Шедевр барокко на русской сцене. Гендель " Acis & Galatea"

Музыкальный театр "Северная Венеция" (Санкт-Петербург) представил на суд любителей музыки первую в России театральную постановку всемирно известной оперы Г.Ф.Генделя "Ацис и Галатея".

Молодые оперные звезды, Государственный симфонический оркестр и Камерный хор Санкт-Петербурга представили яркое и талантливое зрелище, вызвавшее безусловный интерес широкой публики и музыкальной общественности.

Выдающийся интерпретатор музыки Генделя дирижер Николай Корнев, не ставя задачи аутентичного исполнения, сумел сохранить неувядающую стилистику музыки эпохи барокко, передать все тонкости изысканной партитуры.

Это один из редких в современной оперной практике случаев, когда режиссерский замысел ( весьма авангардный) все же не противоречит самой музыке, а исходит из нее, лишь расширяя границы художественного восприятия.
Французский режиссер Фредерик Клаво совместно с художественным руководством театра, создал новую версию либретто, в которой античный миф о любви Ациса, Галатеи, Дамона и Полифема перенесен в современный мир.
Любовная драма разворачивается в интерьере картинной галереи, в которой экспонируются оригинальные живописные полотна современных петербургских художников. Центром притяжения этого своеобразного сценического вернисажа явился необыкновенно чувственный и целомудренный портрет девушки работы народного художника России Анатолия Левитина, воплощающий мечту главного героя Ациса о прекрасной незнакомке.
Примадонна оперы Галатея ( в этой партии замечательно выступила солистка театра Ольга Шуршина) приглашена открыть своим пением вернисаж молодого художника Ациса. В нем она узнает незнакомца, которого мельком увидела на набережной Невы. В молодых людях вспыхивает страсть. Ацис представляет Галатее свои полотна, открывая ей свою душу. Образ полного страсти юноши-художника создал молодой певец из республики Беларусь Вячеслав Лесик. В настоящее время этот талантливый обладатель красивого, благородного тона тенора, учится в аспирантуре Санкт-Петербургской консерватории, спел немало ведущих партий в серьезных оперных постановках и был приглашен на заглавную партию в театр "Северная Венеция". Певец, которому пришлось немало потрудиться над вокальным и пластическим воплощением образа, оказался весьма убедительным. В его голосе прочитывалась и подлинная страстность, и мужская сдержанность. Красивый, прекрасно сложенный молодой человек, был очень хорош в любовных сценах, поставленных балетмейстером Еленой Федоровй с замечательным чувством такта, и в то же время, весьма откровенных и пылких.
В современной версии чуть ли не центральное значение получил еще один герой - красивый и чувственный владелец арт-галереи Дамон. Его беззаветная любовь к Ацису придает этой истории трагическую окраску. Эту роль в спектакле исполнил талантливый молодой тенор из Китая Гао Сян. Возможно, ему не хватило артистической свободы, чтобы во всей полноте представить сексуальное тяготение к юноше. Но что касается пения, интонационной свободы и чувственности, то с этим молодой певец справился . Трагическую сцену прощания с Ацисом, со своей любовью и жизнью, Гао Сян спел с пронзительной трагичностью и обреченностью. И после этой арии стал совершенно естественным уход Дамона из жизни, в которой больше нет любви. Не в силах пережить явный интерес Ациса к девушке, Дамон призывает на помощь Полифема- покровителя и поклонника Галатеи.

Сцена рокового поединка между Полифемом и Ацисом решена режиссером и балетмейстером ярко и оригинально. Это – боксерский поединок, решенный пластическими, почти хореографическими средствами.

Молодой петербургский бас Иван Новоселов в партии Полифема показался интересным, искренним. У него настоящий, качественный голос, хорошая вокальная манера – залог хорошей профессиональной карьеры.

Особо хочется отметить режиссерский подход к сценическому облику героев. Стильные и впечатляющие платья Галатеи – работа знаменитого петербургского модельера Натальи Вариводы – в первом акте.

А во втором акте, где действие становится неким маскарадом, вечером в афинском стиле, герои облачены в стильные туники ( художники Ирина Павшина и Елена Григорьева).

Молодой театр ( за его плечами три творческих сезона), не имеющий финансовой поддержки, между тем умело пользуется лаконичными средствами, создавая увлекательное, и главное, весьма профессиональное, оперное действо.

Постановка "Ациса и Галатеи" - настоящий подарок всем российским любителям музыки и настоящего оперного искусства.
Эдуард Ляховский (Москва- Париж)

©1996-2024 Музыкальная газета