статьи



Polina Fradkina
Chopin & Antichopin

Chopin & Antichopin
(с) 2006 Manchester Files
8tks/60mins
Предоставлен «Бомба-Питер».
Начало альбома -- воспоминание более чем четвертьвековой давности. Телепремьера «Места встречи…», дело идет к развязке, Шарапов находится в штаб-квартире «Черной кошки» и проходит бандитскую проверку на заявленное им владение фортепиано. Играет «Фантазию-экспромт» Шопена. «Это и я умею», -- сообщает ему Промокашка etc. А вообще-то иной слушатель вполне может счесть программу «Шопен и антишопен» игрой на понижение. Так сказать, «сумбур вместо музыки...» Все же не сумбур -- мандельштамовский шум времени. Точнее, попытка восстановления связи времен, более чем удавшаяся талантливой петербургской пианистке Полине Фрадкиной. Она открыто сказала, и своим замыслом, и своим исполнением, и, в конце концов, несколькими строчками аннотации о том, о чем уже давно, но все более туманными полунамеками толкуют музыковеды -- о явной духовной близости композиторов разных эпох, в том числе и сильно разнесенных по оси времен. О том, не считать ли Листа в той или иной степени предтечей импрессионистов, случалось писать и вашему покорному слуге, но ведь и пианисты-романтики начались с Шопена, наслушавшегося Паганини... Вот она, связь-то... О современных композиторах, из произведений которых состоит вторая часть программы, достаточно внятно написано в той же аннотации. Отрадно, что «Бомба» таким образом продолжает возрождать еще одну «мелодиевскую» традицию семидесятых-восьмидесятых, традицию авангардную. (Ведь и настоящее современное понимание сути древнерусского знаменного распева, вспомним, явилось не ранее, чем этого аспекта коснулся Римский-Корсаков.) Да, уже приходилось обозревать и «бомбовские» записи Пярта, и иную вкуснятину, но честь Полине и хвала в том числе и за то, что знакомит меломанскую общественность с не самыми известными питерскими композиторами. А вот и еще один символический межвременной мост. Этот мост -- она сама и тот инструмент, на коем все записано (музейный Bechstein конца XIX века).



обсудить статью

© Музыкальная газета :: home page

статьи