статьи



N.R.M.
Видеофайл

Не успели отгреметь аплодисменты благодарных зрителей клипа “Чыстая-сьветлая”, снятого, кстати, в 2000 году под сингл N.R.M. “Самотнік”, как Смотрители взялись за написание этой рецензии. Первое, что бросается в глаза: как изменились, как постарели участники съемок! Но на экране им суждено остаться памятниками молодым и провокационным себе пятилетней давности. Пока что это льстит, а вот лет через двадцать -- кто знает -- не будут ли Лявон Вольский и Пит Павлов упрекать друг друга в авторстве идеи этого ролика?
Стареем и мы, зрители клипа. Где твои семнадцать лет, когда шутки одноклассников про гомосексуалистов и трансвеститов пробивали на хи-хи? “Кос- ми-чес-ки-е го-ми-ки, ха-ха-ха... О-го-го!” Для тех, кому сейчас по двадцать два, шокировавшая когда-то “Чыстая-сьветлая” теперь -- не более чем хулиганская выходка кумиров. Ведь ко всему привыкаешь... Но откровенность, с которой музыканты исполняют роли уродливых, несчастных “женщин”, а главное -- легкий расфокус, с которым подошел к работе над роликом Анатолий Вечер, заставляют помнить “Чыстая-сьветлая”. Пять лет, а может быть, и двадцать.

Один из непримиримых российских рок-музыкантов как-то сказал: “Дети сызмальства наблюдают на экране этих мазаных дегенеративных бесполых существ и думают: раз их показывают на экране -- значит, это нормально, и начинают им подражать. Выхолащивается поколение за поколением”. “Чыстая- сьветлая” -- это арт-клип по форме, в котором мазаность и дегенеративность существ доведена до предела. Хотелось бы смеяться над ними, если бы не щемящая сердце песня. Из головы не выходит странный образ: гримерная, а в зеркале отражается лицо вышедшего в расход старого клоуна, по щекам которого, мешаясь со слезами, течет грим.

Ролик “Чыстая-сьветлая”, как и песня, стал классикой. Его появление восходит к тем временам, когда белорусские клипы были редкостью, им не посвящались сайты, над ними не стебались в открытую. Ролики скромно ютились на своих видео-носителях, и никто не жаловался на низкие ротации. Вроде бы, тогда для того, чтобы войти в историю, достаточно было просто снять клип. Парадоксально, но именно тогда практически никто из музыкантов не подходил к своему видео как к средству. Наоборот, целью многих было снять непростой, запоминающийся клип.
Еще тогда “Чыстая-сьветлая” была замечена кем-то компетентным и по слухам получила “Рок-корону”. Но все равно долгое время, вместе с синглом “Самотнiк”, оставалась чем-то вроде суслика, который есть.

Говорят, что с появлением клипа “Чыстая-сьветлая” на Первом музыкальном 48 девочек перестали фанатеть от Лявона Вольского.
А еще говорят, что четыре трансвестита перестали быть таковыми, потому что им стало стыдно.

Так о чем же собственно этот клип? Об одинокой душе, пытающейся найти свое предназначение в нашем мегаполисе. О непонимании тебя таковым, какой ты есть. И еще о чем-то глубоком, что остается за гранью понимания и непонимания…

На самом же деле, на экране мы видим всего лишь группу N.R.M., которая в женской одежде таскается по злачным местам. Зачем они это делают, сами ли решили таким образом выпендриться или же это жизнь тяжелая их заставила? Все туманно, непонятно и загадочно. Местами в клипе мелькает “крутой мотоцикл”, бармены, нога Пита Павлова в колготках и еще ряд символов и знаков, чья трактовка является личным делом каждого конкретного зрителя. Царит гнетущая атмосфера фильмов ужасов (которая изначально, видимо, задумывалась как эротическая). Напряженные лица, хаотичное движение, обратная прокрутка... Какие еще составляющие концептуального белорусского видео вы знаете?

Говорят, что объяснение таких непонятных перфомансов достаточно банально. На самом деле, вся эта бессмыслица нужна только для того, чтобы песня не казалось такой попсовой. Дескать: “А мы вам еще и сплясать (показать стриптиз) можем”.

Есть в клипе какая-то обнадеживающая некоммерческая наивность, заставляющая раз за разом пересматривать все это безобразие. “Может быть, пойму после еще одного (одной)?”



обсудить статью

© Музыкальная газета :: home page

статьи