Интервью c хореографом Сергеем Епиховым

Благодаря таким энтузиастам, как Сергей Епихов, что-нибудь, да обязательно сдвинется в нашей белорусской хореографии с мертвой точки. В копилке его регалий — постановка шоу для «Формулы-1» и «Мисс мира», приз за лучшую хореографию по результатам «Евровидения-2006». И это далеко не все, чем интересен широкой аудитории хореограф Сергей Епихов.
— Как правило, о людях, которые занимаются хореографией, у нас мало знают… Давай исправим ситуацию.

— Я музыкант по образованию. Учился и в училище имени Глинки, и в Консерватории, и в Институте культуры. До сих пор помню, как после занятий в институте (а они у нас заканчивались не позже полудня), я работал. Мне ведь нужно было как-то на жизнь зарабатывать! Сегодня я не понимаю и не поддерживаю политику учебных заведений: руководство всячески препятствует студентам, которые хотят самостоятельности и независимости.

Я помню, как в Консерватории нас преподаватели сами подталкивали на подработку в каких-нибудь оркестрах. Потому что это опыт, который, как известно, никогда лишним не бывает. Но вернусь к теме о себе. В то время танцоров было не много, а мне так нравилось это занятие, что я решил заняться хореографией. После окончания института уехал в Швейцарию. За границей все время и усилия тратил на обучение и повышение мастерства. Никогда не пропускал занятия, старался от каждого педагога впитывать информацию.

Бывали у нас и заезжие мастера. Уже тогда я понял: чтобы чему-то научиться, надо внимательно наблюдать за тем, как работают профессионалы. Вернувшись в Беларусь, немного разочаровался: тут по-прежнему все было тихо, никаких сдвигов. Я, вдохновленный, рассказываю что-то людям, объясняю, показываю, а в ответ: «Мы интуитивно чувствуем, что это круто, у нас к этому пока не готовы…»

— А не было идеи создать свою школу, чтобы собрать там заинтересованных людей и продвигать модные и актуальные направления?
— Пока это только в планах, потому что организовать школу — значит привязать себя к одному месту. Сейчас я не могу себе это позволить. Еще некоторое время разрешу себе быть свободным художником. Сначала постараюсь сделать максимум в вольном полете, а потом более основательно подойду к вопросу формирования собственной школы. Надеюсь, к тому времени будет больше желающих самовыражаться посредством танца.

— Ты видишь пути решения проблемы?
— Обмен информацией! Это самое главное. Если сравнивать уровень белорусской хореографии с той же Россией, Украиной, Польшей, то мы значительно уступаем. На почве этого у меня не так давно возникла идея организовать какой-нибудь мастер-класс для тех людей, которые занимаются танцами профессионально или просто любят это занятие. Подобные мероприятия важны не только для тех, кто учится танцевать, но и для педагогов.

Разумеется, это полезно и для тех, кто придет просто посмотреть. Порой человек даже вообразить боится, на что способно его тело. Поэтому редко выходит за рамки определенного направления и стандартного набора движений. Танец воспринимается поверхностно, рассматривается в одной плоскости. А на самом деле это проводник мыслей. Это отражение внутреннего мира человека. Все зависит от того, какие картины у тебя в голове и что ты в результате хочешь облечь в слова танца.

— Для чего нужны такие акции?
— В первую очередь, чтобы подтолкнуть преподавателей на поиск. Чтобы они перестали привязываться к устаревшим тенденциям. Это как необработанный продукт. Со временем он закисает. В таком же положении сейчас находится хореография в нашей стране. Нужно постараться не дать нашим людям уснуть и напрочь забыть о таком важном и красивом деле, как танец. У нас есть база, на основе которой можно расти и совершенствоваться, но нет энтузиастов, которые заинтересуют своими идеями других.

— Ты общаешься со своими коллегами из других стран?
— Конечно! Мне интересно черпать у них что-то новое и интересное. И это взаимный процесс. Мне нравится балет Аллы Духовой. Да и сама Алла молодец. У них есть свое лицо и свой стиль. И они вполне независимый, самодостаточный коллектив. Если уж продолжать разговор о коллегах, то мне очень нравится работа Егора Дружинина. Рад тому, что знаком и тесно общаюсь с ним.

Мы познакомились на «Евровидении». Ему понравилась наша постановка. Он подошел, высказал свой респект. Что касается Егора, то он действительно профессионально работает. У него в голове картины хорошие, которые не возникнут просто так. Все потому, что человек прошел школу и подготовку. Да и просто талантлив он.

На фото: Сергей Епихов и Филипп Киркоров

©1996-2024 Музыкальная газета