. Темп роста расходов на топливо в расчете на 1 Гкал в первом квартале 1997 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил по Могилевской области 212,4% при среднереспубликанском уровне 205,7%.

Основной причиной высокой себестоимости вырабатываемого тепла является несовершенство структуры потребления топлива коммунальными котельными области. Так, доля печного бытового и других светлых видов топлива здесь самая высокая в республике и составляет 14,8%, а удельный вес природного газа - 15%, что в 3,5 раза ниже, чем в среднем по республике.

Помимо топливной составляющей себестоимости, в Могилевской области выше, чем в других областях (кроме Гомельской), удельный расход средств на оплату труда на предприятиях теплоэнергетики. Если в среднем по республике данный показатель составляет 15,5 тыс. руб., то по Могилевской области он равен 20,4 тыс. руб.

Повышенный удельный вес общеэксплуатационных расходов в себестоимости теплоэнергии в основном обусловлен включением в состав затрат накоплений на создание ремонтных фондов на предприятиях теплоэнергетики. Создание таких фондов само по себе является положительным фактором, однако использование их должно приносить вполне определенный экономический эффект, позволяющий, в конечном счете, добиваться сокращения общей суммы затрат на производство теплоэнергии. Однако на практике этого не происходит.

В области недостаточными темпами производится оснащение котельных приборами учета вырабатываемой теплоэнергии. В настоящее время установлено 44 прибора, что составляет 14% от общего количества котельных или 39% от числа котельных мощностью 3 Гкал/ч и выше. В Мстиславе, Кличеве и других городах установленные приборы не используются для учета, так как предприятиям выгодно производить списание топлива по нормам. .

Эти показатели говорят о недостаточной работе жилищно-коммунальных служб области. Здесь есть и объективные и субъективные причины. Многое упирается в недостаточное финансирование. В заключительном слове министр Б. В. Батура отметил, что в Могилевской области работа по экономии тепло- и энергоресурсов и снижению себестоимости коммунальных услуг началась хорошо, но настоящее положение дел сейчас настораживает министерство. Он указал на недостаточно энергичные действия руководства ЖКХ области и распорядился через 4 месяца проверить ход устранения недостатков. По рассматриваемому вопросу коллегией принято постановление, которым определены конкретные меры по улучшению дел не только в Могилевской области, но и в других регионах республики.

Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 25 за 1997 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость