В Минске прошел фестиваль "Походный шелкопряд-3"

Переполненный зал Театра эстрады показал, что в белорусской столице есть немало людей, интересующихся экспериментальной музыкой. В ходе фестиваля выступили все 11 заявленных групп, а концептуальные перфомансы проиллюстрировали опасности, которым ежеминутно подвергаются бабочки. Группа актеров под руководством студенток режиссерского отделения минского Университета культуры Алисы Улюшиной и Юлии Полаз показывала конфликт между бабочками, пауками и коллекционером. Зрителей обливали водой из гигантского пульверизатора и бросались "кочаном капусты" со сцены, "пауки" лазили по рядам и всячески истязали "бабочек".

В середине фестиваля четверо добровольцев через весь зал пронесли желтый гроб с лежащей в нем "бабочкой" под аккомпанемент оглушительного "индастриала" группы Ministry. Основу фоновой музыки к перфомансам составили электронные композиции Amon Tobin. Темой пауков стала инструментальная пьеса Тома Уэйтса Knife Chase.

Группа интуитивной импровизации "Князь Мышкин", открывшая фестиваль, была изгнана со сцены человеком с гигантским сачком, поочередно одевавшим его на музыкантов. Во время выступления CherryVata (трип-хоп) в зале полностью погас свет, и Саша Богданов, организатор нескольких фаер-шоу в Минске, показал неоновое представление. "Солнце-Цветы" в отместку за то, что им не дали сыграть программу "Волшебная одноклеточная музыка", устроили 25 минут оглушительной какофонии.

Earworm из Гродно (пост-рок) произвели мини-сенсацию своей инструментальной программой жесткой гитарной музыки с соло на виолончели. В антракте зрители мгновенно разобрали все диски с демо-записью гродненской группы, о которой до этого ничего не знали.

"Нагуаль" выступили в необычной для себя манере, сыграв спокойные медитативные композиции, напоминающие world music – вместо этнического беспредела, которого многие от них ожидали. По словам самих музыкантов, сейчас группа находится в стадии поиска; новые песни являются отражением переходного момента в истории "Нагуаля".

Завершали пятичасовой фестиваль гости из Москвы – группа "Рада и терновник" (готический нео-фольк). Мощный вокал Рады в сопровождении тяжелых, медленных гитарных риффов поставил точку в финальной части трилогии о жизни походного шелкопряда. Кконцерт закончился разгромом декораций, которые актеры затем вынесли в фойе под музыку того же Amon Tobin. Последним аккордом стал оглушительный школьный звонок, раздавшийся из динамиков.

На пресс-конференции, проведенной накануне фестиваля, продюсеры Александр Богданов (менеджер группы "Нагуаль") и Евгений Введенский (вокалист группы "Лояльный муравей") объявили о том, что следующий фестиваль, возможно, пройдет не через год, а уже через полгода.

Если до настоящего момента на сцене Театра эстрады выступали преимущественно минские группы, то в следующий раз продюсеры проекта планируют пригласить в белорусскую столицу авангардные группы из других городов республики, и предложили уже сейчас присылать заявки и демо-записи. Кроме того, к следующему фестивалю они надеются выпустить сборный альбом "Походный шелкопряд" - антологию белорусского авангарда.

"Походный Шелкопряд" задуман как срез авангардной культуры Беларуси. В рамках фестиваля собраны проекты, работающие в самых разных стилях, у которых есть один общий признак - поиск новых путей в музыке, приведший их за пределы музыкального мейнстрима. Основной задачей "Шелкопряда" является популяризация экспериментального искусства.

Год назад в Минске была показана первая часть фестиваля, повествующая о жизни шелкопряда от его рождения до превращения в бабочку. Вторую часть – рассказ о "крылатом" периоде существования бабочки, ее приключениях и поиске партнера, планируется провести осенью этого года.

©1996-2024 Музыкальная газета