Вокальный ансамбль Элеон: "Хождение" в Капелле

11 июня в Государственной Академической апелле Сант-Петербурга выступает вокальный ансамбль Элеон с программой "Хождение". I отделение - Сочетование и последование русских песен, фольклорный кводлибет; II отделение - Пение Богородице, богослужебные песнопения и духовные стихи (традиционная музыка и сочинения Александра Маноцкова). Состав ансамбля: Александра Александрова, Наталия Атрощенко, Виктория Баронова, Галина Денисова, Юлия Зеленкова, Марина Кузнецова, Антон Кучин, Александр Маноцков, Лаврентий Мганга, Ольга Мининцева, Светлана Рейзнек, Анна Румянцева, Елена Станскова, Марианна Турчина, Нина Федорчук. Преподаватель пения - Марина Кузнецова. Костюмы Маши Поляковой. Художественный руководитель - Александр Маноцков.

Концертная программа в двух отделениях, каждое из которых по-своему связано с "ХОЖДЕНИЕМ" (это особенное русское слово нельзя перевести на другой язык, в отличие, например, от слова "ходьба", потому что "хождение" это не столько внешнее действие, сколько внутренний процесс).

Первое отделение включает в себя хождение как в физическом смысле (поющие во время исполнения музыки перемещаются по кругу в соответствии с круговым изменением музыкальной фактуры), так - главное - и в духовном смысле - движение человека от одного эмоционального состояния к другому, движение по жизни. В этом коллективном произведении по очереди солируют все поющие; индивидуальная интонация сопоставляется с коллективным звуковым полем, из которого она рождается. Это сонорный и ладовый эксперимент, опирающийся на традиции, с которыми участники ансамбля знакомились во множестве фольклорных экспедиций.

Второе отделение составлено из произведений (как литургических, так и духовных стихов), посвященных Богородице. "Хождение Богородицы по мукам" - один из важнейших сюжетов русской словесной и музыкальной культуры, как и всякое "хождение" вообще - вспомним хотя бы "Хождение за три моря". Путешествие как духовный опыт, духовный опыт как путешествие. В программе чередуются авторские современные сочинения с традиционной церковной музыкой и духовными стихами.

Александр Маноцков - ученик Абрама Юсфина и Вячеслава Гайворонского. Автор сочинений разнообразных жанров и стилей (камерная, вокальная и инструментальная музыка, оперы, оратории, музыка для детей и т. д.). В послужном списке композитора музыка к спектаклям ("Голая пионерка", "Петербург", "Господа Головлевы"), кинофильмам, для телевидения, участие в коллективных проектах "ТПО Композитор" Петра Поспелова. 30 апреля 2006 года в Государственной Академической Капелле Санкт-Петербурга состоялась презентация двух крупных работ Маноцкова: диска "Брат Петрополь" (Record One) и нотного издания "Музыка Божественной Литургии Св. Иоанна Златоуста" (Издательство "Композитор - Санкт-Петербург").

Петербургская музыкальная сцена давно нуждалась в профессиональном коллективе, который объединял бы преимущества "фольклорного" и "академического" пения, работал бы и с фольклором, и с современной музыкой. Такое соединение - в основе работы ансамбля ЭЛЕОН, в составе которого, в основном, "фольклорные" вокалисты (педагог М. А. Кузнецова).

В репертуаре коллектива духовная музыка, музыка старинных и современных композиторов, театральные эксперименты (с одного из них - спектакля "Петербург" - и началась история ансамбля). Концертный дебют ансамбля с успехом состоялся на сцене Капеллы 30 апреля 2006 года - "контрастный" репертуар этого концерта ("Музыка Божественной Литургии Святого Иоанна Златоуста" в первом отделении и "панковско-академическая" сюита "Брат Петрополь" во втором) можно считать как бы декларацией широты и смелости намерений ЭЛЕОНА.

В первых программах ансамбля много сочинений Маноцкова, "идеолога" коллектива; в ближайших планах - обращение к разнообразной традиционной музыке, а также исполнение сочинений современных композиторов, многие из которых уже заинтересовались исполнительскими возможностями коллектива. В ЭЛЕОНЕ есть несколько композиторов, исследователей старинной музыки, все певцы имеют собственные экспедиционные наработки, поэтому время от времени разные участники ансамбля будут "вставать у руля" для осуществления собственных идей.

ЭЛЕОН - это именно "большой ансамбль", а не "маленький хор". В ансамбле ценен каждый тембр, и слитность достигается не за счет растворения голоса в партии, а за счет звукового контакта личностей - что, собственно, и является одним из важнейших преимуществ "фольклорного" пения.

Элеон - Масличная Гора в Иерусалиме. У разных слушателей с этим могут быть связаны разные ассоциации, с которыми ансамбль радостно соглашается.

©1996-2024 Музыкальная газета