Музыкальная революция

Кто бы мог подумать, что в Белгосфилармонии можно услышать гениального Джона Кейджа! Американского композитора ХХ столетия, который в 25-летним возрасте собрал ансамбль ударных инструментов и сочинял для него хеппенинги, соединяя свои сочинения с философией дзен-буддизма. Джона Кейджа, невероятного экспериментатора, который в 50-ых гг. прошлого столетия создал новый музыкальный стиль “prepared piano”. Джона Кейджа, чьи записи я до сих пор не нашла в Беларуси.

На сцене Белорусской государственной филармонии 6 октября, вообще, происходила революция. Под названием спектакля “S-музыка” по класической колосовской поэме пряталось искусство крайнего авангарда. Не новое на Западе, но абсолютно сенсационное у нас. Программа экспериментального вечера разделялась на две части. Сначала “Greg-percussion group” устроили настоящий музыкальный перформанс. Участники этого ансамбля играли на классических ударных. А потом исполнили сюрреалистическую бессловную бытовую сценку, во время которой «солировали» на кастрюлях, пэт-бутылках, тарелках и табуретках. Короче, здорово исполнили “Happening” Джона Кейджа.

После антракта вышеназванная группа і фольк-театр “Госцiца” во главе с художественным руководителем Ларисой Симакович презентавали свою интерпретацию “Сымона-музыкi”. И, по правде, спектакль “купаловцев” рядом не стоит с глубиной, экспрессией, трагизмом и новаторством, которые имели место в театральной импрезе на музыку Ларисы Симакович. Оригинальное сценическое решение, экспрессивная пластика тела и живая, девственная, почти симфоническая музыка, достойная несравненного Шнитке! Ударные разных видов (в том числе банки и кастрюли), ксилофоны, фортэпиано, труба и аутентичные вокальные партии.Думаю, после такого образно-звукового “бума” в головах и душах зрителей тоже произошёл революционный сдвиг в отношении к искусству. Взрыв аплодисментов!

Ольга Чайковская

©1996-2024 Музыкальная газета