Немузыкальный позитив

5 мая маленький зал музея Богдановича в Троицком предместье ломился от любителей позитива. Афиша обещала позитив музыкальный, а зрителям предоставили еще и эмоциональный, и поэтический, и эпатажно-перфомансный даже. Впрочем, музыкального позитива как раз и недоставало, хотя в этот вечер и пели все. Начала вечер молодая, но уже хорошо известная публике поэтесса Вика Тренас со своим традиционным свистком во рту. Несколько утихомирив зал, она объявила, что будет ведущей позитивного мероприятия. «Нам не хватает в жизни позитивной музыки и энергии», – сказала Вика и предложила позвать всем вместе на сцену группу «Джамбибум», как этакий вариант весенней Снегурочки. Инициативу никто не поддержал, и «Джамбибум» вышли сами под аплодисменты публики, ожидающей чего-то потрясного. Надо сказать, ребята не подвели. Играли в этой неформальной обстановке так же неформально: без своих оригинальных костюмов, но зато веселее и зажигательнее.

Про группу «Джамбибум» говорят, что это удачная смесь красивых девушек с хорошими голосами и барабанов, которые невозможно слушать спокойно. Так-то оно так, но в определении не хватает инструментального разнообразия (где еще на гитаре, блок-флейте, барабанах и домре одни и те же люди играют так хорошо?) и, конечно, многоголосия, которому могли бы позавидовать, наверное, даже горячие грузинские парни. А еще эти музыканты часто закрывают глаза, когда поют и играют: остаются один на один с голосом и инструментом. Может быть, поэтому и фальшивой ноты от них не услышишь.

После нескольких песен «Джамбибум» заспешили на репетицию: «Этим полезным делом мы в последнее время постоянно занимаемся». На прощанье пригласили всех на концерт-презентацию нового альбома, пообещав что-то ну очень интересное.

Следом на сцену, окруженную сидящими в два ряда на полу людьми (всем не хватало места), пробрался новый проект, название которого ни в одной приличной газете к печати не допустят. Новый проект, как ни странно, состоял из старых знакомых: поэта Виктора Жибуля и его жены Веры Бурлак (она же Джети). Первым делом раздали залу бубны и баночки с песком, «чтобы зря не сидели» и начали с душевного «Вы слыхали, как поют котики?». В конце песни Джети исполнила оглушительное «Мяу!», и стало понятно, что новый проект работает в старом, знакомом по «Бум-Бам-Литу» (литературное объединение начала 90-х, специализирующееся на перфомансах) эпатажном стиле.

Дальше пели что-то еще, но с музыкой это имеет мало общего, скорее – позитив. Потом перешли к стихам. Жибуль решил прочитать свое «самое позитивное стихотворение», а получилась пауза и короткое: «Забыл!». Тогда поэт пообещал еще одно. Зал тут же подсказал: «Забыл!» – но он прочитал. Потом еще одно и еще, пока Вера не напомнила, что пора бы уже и спеть. Спели они длинную, но веселую «Гэй, сойка, гэй!», во время которой Виктор стучал по треугольнику, а Вера то и дело поглядывала на руку, где были написаны слова.

Сыграв еще пяток примитивистских (по определению самих авторов), но задорных песен, странноватая пара почитала стихи про токсикомана с токсикоманкой, которые взорвали зал. Народу понравилась и песня «Marat Kazey – superstar» («Марат Казей – суперзвезда») и даже медицинская песня «Анализ». Подняв настроение публике, проект уступил место группе «Рахис», а Вика Тренас еще долго уговаривала зал отдать розданные бубны назад Жибулям.

Если бы в словаре не было написано, что рахис – это основа листа растения, я бы подумала, что это место такое, потому что песни у группы с таким названием сплошь географические. Сначала про Ямайку, потом про Гомель с Мадейрой, и, наконец, даже про город N, как у Салтыкова-Щедрина. Ребята (их в группе только двое: гитара и скрипка) спели все это под музыку с элементами реггей и слабым скрипичным соло. Невозможно было отвязаться от мысли, что что-то такое где-то уже точно слышал. В размышлениях на эту тему и прошло выступление группы.

После них что-то долгое и мелодичное пела о любви Татьяна Нилова, но делала это так тихо, что половина зала не разобрала не слова. А потом запела группа «Жаба в колее», которая порадовала качественным скрипичным сопровождением и ритмом на джамбее. Двое парней, на вид студенты-ботаники в очках, пели стихи белорусских поэтов начала прошлого века и закончили последним, написанным Богдановичем, стихотворением, что в музее поэта показалось верхом наглости. Размахивали руками и игрушечным револьвером, стучали по мягкому месту, как по барабану, играли с публикой. В отсутствии позитива эту команду упрекнуть было нельзя. Старушка лет 60-ти в зале даже прослезилась от радости: «Бестии, что творят. А талантливо же». Меня же больше впечатлили классические тексты, чем их исполнение, но каждый остался при своем.

Под конец, раздав все «спасибо» всем организаторам ведущая попросила всех улыбнуться, чтобы сохранить позитивное настроение. На этот раз ее послушали: после концерта на многих лицах появились улыбки.

Александра Мясникова

©1996-2024 Музыкальная газета