статьи



«Тузiн гiтоу»
Первый сборник -- первая ласточка?

О том, что такое (или кто такие) «Тузiн гiтоу», сегодня вряд ли надо рассказывать тем, кто так или иначе связан с музыкой в нашей стране. Особенно -- белорусскоязычной. Это явление в определенный момент дало то, чего не хватало большинству коллективов, исполняющих песни на родном языке, -- возможность быть услышанными, а впоследствии и узнанными. Начиналось все с хит-парада. Позже Интернет-страничка разрослась до настоящего Интернет-портала. На «Тузiн» сегодня ссылаются, просят у него информационной поддержки. В конце концов, стараются дружить. «Тузiн», пожалуй, можно назвать самым востребованным белорусским музыкальным сайтом. Новости, общение (гостевая и форумы), возможность ознакомиться с самыми, что ни на есть, новинками белорусскоязычных команд и проголосовать за понравившуюся… Казалось бы -- чего ж тебе еще, старче, надобно? Присмотрелись и поняли, что не хватает самого главного -- первого официального белорусскоязычного «хит-парадового» сборника. В толстый карман не откладывая -- вот он, получайте-наслаждайтесь -- «Прэм’ер Тузiн». Собственно, по этому поводу далее и разговор пойдет. Кроме того, есть еще пару моментов, которые никак не позволяет элементарное чувство благодарности стороной обойти. Об этом тоже ниже. Ну, вот и виновники -- Сергей Будкин, Алексей Минчонок и сам таинственный Вецер Мэханiчны. Беседуем...
-- Выпуск «тузінаўскай» компиляции -- событие, о котором сегодня говорит практически все музыкальное белорусскоязычное общество. Что и сказать, момент на самом деле важный и, вместе с тем, требующий большой ответственности. Откуда взялось такое решение и насколько сложен путь оформления его в жизнь?

Вецер Мэханічны (ВМ): Потребность выпустить свой сборник появилась давно. И предложения лестные поступали. Но мы все же не спешили. Просто в силу неистребимого максимализма для себя решили: если издаваться, то издаваться лучшим продуктом и на лучшем лейбле. Чтобы хорошим тиражом, с грамотным промо, с эффективной дистрибуцией и доступностью диска во всех музыкальных магазинах. Издать диск и продавать его друзьям и из-под полы на редких концертах -- кому такое нужно?
Алексей: Соотнеся свои стремления с теми вариантами, которые нам предлагали потенциальные издатели, мы приняли решение выдаваться на West Records. Эта компания на самом деле подтвердила свою работоспособность на рынке и согласилась работать над нашим не самым простым проектом: все- таки 42 песни на диске -- это величина!
ВМ: И еще, легальность и соблюдение всех авторских прав -- это то, к чему стремимся и мы. Научиться уважать права -- может с этого стоит начинать наш шоу-бизнес? Все песни, которые мы размещаем в хит-параде, собственно, как и сама CD-компиляция -- это легальные отношения с исполнителями и владельцами авторских прав.
Алексей: Кстати, диск называется «Прэм’ер тузін» -- по аналогии с названием беспрецедентного Интернет-отбора, в рамках которого определялись лучшие песни сезона. Еще одна уникальность пластинки в том, что это, по-моему, первый официальный белорусский МР3-сборник. Это кроме песен, публикуемых в привычном формате. Последних -- двенадцать. Помимо них -- еще тридцать МР3-композиций. Много фотографий, «примочек»… Короче, навороченная мультимедийная штука. Ее не только будет интересно слушать, но и приятно держать в руках. А качественное оформление для эффективности проекта весьма существенно. Лично меня расстраивает, что, к сожалению, основная масса белорусских дисков в этом отношении сильно хромает. А если обратить внимание на те же орфографические ошибки, которые допускают вроде бы профессионалы...

-- Можно немного конкретнее о том, как составлялся список композиций, вошедших в сборку?
ВМ: Как и в любой сфере, в шоу-бизнесе есть музыкальный сезон, который делится, в свою очередь, на несколько периодов: активно-релизные осень и зима, концертная весна и т.д. Наш последний сезон начался в сентябре 2004-го и закончился в июне 2005-го. За это время через «Тузін» прошло около шестидесяти песен. Это не считая тех композиций, которые мы публикуем в рамках каких-либо акций. По окончании сезона в этом году мы собрали своеобразный экспертный совет из ведущих музыкальных журналистов и критиков: Дмитрий Подберезский, Олег Климов, Дмитрий Безкоровайный, Сергей Малиновский, Александр Помидоров и наш Сергей Будкин… Каждый из них, руководствуясь своими взглядами, вкусами и пристрастиями, отобрал по двенадцать лучших песен из этого сезона. В результате мы получили внушительный список из тридцати двух композиций. Какие-то из них были отмечены каждым членом «жюри», некоторые упоминались только один раз… И вот эта, отобранная нашими экспертами, виртуальная мегакомпиляция была предложена для голосования всем посетителям нашего сайта. Тур мы назвали «Прэм'ер парад». Само же дальнейшее голосование проводилось по “олимпийскому” принципу: каждый день убирали последнюю песню. Пока их не осталось всего двенадцать. Вся эта совместная работа экспертов и простых любителей белорусской музыки, которые были частыми посетителями на нашем сайте, дает нам возможность назвать то, чем мы занимались, подведением итогов музыкального года в нашем альтернативном белорусскоязычном пространстве и вручением по данному поводу премии.
Алексей: Кстати, даже после выявления «двенадцадки» лидеров голосование не остановилось. Была выбрана самая лучшая песня. Ей стала «Белакрылы анел».
ВМ: Примечательно то, что в официальном конкурсе на «песню года» победила «Черный «бумер». Чувствуете комичность положения? Хотя, справедливости ради, нужно заметить, что в прошлом сезоне белорусскоязычный Серега в нашем чарте тоже был.

-- И кого же среди этих двенадцати лауреатов услышать можно будет?
Сергей: ZET, IQ 48, INDIGA, zygimont VAZA, АЙША из Гродно, наше открытие -- ULTRAВОЖЫК, :B:N:, КРАМБАМБУЛЯ, Войтюшкевич, J_МОРС, НЕЙРО ДЮБЕЛЬ, PARTYZONE.
-- А те тридцать, которые в MP3? С ними как разбирались?
Сергей: Это те песни, которые мы выбрали на свой «тузiнаускi» вкус. Там нет никаких стилистических ограничений (да они ведь на «Тузіне» отсутствуют в принципе). Среди них есть и альтернативные композиции, и попса. Но, конечно же, все -- белорусскоязычные.
ВМ: Это наш музыкальный отчет о работе. Вполне возможно, что это будет первым шагом на пути к циклу подобных сборников. Посмотрим на то, как его воспримет публика. Но у нас (вроде бы) есть своя аудитория Интернет-слушателей и читателей. Она, кстати, самая обширная по сравнению со всеми остальными белорусскими музыкальными сайтами. У нас сейчас очень много идей развития «Тузіна гітоў». Мы отталкиваемся от того, что можем предложить слушателям материал не только в границах Интернета, но также и на CD-носителях, и в радиоэфирах, на концертах. Мы имеем возможность помогать открывать новые имена. Вероятно и то, что мы в будущем станем издавать диски по форматам. Например, «кислотный тузін» или «Радио тузін».

-- То, что West со своей стороны определенное промо организует -- понятно. А сами-то будете делать официальную презентацию? Ну, сборный концерт, например?
ВМ: Конечно, хотелось бы. В прошлом году мы удачно состоялись в качестве концертного менеджмента во Дворце Республики. И над новыми концертами тоже думали. Но дело в том, что среди «наших» музыкантов много тех, кто попал в так называемый «черный список». По этой причине, боюсь, «легальный» большой концерт маловероятен.
Алексей: Мы уже говорили с основными организаторами музыкальных мероприятий. Они в свою очередь обращались к директорам популярных минских клубов и площадок. Но везде получили отказ. Просто потому что никто не хочет так рисковать. Боятся.
ВМ: Есть еще один вариант, который пока более реален, чем первый. Мы думаем о том, чтобы устроить камерную вечеринку. Позвать музыкантов, журналистов. И вручить там музыкальную премию «Тузіна гітоў». Не только чтобы отметить факт подведения итогов сезона и релиза диска, но и подтвердить еще тот факт, что «Тузін» является все-таки тусовкой.
Алексей: На этой вечеринке мы бы всех одарили «слонами»…

-- Плавно перетекаем в следующую тему для беседы (благо их у нас сегодня в достатке). Будем говорить о радиопрограмме. Это, на мой взгляд, очень грамотный шаг для еще большего внедрения «Тузіна» в массы, интересующиеся белорусской музыкой. Вот уже созрел двадцать пятый радиоэфир. Можно сказать, «серебряная» передача. Вряд ли все гладко на пути было. Вы сейчас можете по памяти хотя бы отдельные перипетии восстановить?
Сергей: Как ты помнишь, мы сначала выходили на «Радио Рокс». Но эта станция перешла на другой формат, передачу убрали, ведущего по этой причине мы тоже потеряли… Потом мы обратились с предложением на «Радио Минск». Там пошли нам на встречу. Мы смело предложили стать ведущим Олегу Хоменко (лидеру ПАЛАЦА). И он согласился. С тех пор каждую пятницу в 23.00 на волнах «Радио Минск» (94.2 FM) можно услышать «озвученный» хит-парад «Тузіна». Конечно, хотелось бы сказать спасибо Олегу.
ВМ: А еще больше -- поблагодарить это муниципальное радио, которое нашло в себе смелость в свете последних событий ставить в эфир такого рода программу. Тут, естественно, есть определенная доля современного медийного менеджмента: либо люди рискуют, либо нет.
Алексей: Между прочим, дирекция радио говорит, что наш хит-парад -- одна из самых популярных передач. За ее эфир на пейджер редакции приходит чуть ли не в три раза больше сообщений, чем за время остальных эфиров.

-- Для тех, кто еще ни разу не слышал «тузінаўскую» радио-передачу, можете кратенько рассказать, в чем ее суть?
ВМ: Очень просто: все, что происходит на сайте, находит отражение на радио. Прежде всего, это песни из хит-парада. Радует то, что в основном звучат все композиции. Без каких-либо политических и идеологических исключений. К тому же это отличная возможность совсем молодым исполнителям засветиться перед потенциальными слушателями. Случаются, конечно, и тематические эфиры. Например, когда мы летом активно занимались «Басовищем» и проводили конкурсный отбор, то была сделана программа с песнями претендентов на участие в фестивале.
Сергей: Был еще и «Рэгіянальны тузін», где мы ставили только региональных исполнителей: из Гомеля, Бреста... По отзывам, это получилась одна из самых интересных наших радиопередач.

-- По вашему мнению, как людей, которые стоят за все этим, что есть для «Тузіна» этот регулярный радиоэфир?
ВМ: Мне кажется, что для «Тузіна» вообще имеет огромное значение так называемая офф-лайновая жизнь. Радиопрограмма -- первый шаг на пути нашего «медиа-развития». Хотелось бы в скором времени сделать еще и ТВ-программу. У нас такое творческое сообщество, которое способно делать качественный продукт в условиях местного шоу-бизнеса. Интернета для этого нам не достаточно. Обнадеживает то, что есть пока люди, готовые рисковать и вкладывать деньги, например, в создание новой радиостанции.

-- Ну а если вдруг снова… тьфу-тьфу-тьфу… закроют программу? Как дальше будете себя вести? Обороты ведь уже набраны, и тормозить будет больнее, так как сила трения уже на порядок выше, чем в самом начале, когда это впервые случилось…
ВМ: Что будем делать? Откроем новую. Вполне возможно, что их станет несколько. Тем более, уже сегодня ведутся переговоры с радиостанциями, например, в Могилеве.
Алексей: Из Интернета мы не уйдем. «Тузін гітоў» -- это событие, а программы, отчеты о «перипетиях» -- способ трансляции и информирования. -- Помимо юбилейной передачи, у нас зреет еще одна знаковая дата. У «Тузіна» скоро день рождения. Ребеночек, конечно, еще не то чтобы великовозрастный, но «грудничковый период» миновал весьма успешно. Вы-то сами, господа-активисты, помните, с чего все это безобразие начиналось? ВМ: Это был август 2003-го. Мы познакомились с Сергеем Будкиным и Алексеем Минчонком. Потом посидели в этом гламурном «Копи Габана» (где, кстати, мы и в момент интервью проводили время. Ну разве не символично? -- Прим. авт.) и решили делать не иначе как успешный проект. Алексей: Прошло два года, и наш штат расширился с трех человек до двенадцати. Был когда-то такой музыкальный Интернет-портал «Слыхавы апарат». Мы с ними подружились и решили объединить усилия. Теперь Игорь Назаренко и Алена Скоробогатая работают вместе с нами.

-- А не страшно было в пучину внедряться?
ВМ: Да, у нас были и примеры для подражания, и конкуренты. Но уверенность в том, что мы способны делать лучший продукт нам помогала. Алексей: Страшно не было. Просто мы не ожидали, что все пойдет так быстро и так здорово. Я помню бешеные глаза Сергея, когда все завертелось. Мы еще думали тогда: «Мамочки, мы же так даже не хотели!»

-- Что сегодня являет собой музыкальный сайт «Тузін гітоу», с вашей точки зрения как его создателей?
ВМ: Во-первых, надо сказать, что нам приходилось и приходится многому учиться. Например, тому, как реализовывать информацию в Интернете, как работать с аудиторией… Наш портал -- это сайт для ежедневных посещений: каждый день там можно голосовать за песни, каждый день там появляются свежие новости... Все постигалось методом подробного изучения и эксперимента.
Алексей: Мы настолько «набрались» всего, что мне даже довелось в университете читать лекцию на тему Интернет-журналистики.
ВМ: Но парадокс вот в чем: чем популярнее «Тузін», чем больше посетителей на него заходит… тем дороже он нам обходится. Он требует все больше сил, денег и нервов.

-- Это значит, что «Тузін» для вас -- мероприятие отнюдь не доходное? Денег он вам не приносит?
ВМ: Нет, он их только из нас высасывает. Мы лишь тем и занимаемся, что вкладываем в него финансы.

-- Я слышала о том, что вы собираетесь менять дизайн сайта. Это правда?
ВМ: И дизайн тоже. Просто за два года «Тузін» вырос из «штанишек», которые были ему предложены в самом начале. У нас теперь очень много посетителей, нам необходима программа автоматического управления рекламой и информацией… а это очень серьезная вещь, которую должны сделать профессионалы. Мы, к сожалению, это уже не осилим. Сейчас у нас появился очень хороший специалист, всем известный RWD, который и возглавляет группу по редизайну «Тузіна» и прочим техническим изменениям. Мы наблюдаем за тем, какие рубрики интересуют нашу публику больше всего, готовимся сделать новаторскую афишу, будем сотрудничать с интересными проектами, как, например, этим летом с «Басовищем». А все это требует капитального ремонта «квартиры» «Тузіна».

-- Как вы считаете, какое значение имеет «Тузін» для всей этой музыкальной и околоейной тусовки? Вы на них (на нас, то бишь) как-то влияете?
Алексей: Мы провоцируем эту компанию на интерактивные контакты. Они общаются в нашей гостевой.
ВМ: Сейчас уже и не вспомню, когда конкретно, но случился момент, в который вмиг куда-то пропали «левые» посетители, зашедшие просто так поболтать. Сегодня остались только музыканты, журналисты, критики…Плохо это или хорошо? -- Не знаю. Но на всякий случай летом мы запустили большой проект форумов.

-- Как-то одна из известнейших у нас музыкальных персон сказала мне следующую вещь: «Тузінаўцы» -- это же страшные люди! Им верить нельзя. Положишь в рот палец -- не глядя отхватят всю руку!» Вы как-нибудь можете это дело прокомментировать?
Сергей: Но ведь именно такие люди и являются настоящими деятелями.
Алексей: Оля, а знаешь, как ЭТОТ человек расшифровывает наш Интернет-адрес? Music.fromby.net -- музыки из Беларуси нет. Что уж тут
комментировать?

-- Вы уже не раз здесь повторили то, что многим коллективам «Тузін» помог «услышаться». Да и так, регулярным упоминанием в новостях тоже хуже не делаете. Вам хоть кто-нибудь из них спасибо за это говорит?
ВМ: Хоть кто-нибудь говорит. Но больше все-таки нас ругают: новость не написали, написали, но не особо расхвалив, наоборот, слишком идеально все представили… Обижаются за последнее место в хит-параде и даже, бывает, за первое… В общем, хватает.

-- Мы уже говорили о том, что «Тузін» дает музыкантам. А что вы сами с него имеете, коль уж денег не платит?
ВМ: Мы имеем перспективы. Но главное -- имеем любимое дело, которым занимаемся. Мы очень благодарны «Тузіну» за то, что познакомились с ТАКИМИ людьми. Со многими из них у нас завязалась настоящая дружба, мы у них многому научились. Сегодня оглядываешься назад и не понимаешь, как это раньше могло быть без «Тузіна». На самом деле.



обсудить статью

© Музыкальная газета :: home page

статьи