Опалубочная система для монолитного строительства Модостр

Монолитное бетонирование по праву занимает ведущую позицию в зарубежной практике строительства. Этот вид строительства экономически и технологически утвердил себя в длительной конкурентной борьбе и превратился в весьма индустриальную технологию круглогодичного ведения бетонных работ в различных климатических условиях. Поэтому складывающиеся экономические условия хозяйствования, технический и технологический прогресс в строительстве, участие отечественных организаций в тендерном строительстве за пределами РБ требуют новых подходов как к конструированию зданий, так и к технологии их возведения, при этом область применения монолитного бетона, очевидно, имеет тенденцию к расширению. В этих условиях значительная роль отводится опалубочной технике и оснастке как одному из обязательных и важнейших элементов технологии монолитного бетона.

По заданию Минстройархитектуры РБ в БелНИИС на протяжении последних лет активно ведутся научно-исследовательские и конструкторские работы по созданию новой конкурентоспособной опалубочной системы и оснастки, позволяющей резко повысить производительность труда на опалубочных и бетонных работах, обеспечить высокое качество бетонных конструкций. Мы рассматриваем именно систему опалубочной техники, которая должна включать отдельные базовые опалубки многоразового использования, технологически и конструктивно совместимые друг с другом, объединенные единой системой крепежа и унифицированной оснастки. БелНИИС преуспел в этом плане, поскольку отдельные виды опалубки, входящие в систему, в течение года уже освоены и успешно внедряются на многих объектах.

Подходы к разработке различных опалубочных систем основываются на таких принципах, как максимальное использование передового мирового опыта опалубочной техники, технологичность и высокая точность изготовления, простота и надежность конструкции опалубки, взаимозаменяемость и точность изготовления крепежных элементов, технологическая совместимость монтажа различных опалубок той или иной системы, оптимальность и бездефектность бетонирования монолитных конструкций.

Многообразие конструктивных решений опалубки и крепежа, принадлежащих передовым зарубежным фирмам, является свидетельством того, что оптимальная конструкция опалубки еще не отработана и ведется активный ее поиск. В то же время ряд удачных решений в отношении опалубок, принятых такими фирмами, как PERI, NOE, PASCHAL, DALI, позволяет им успешно конкурировать между собой в Германии.

Разрабатываемая опалубочная система для монолитного строительства получила название "Модостр". Одна из первых ее разновидностей - мелкощитовая металлическая опалубка "Модостр". В основу опалубки положен рамный каркас с взаимно пересекающимися ребрами и палубой из стального листа. Это одна из наиболее отработанных разновидностей, которая прошла более 8 модификаций и успешно зарекомендовала себя на стройках Беларуси, России и Украины. Опалубка предназначена для возведения монолитных конструкций, поверхности которых, как правило, скрыты или не требуют дальнейшей отделки. Это, прежде всего, фундаменты, стены и конструкции нулевого цикла, внутренние стены, а также инженерные коммуникации. Опалубка представлена в основном щитами высотой 1200 и 1500 мм (а также 900 мм - для столбчатых фундаментов). Размеры по ширине колеблются от 100 до 900 мм с модулем 50, 100 и 300 мм, что практически охватывает весь диапазон реальных размеров конструкций.

Комплект опалубки включает угловые элементы, шарнирные углы, компенсаторы, балки-схватки для выравнивания щитов в плоскости. Доставка щитов на объект осуществляется в специальных пакетах.

Среди новинок следует выделить мелкощитовую опалубку Модостр-комби, которая по техническим, технологическим и дизайнерским параметрам не уступает зарубежным аналогам. Опалубка выполнена в каркасном варианте с палубой из финской фанеры и предназначена для возведения монолитных конструкций с высоким качеством лицевых поверхностей.

Опалубочная система обеспечивает многократное ускорение при строительстве прямых стен, колонн, особенно при устройстве углов. Поэтому опалубка окупается, начиная с самого первого использования. Подобная скорость окупаемости есть логический результат надежности, отработанности и простоты конструкции и как следствие технологичности изготовления. Анализ лучших достижений европейской опалубочной техники, теоретических и практических результатов собственных поисков позволил заранее тщательно продумать все: рациональное размещение креплений тяжами, точки крепления щитов, способы получения прямых, тупых и острых углов, оптимальность длины и веса элементов опалубки, плавность и гибкость надстройки опалубки по высоте и длине, адаптируемость опалубки к конструкции. В системе все взвешено и увязано таким образом, что отпадает необходимость в импровизации на строительной площадке. Необходимо только правильно пользоваться опалубкой. Даже необученные или неквалифицированные рабочие могут достичь наилучших показателей скорости установки опалубки. И еще одна трудноулавливаемая, незримая на первый взгляд идея заложена в конструкции опалубочной системы - наивысшая скорость сборки и регулировки достигается только при проектной и точной установке элементов, что косвенно предопределяет качество возводимых конструкций и технологически дисциплинирует рабочих.

Несколько быстрых и несложных движений - и щит опалубки площадью 1,5 м 2 установлен на место. При этом никакой дополнительной подготовки не требуется: установка, совмещение и скрепление замками-зажимами сопровождается лишь двумя ударами молотка. Вес щита размером 2,5х0,6 м составляет 49 кг.

Опалубка "Модостр-комби" является оптимальным вариантом во всех случаях, когда контуры здания или конструкции в плане постоянно меняются, или когда занят кран, или когда он вовсе отсутствует на объекте.

Угол и примыкание - это те места, где, как правило, имеют место непроизводительные потери времени, вызванные необходимостью различных импровизаций, на которые вынуждает рабочих, устанавливающих опалубку, конкретная ситуация. Возможные неудовлетворительные результаты применения того или иного способа крепления опалубки, неудовлетворительность качества как распалубки, так и собственно бетонируемых конструкций неизбежно ведут к осознанию того, что технология "Модостр" является одной из наиболее совершенных современных опалубочных технологий.

Существует набор обязательных функций, предусмотренных в системе "Модостр", включающий опалубливание углов и Т-образных примыканий. Решение "Модостр" не только отличается простотой, но и экономит достаточно много времени. С помощью всего нескольких стандартных деталей (внутренние, наружные и шарнирные углы) возможно получение пилястров, Т-образных соединений стен, выступов стен, наружных и шарнирных углов. Система обеспечивает во всех случаях получение углов строго по разметке.

Важным преимуществом является универсальность и точность монтажа опалубки. Универсальность системы обеспечивает не только возможность бетонирования любых стен от подвала до фронтона, но позволяет получать прекрасные колонны, перекрытия, капители, а также стены переменной по высоте толщины. Прочный стальной каркас из эффективных профилей делает ее такой жесткой и устойчивой, что позволяет ей воспринимать давление бетонной смеси, равное 50 кПа (5 т/м 2) при мелкощитовой опалубке "Модостр" и 65 кПа (6,5 т/м 2) при опалубке "Модостр-комби".

Подтверждением надежности опалубки являются результаты всесторонних испытаний на прочность и жесткость щитов опалубки, их каркаса, замков и тяжей.

При использовании опалубки "Модостр-комби" для бетонирования стен и конструкций высотой до одного этажа отпадает необходимость в контроле скорости бетонирования - в этом случае опалубка так или иначе выдерживает давление бетона.

Соединение щитов опалубки производится при помощи высокопрочных многоразовых тяжей с самоочищающейся широкошажной резьбой и специальными гайками, выдерживающими нагрузку до 6,7 т. Расположение тяжей и расстояние между ними для обычных случаев установлены заранее, но опалубка позволяет производить соединение в любых других точках через несущие балки-схватки. Хотя проблема крепления опалубки как в вертикальном, так и горизонтальном направлении отсутствует, все же необходимо оговорить, что осуществлять крепление надо там, где это требуется по проекту, а не там, где позволяет система.

Все более актуальной становится проблема возведения несущих элементов каркасов зданий - монолитных колонн, ригелей и перекрытий. Для этого предлагается одна из новинок отечественной опалубочной техники - передвижная опалубка-стол системы "Модостр". При разработке опалубки применен ряд новых конструктивных решений, сделавших возможными и низкую металлоемкость, и трансформируемость в плане, и демонтаж и перемещение на новую захватку без помощи крана, и адаптируемость к бетонируемым конструкциям, и возможность наращивания опалубки по высоте. Опалубка позволяет возводить монолитные перекрытия с выступающим ригелем и практически любого очертания в плане. Стройтрест № 27 концерна "Минскстрой" успешно внедряет ее при строительстве многоэтажных монолитных гаражей в Москве.

Опалубка для возведения круглых колонн с капителью обеспечивает возможность бетонирования колонн с внутренним диаметром, равным 400 и 500 мм. При съемной унифицированной опалубке капители есть возможность наращивания опалубки по высоте колонны.

Система крепежа аналогична таковой для мелкощитовых опалубок. Применяемая выверяющая и закрепляющая оснастка и телескопические подкосы обеспечивают плавную и весьма точную установку опалубки в проектное положение. Данная система также успешно эксплуатируется при строительстве многоэтажных монолитных гаражей в Москве.

Современная опалубка должна включать систему подмостей и лесов, в основе которой лежит рамная расчетная схема. Ведется конструктивная и технологическая отработка нескольких базовых опорных рамных систем нового поколения. Все большую роль индустриальная технология монолитного бетона отводит телескопическим стойкам и опорам, без которых немыслимо и строительство сборно-монолитных каркасов. В настоящее время разрабатывается целая серия телескопических стоек, треног и опорных систем ригелей.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 1997 год в рубрике опалубка

©1995-2024 Строительство и недвижимость