статьи



Музыкальные инструменты
Гитарные звукосниматели

страницы :: 1 :: 2

Гитаристы – наиболее активная часть дивизиона современных музыкантов. Основа современной музыки – гитарный звук – потребовал организации действий целой индустрии по производству инструментов, процессоров эффектов, усилителей и огромнейшего ассортимента аксессуаров. Тысячи музыкантов, не найдя самовыражения в конвейерных инструментах, реализуют свои творческие амбиции через «кастом-шоп» – мелкосерийное заказное производство гитар при крупнейших фирмах-производителях, но подавляющее большинство гитаристов, особенно в начале творческого пути, отдает предпочтение доработке уже имеющегося в их распоряжении инструмента. И одно из центральных мест в этом процессе занимает выбор звукоснимателей для гитары. Средняя цена фирменного звукоснимателя, полного аналога тому, что установлен на самых выдающихся инструментах, колеблется в районе двухсот тысяч рублей, что по силам даже не обременённому тугим кошельком музыканту.

Типы гитарных звукоснимателей


"Сингл" (single coil) представляет собой гитарный звукосниматель, в котором используется одна катушка. Магнитов, создающих магнитное поле, может быть как один, так и несколько. Синглы отличаются слабым сигналом. Другим недостатком сингла является то, что катушка очень хорошо улавливает электромагнитное излучение, то есть чувствительна к различного рода наводкам (и сетевые 50 Гц, и неприятные шумы от флюорисцентных ламп, и т.д.). Несмотря на эти минусы, звучание такого датчика стало почти легендарным из-за того, что он первым появился на свет. И теперь многие производители выпускают звукосниматели с "сингловым" звучанием.

Для борьбы с недостатками синглов в 1955 году инженер компании Gibson Сет Ловер (Seth Lover) изобрел новый тип звукоснимателя – "хамбакер" (humbucker). Слово "humbucking" означает "подавление фона (от сети) переменного тока". Новые звукосниматели должны были выполнять именно эту функцию, но впоследствии слово "хамбакер" стало более широким термином, обозначающим определенный тип звукоснимателя. В хамбакере используются две катушки, а также или два магнита (и больше), или один магнит с полюсными наконечниками. Хамбакеры бывают разных видов:

– хамбакер типа side-by-side single coil, несмотря на название, содержит две катушки, просто эти катушки гораздо меньше, чем используемые в синглах, и ширина такого хамбакера равна ширине обычного сингла;

– стандартный хамбакер, в котором катушки (нормального размера) также расположены рядом (side by side), но ширина звукоснимателей этого типа составляет уже примерно две ширины сингла;

– разделенный (split) хамбакер состоит из двух катушек, каждая из которых снимает сигнал с трех (или двух в бас-гитаре) струн (нижних или верхних). Эти катушки могут быть расположены как в одном корпусе, так и в двух независимых.
Обычно разделенные датчики располагаются на разном расстоянии от нижнего порожка гитары;

– двухъярусный (stacked) хамбакер (размером с сингл), в котором катушки расположены одна под другой.

Принцип действия хамбакера состоит в следующем. Катушки намотаны встречно, поэтому токи в них текут в противоположном направлении друг относительно друга. Но так как и полярность магнитов специально перевернута, то в итоге эти токи протекают в одном направлении. А вот помехи, наводимые в обмотках внешними электромагнитными полями, не зависят от направленности магнитного поля. На них влияет только направление намотки катушек, и поэтому они находятся в противофазе и при сложении сигнала взаимоуничтожаются, в то время как полезный сигнал (получаемый под воздействием вибрации струн), наоборот, усиливается.

В настоящее время выпускается большое количество хамбакеров с четырехпроводным кабелем для того, чтобы можно было самостоятельно осуществить распайку электрической схемы соединения катушек. Дело в том, что от этого сильно зависит звучание гитары. Пробуя тот или иной способ распайки, музыкант подбирает нужный ему звук.

Обычно на гитару ставится несколько (от одного до трех) звукоснимателей, их сочетания довольно разнообразны. С помощью специального переключателя можно выбирать те датчики, которые работают в данный момент. В зависимости от месторасположения звукоснимателя он может называться neck (у грифа), middle (посередине) или bridge (у нижнего порожка или подставки). Производители рекомендуют некоторые свои модели использовать в той или иной позиции. Иногда один и тот же звукосниматель выпускается в двух вариантах и носит соответствующее название – Neck или Bridge.

Пьезоэлектрические звукосниматели

Звукосниматели компании DiMarzio


Компания DiMarzio в представлении не нуждается – ее продукцией пользуются гитаристы всего мира. Поэтому в этом обзоре рассмотрены только модели, разработанные относительно недавно.

Virtual PAF
Чистый, яркий и теплый тон лучших vintage-звукоснимателей и по сей день определяет стандарт электрического звука гитары. Модель Virtual PAF сохраняет качество звучания хамбакеров 50-х и ранних 60-х годов. В соответствии с запатентованными технологиями Airbucker и Virtual Vintage в датчике используется магнит Alnico 5 для получения того же низкого string-pull, что и у Alnico 2 или Alnico 3. Благодаря применению этих технологий стало возможным сочетание двух наиболее популярных тональных характеристик – ясности низких и теплоты высоких нот.

Virtual PAF выпускается в двух вариантах: Neck и Bridge. Модель Neck имеет чистое bell-tone-звучание, а Bridge наилучшим образом передает звук древесины деки.

В комплект входит четырехпроводной кабель для возможности самостоятельной распайки звукоснимателя.

Bluesbucker
Bluesbucker выглядит как стандартный хамбакер, но звучит подобно легендарному синглу P-90 (Gibson), только помимо этого еще и подавляет помеху от источника промышленной частоты 50…60 Гц так же эффективно, как и большинство хамбакеров. Это означает, что любая гитара с хамбакерами стандартного размера может теперь иметь звук P-90 без необходимости переделывать корпус инструмента.

Технологии Virtual Vintage и Airbucker позволяют снимать звук с очень узкого участка струны, что характерно только для синглов. Эта особенность значительно подчеркивает исполнительскую динамику.

Когда работает пара звукоснимателей Bluesbucker вместе, то звук получается открытый, слегка полый – такой, какой может быть создан только двумя синглами P-90. Использование одной катушки дает звук, подобный датчику Strat (Fender), но с очень небольшим ослаблением сигнала.

Hot Minibucker
Одной из причин, по которой первые мини-хамбакеры были относительно тихими, – очень маленькое пространство внутри корпуса для размещения катушек и магнита. Более мощные мини-бакеры (mini-buckers) звучат немного "грязно", как будто звук изначально искажается внутри датчика. Инженерам компании DiMarzio хотелось получить более сочный звук, но при обязательном условии – сохранение высокой ясности. И они этого добились, изготовив модель Hot Minibucker. Звук, снимаемый этим датчиком, отличается тем, что он и очень теплый, и открытый одновременно.
Hot Minibucker замечательно работает с усилителями с большим коэффициентом усиления. Изготовителями он также рекомендуется для использования при джазовой игре (при установке его рядом с грифом – позиция neck).

Подобно всем закрытым звукоснимателям, выпускаемым фирмой DiMarzio, Hot Minibucker также герметизируется с помощью воска дважды: как перед сборкой, так и после нее. Таким образом устраняется микрофонный эффект. В комплект входит четырехпроводной кабель для возможности самостоятельной распайки звукоснимателя.

Virtual Hot T Bridge
Модель Virtual Hot T Bridge по замыслу инженеров компании воспроизводит классическое звучание датчика Tele (Fender). Звук, снимаемый новым датчиком, в отличие от прообраза, получается более громким и "толстым" (подобно overwound в vintage-синглах). В результате хорошо заметны обертоны деки, когда регулятор тембра повернут до упора, а большую схожесть тембр приобретает с синглом P-90 при обратном положении регулятора. В Virtual Hot T Bridge используется тот же магнит Alnico 2, что и в других моделях серии Virtual.

Virtual T
Как только компания DiMarzio представила первые звукосниматели Virtual Vintage для гитар Stratocaster, сразу же стали приходить многочисленные запросы на такие же датчики (Neck и Bridge) и для Telecaster.

Звукосниматели Virtual T с успехом выдерживают сравнение с лучшими старыми датчиками Tele. С помощью модели Virtual T Neck удалось избавиться от проблемы, поднятой многими гитаристами, – достаточно приглушенный звук при расположении датчика у грифа. А в варианте звукоснимателя Bridge объединены сразу несколько достоинств различных Tele- и Broadcaster-моделей.

При создании версии Neck модели Virtual T изготовители решили отойти от традиционных решений – изделие выполнено без металлического покрытия, которое обычно влияет на работу всего электромагнитного звукоснимателя. В итоге отдача получилась наибольшей.

Оба варианта звукоснимателя имеют магниты Alnico 2, обеспечивающие максимальный сустейн и чистый тон.

Tone Zone 7
Модель Tone Zone 7 – это не просто семиструнная копия датчика Tone Zone, она исполнена по-иному. В ней применяются специально откалиброванные катушки и слабое магнитное поле (используется керамический магнит вместо Alnico) для обеспечения точного восприятия струны "В" без каких-либо потерь в качестве и точности.

Tone Zone 7 выпускается с четырехпроводным кабелем.

PAF 7
Поскольку популярность семиструнных гитар выросла, вырос также и спрос на датчики для них, напоминающие классические хамбакеры конца 50-х годов, которые отличаются чистым звуком и небольшим выходным сигналом.

Хотя PAF 7 не является простой модификацией звукоснимателей для шестиструнных гитар, в нем все же сочетаются достоинства технологии, используемой в датчиках серии Virtual Vintage: чистый, открытый звук на низких нотах и теплый – на высоких.

В комплект входит четырехпроводной кабель.

Air Norton 7
Шестиструнная версия Air Norton показала возможность быть эффективным и универсальным датчиком как в neck-, так и в bridge-позициях, а Air Norton 7 доказывает это еще раз на своем примере, но уже применительно к семиструнным гитарам.

В позиции neck звук получается теплый и четкий; звукосниматель одинаково хорош и с чистыми, и с перегруженными усилителями. В позиции bridge звук очень твердый и богатый. В перегруженном режиме (overdrive) датчик отличается характерным звучанием.

Air Norton 7 выпускается с четырехпроводным кабелем.



страницы :: 1 :: 2



обсудить статью

© Музыкальная газета :: home page

статьи