...
...

Парад дирижеров открыт

Международный Парад молодых дирижеров открылся симфоническим концертом в Первой студии Санкт-Петербургского Дома радио.

Для петербуржцев, да и для большинства россиян, Первая студия – место знаковое. Отсюда, из Дома радио ленинградцы слушали незабываемый голос Ольги Берггольц, читавшей свои блокадные стихи. В студии записывали свои сочинения Шостакович и Дунаевский, Свиридов и Гаврилин. Здесь звучали голоса великих певцов, под смычком знаменитых музыкантов пели струны скрипок и виолончелей, играли великие пианисты современности, дирижировали оркестрами самые известные дирижеры. Вот почему так воодушевлена была многочисленная петербургская публика, так волновали дирижер и исполнители.

Первый концерт цикла открыл Санкт-Петербургский симфонический оркестр "Чайковский", которым дирижировал его художественный руководитель Роман Леонтьев. Судьба этого творческого коллектива извилиста, как судьбы многих российских оркестров, театров, исполнителей. Основанный в Ленинграде в пятидесятые годы прошлого столетия, оркестр не раз менял название. Были у него яркие творческие взлеты. А потом наступало время забвения, редких концертов, усталость музыкантов. Сегодня оркестр переживает новый творческий взлет. Имя "Чайковский" обязывает. Новый художественный руководитель поставил перед музыкантами задачу постоянно пополнять симфонический репертуар, чаще выступать с солистами-инструменталистами, представлять молодых композиторов, искать новые имена и просвещать публику.

Сам Роман Леонтьев относится к дирижерам среднего поколения. Дирижерской профессии он учился у замечательных учителей, в том числе у легендарного Мусина, воспитавшего огромную когорту выдающихся дирижеров. Обладающий замечательной музыкальной эрудицией дирижер стремится к концептуальному прочтению каждой партитуры. Он не отказывается от исполнительских традиций того или иного материала, но всегда стремится услышать в музыке что-то свое.

В программе концерта, открывшего проект "Парад дирижеров" смысловой акцент был сделан ни на симфонические произведения, а на интерпретацию инструментальных концертов. Правда и без симфонической увертюры не обошлось. Легкая, ударяющая в голову как игристое шампанское, моцартовская увертюра к "Свадьбе Фигаро" была сыграна оркестром легким, серебристым звуком, и как-то очень театрально.
Музыканты продемонстрировали профессиональное мастерство и в искусстве аккомпанемента. В первом отделении в содружестве с японским музыкантом ШИГЕТОШИ КИЮНА оркестр исполнил концерт классика английской музыки Р.Вогана-Уильямса для тубы с оркестром. Концерты для этого духового инструмента редко украшают филармонические выступления в России. На сей раз, публика получила настоящее удовольствие и от виртуозно владеющего своим инструментом солиста, и от прекрасно звучавшего оркестра, воплотившего замысел композитора. Настоящая мощь оркестровых tutti не перекрывала завораживающее звучание инструмента. Замечательное legato струнных во второй части концерта перенесло слушателей в страну зеленых лужаек, умиротворения и ясности.

Во втором отделении японская пианистка ЧИКАКО ХАМАНО исполнила Первый концерт для фортепьяно с оркестром П.Чайковского. Играть такие сочинения очень трудно. Ведь у каждого слушателя есть свое представление об этом произведении, есть излюбленные интерпретаторы. Японская пианистка в силу своего менталитета, природной сдержанности, возможно и не смогла передать всю палитру эмоций, присущих этому гениальному творению Чайковского. Она выбрала свой путь – прочтения лирического, почти интимного. И в этом прочтении преуспела. Дирижер, который, безусловно, исповедует другую исполнительскую традицию, нашел в себе силы от нее отказаться, стать соратником пианистки, найти новые тонкие, почти акварельные краски. И публика это, безусловно, оценила.

Концерт проходил в рамках Благотворительного фестиваля "Вдохновение и милосердие". Зал был полон петербуржцами старшего поколения, истинными ценителями и знатоками классической музыки. И потому их признание имеет особую цену.

© Музыкальная газета