Юбилей белорусского архитектора Олега Воробьева

В жизни каждого человека есть определенные рубежи, после пересечения которых возникает потребность оглянуться назад, оценить пройденное, наметить новую цель. Как правило, этими рубежами становятся круглые даты. Впрочем, для людей активных ровная цифра в отсчете собственных лет - событие не столь важное по сравнению с годовщиной профессиональной деятельности. И порой кажется, что сердцу всякого настоящего архитектора, художника, писателя нет ничего милее, чем момент наступления творческого юбилея.

Для виновника торжества юбилей - краткая остановка, необходимая для переосмысления сделанного, сравнения задуманного и исполненного, заложения основы новых поисков. А для друзей и знакомых это хороший повод вспомнить творческий путь юбиляра и отдать должное его достижениям. Чем мы, собственно, и займемся сегодня. Дело в том, что 1 апреля 1997 года известный белорусский архитектор Олег Арсеньевич Воробьев отметил свое 50-летие, а также, что не менее важно, 25-летие творческой деятельности.

Четверть века служения архитектуре - срок немалый. За эти годы Олег Арсеньевич успел стать участником и победителем многочисленных конкурсов, в том числе и международных, автором более чем 100 проектов самого разного назначения. В его рабочем архиве есть место для жилых домов и общественных зданий, медицинских учреждений и промышленных предприятий, даже для такого специфического объекта проектирования, как аэропорт.

Пожалуй, наиболее известным архитектурным произведением О. А. Воробьева, принесшим ему славу и признание, стал Международный образовательный центр в Минске. Проект был выполнен в соавторстве с немецким архитектором Ричардом Пиршке, а затем реализован совместными усилиями белорусских строителей и их коллег из Германии.

Как известно, каждый хороший проект должен иметь в качестве точки отсчета некую идею, концепцию, объясняющую выбор того или иного образного решения. Толчком к возникновению образа Международного центра стала картина Казимира Малевича "Строительство дома". В основу композиции были положены три классические геометрические фигуры: круг, неравносторонний треугольник и вытянутый прямоугольник. Мотивы творчества Малевича прочитываются также и в цветовом решении - объемы окрашены в чистые насыщенные цвета: голубой, белый, красный.

Минский образовательный центр задумывался как комплекс для проведения конгрессов, приема делегаций, работы учебных групп. Результаты превзошли ожидаемое: сегодня МОЦ (более известный как IВВ-Internationale Bildungs-und Begegnunds-stдtte) - непременное место встреч отечественных специалистов разных отраслей с зарубежными коллегами, базовая точка для проведения семинаров, симпозиумов, коллегий, заседаний и так далее.

Для всех вышеописанных мероприятий великолепно подходит многофункциональный зал на 300 мест, оборудованный системой синхронного перевода на 3 языка. Он расположен в круглом здании и является планировочным центром композиции. Помимо зала в этом корпусе размещаются 4 небольшие аудитории, предназначенные для бесед за круглым столом и занятий небольших групп, а также административные помещения. На первом этаже находится православная часовня с отдельным входом.

Для приема гостей Международного центра предназначена гостиница, организованная в объеме четырехэтажного прямоугольного корпуса, вытянутого и чуть изогнутого в плане. В распоряжение гостей предоставлены комфортабельные номера: 35 двухместных и 7 одноместных. Планировка и интерьер выполнены в соответствии с современными требованиями. Три номера специально оборудованы для инвалидов. Для цивилизованных стран уже давно стала традиционной и обязательной забота об этой категории людей, но для большинства из нас пока еще непривычна необходимость учитывать все нюансы, связанные с жизнедеятельностью инвалидов, при проектировании и строительстве. Отрадно, что в этом направлении намечаются перемены. Международный образовательный центр в Минске - хороший тому пример.

Здание Международного центра в Минске получило всеобщее признание, его по достоинству оценили и архитекторы и те, для кого он предназначался. Проект Олега Арсеньевича Воробьева и Ричарда Пиршке получил Гран-при на смотре-конкурсе лучших архитектурных произведений в номинации "Лучшая постройка". Ну, а оценка, данная IВВ пользователями, очевидна: не проходит и дня без сообщения о том, что в Международном образовательном центре прошел конгресс, международная встреча или пресс-конференция.

Однако МОЦ - далеко не единственное известное произведение архитектора Воробьева. Кто из минчан не обратил внимания на здания различных банков, которые растут, как грибы? Автор проектов большинства из них - все тот же Олег Арсеньевич Воробьев. Еще в далеком 1988 году было построено здание Белвнешэкономбанка, спроектированное сегодняшним юбиляром и получившее признание не только в Беларуси, но и во всей стране - еще существовавшем тогда Советском Союзе. Таким образом, Воробьев стал самым известным в нашей республике проектировщиком банковский зданий. Впоследствии он стал автором МинскКомплексБанка, Мосбизнесбанка, Агропромбанка (строительство последнего еще не закончено).

Проект МинскКомплексБанка, предложенный О. А. Воробьевым, был выбран для реализации в результате конкурса, поскольку, по мнению жюри, это предложение более других соответствовало функциональному назначению банка и удачно вписывалось в окружающую застройку.

Корпус МинскКомплексБанка, который мы видим сегодня, - только часть от задуманного архитектором комплекса. Проект Воробьева предполагает два крупных объема, связанных между собой функционально и образующих единую архитектурную группу. Сегодня осуществлено строительство первой очереди - четырехэтажного здания, но в будущем планируется возведение 11-этажного корпуса.

Внутренние пространства здания МинскКомплексБанка решены как в виде зальных помещений, так и в виде небольших кабинетов, расположенных вдоль коридора. Такая структура обеспечивает максимальную планировочную гибкость.

Внешний облик банка строится на контрасте черного и белого, гладких и шероховатых поверхностей, метрических и ритмических рядов. Для отделки корпуса были применены анодированный алюминий, естественный камень, тонированное стекло и другие современные материалы.

Совсем недавно была закончена реконструкция жилого дома под здание Мосбизнесбанка. В архитектуре чувствуется знакомый почерк - сочетание глухих белых поверхностей и тонированного стекла, решение входа, членение оконных проемов. Торжественное открытие Мосбизнесбанка как раз подоспело к юбилею автора проекта. Что и говорить, хороший подарок к празднику.

Подытоживая все сказанное о юбиляре, нельзя не вспомнить о его творческом кредо: сдержанная гармония. Придерживаясь этого правила, Олег Арсеньевич Воробьев создает все новые и новые проекты, которые, словно по мановению волшебной палочки, превращаются в реальные здания. И вот тут ему можно только позавидовать, ибо для архитектора нет большей награды, чем видеть свои замыслы осуществленными.

На фото: здание Мосбизнесбанка; макет МинскКомплексБанка, 1 и 2 очереди; Международный образовательный центр.

Надежда ЛОБАНОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 1997 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость