статьи



V/A
Чарнобыльскі вецер

(p) 2006 VoliaMusic
15tks/68mins
Совсем недавно мы возвестили о появлении в Беларуси нового музыкально-издательского лэйбла VoliaMusic. Оказывается, новость эта не была мифичной: вот уж и второй сборник получили тысячи поклонников белорусского рока. Да, именно тысячи, поскольку VoliaMusic в отличие от Limas или БМАgroup даже первоначальный тираж начинает с 2000 экземпляров. Вот они-то и раздавались бесплатно тем, кто 26 апреля собрался в Минске на “Чарнобыльскі шлях”, а поскольку людей было тысяч десять, то сразу возникла потребность первой допечатки. И, пожалуй, стоит.
По аналогии с первым релизом VoliaMusic (см. “МГ” # 8, 02.03.2006) сборник базируется на использовании... а) классики белорусского рока; б) total music news. Интересно, что даже первая составляющая несет в себе уникальные открытия. Ну кто из вас видел массовые издания дисков легендарной БОНДЫ (“Радыеактыўны блюз”), МРОІ (“Шмат”), польского КАРДОНА (“Радыяцыя”), Кастуся Геращанки (“Чарнобыльскі шлях”)? Последнего лет 20 назад я, признаться, не воспринимал серьезно, но его трек здесь показал не только грамотный подход к звукозаписи, но и мощный голос, прекрасные композиторские способности и поэтический вкус.
Вторая категория составляющей CD столь же будоражит меломанское воображение. Начнем с нынешнего лидера всех белорусских хит-парадов -- могилевской группы ТАВАРЫШ МАУЗЭР. В сборнике их новая песня “Памірае Радзіма”. И если вам запомнилась их песня “Беларусь будзе вольнай” со Светланой Сугака, то здесь услышите Свету еще в ТАРПАЧЕ (“Радыяцыя”).
Неоднократно “МГ” знакомила и с таинственной рэп-группой ЧЫРВОНЫМ ПА БЕЛАМУ. В европейских студиях они создали новый душераздирающий рэп-шедевр “Хвіліна цішыні’2” -- смелый и всеобъемлющий.
А какая чернобыльская веселуха получилась у группы ГОЛАЯ МАНАШКА! Вот уж где real punk. С некоторых пор я просто жажду их полноформатного альбома, поскольку все у них не только необычно, но и виртуозно, отвязно, смело. Судите сами: “Ён вельмі актыўны, фон радыяцыйны. Мама, я таксама: альфа, бэта, гама...” А мама-то “нарадзіла крэтына-сыночка”. И хоть говорили нам с детства: не показывай на себе, но ведь это панки.
Конечно, не всем удается оседлать такой интеллектуальный драйв, но даже молодая минская группа AMAROKA (“Людзі”) прозвучала с явной заявкой на перспективу. А мозырская СТЫКС (ох, ребята, судиться вам с Денисом ДеЁнгом за название) так и вообще класс показала достойный (“Каб жыць далей”).
Последние, кстати, записывались в студии Андрея Плесанова, как и никому не известная (пока еще) жемчужина бардовской песни Татьяна Беланогая. Ее “Чорны май” без слёз просто невозможно слушать. Она и нашего знаменитого блюзмена так впечатлила, что он, Плесанов, добавил в ее трек свое соло на губной гармошке, усилив тем самым рок-контекст всего сборника.
Плесанов вообще развернулся в этом проекте! Достаточно сказать, что его пророческая картина “Саркафаґ” (1971) стала смысловым стержнем всей концепции альбома. А как P.L.A.N. воплотил мои “Новыя словы” (тут уж мне повезло): в песне звучит и джаз, и драйв, и блюз, и фуз. Предельно объемная композиция, которую продюссер Олег Ларычев сразу решил поставить во главу угла всего сборника.
Но мне повезло не только здесь. Этот проект свел меня с талантливейшей украинской группой ТІНЬ СОНЦЯ (вы ее помните по трибьюту GODS TOWER “Варта вежы Багоў”). Киевляне решили перепеть по-белорусски свой украинский хит “Пісня Чугайстера”, так вот я и перевел им. Песня зазвучала на многочисленных радиостанциях (“Рацыя”, “Мінск”, “Polonia”, “Авторадио”), а также уверенно идет к вершинам Интернет-плебисцита “Тузін гітоў”.
Повезло тут даже одному из руководителей национальной телебрехаловки Егору Хрусталеву: его клип “Гомельскі вальс” с КРАМОЙ & Co… так и не попал в сборник по техническим причинам (то ли инженер мастеринга лоханулся, то ли московский завод CD-Club), а то бы работодатель турнул “бэнээфовского прихвостня” с работы. Ведь диск вышел в свет под грифом “Партыі БНФ”...



обсудить статью

© Музыкальная газета :: home page

статьи