статьи



Iron Maiden
четверть металического века

страницы :: 1 :: 2

Британская группа IRON MAIDEN — коллектив, каждый новый альбом которого становится классикой уже в момент премьеры. А еще это солидное предприятие, которое производит множество сувениров, дисков, печатной продукции, организует незабываемые зрелищные концерты. Но, прежде всего, это шестерка опытных музыкантов, любящих то, что делают, и дарящих большое вдохновение своим фэнам. Которые, в свою очередь, отплачивают активностью на концентрах и в жизни.
"Dance Of Death" (2003) — это 13-й студийный альбом в багаже группы. Диск сделал фурор в хит-парадах всего мира, а в престижном плебисците еженедельника "Billbo-ard" дебютировал с 18-го места, что нынче весьма редко удается метал-бэндам. За звук альбома снова ответственен Кевин Ширли, которому помогал басист "ЖЕЛЕЗНОЙ ЧУВИХИ" Стив Харрис. "Dane Of Death" стал и вторым альбомом этих британцев, записанным вшестером. Альбом стал исключительным для его создателей, поэтому поговорить о нем мы решили со всеми сразу — с Брюсом Дикинсоном, Стивом Харрисом, Дэйвом Мюррэем, Адрианом Смитом, Дженником Герсом и Нико МакБрайном.

— Это уже третий ваш диск, записанный Кэвином Ширли, включая и "Rock In Rio". Не рассматриваете ли его как наследника успеха Мартина Бирча?
С.Х.: Да, в Кевине, как мне кажется, мы нашли надежную замену Мартину. Когда перестали с ним работать, мы не до конца осознавали, что делать дальше. Тяжело заменить кого-то, с кем работали столько лет. Но вот в Кевине, похоже, нашли замену, а схожесть их поистине уникальная, особенно в способе работы, в шутках. Думаю, этого настроения хватит нам на несколько следующих альбомов.
— В своих дневниках из студии Кевин охарактеризовал "Dane Of Death" как продукт более солидный, чем даже "Brave New World". Вы согласились бы с ним?
Б.Д.: Я бы скорее употребил иную характеристику и сказал бы, что новый альбом более мягкий. Может, и он именно это имел в виду. Некоторые композиции явно более глубокие, убедительные. А материал на "Brave New World" был качественный, солидный, типично "майденовский". Ничего полого в этих сравнениях нет, просто мне кажется, что мы тоже сделали толковую работу, но теперь, как нам кажется, появились некоторые отличия, которые придают целость, более широкий спектр сравнений. Новый альбом явно более необычный, чем предыдущий.
— Как вам лучше: много лет работать с одним продюсером или, как в некоторых группах, менять их в каждом альбоме?
С.Х.: Ведь наша группа и так исключительно сама занимается аранжировками. У нас продюсер не продюсирует альбом в дословном значении этого понятия. Нам нужен инженер, а не надзиратель, который будет сидеть и указывать, что нам делать. Мартин и Кевин полностью управляли только оборудованием. У них есть ассистенты звукозаписи и подобные помощники, но все оборудование целиком лежит на них — чего, куда и сколько.
Вот в этом и есть наш стиль работы. Нам нужен такой продюсер, который в состоянии уловить квинтэссенцию нашей идеи в любом формате. Не ищем кого-то, кто бы чересчур лез в аранжировки, стремился добавить что-то свое. Это не значит, что у Мартина и Кевина нет своих идей, но когда мы все подготовили, им не приходится их выявлять. Мы сами придумываем аранжировки и все остальное. Они разве что какие-то мелочи добавляют тут и там. Классно иметь какого-то объективного судью извне. Порой бывают недоразумения в группе, когда нужно чье-то решительное вмешательство. Мартин и Кевин как раз и выполняли этакую роль порыва свежего воздуха.
— Быстро ли прошла запись этого альбома? У многих создалось впечатление, что с работой вы справились побыструхе.
С.Х.: Когда записывали "Brave New World", Кевин осваивал для себя новые штучки: у нас в группе три гитары, что для него было непривычным. Когда записывали ритм-секцию или гармонии, он колбасил все сразу, поскольку так мы и на сцене играем. Раньше мы не делали чего-то такого, но ведь вышло бесподобно, поэтому и теперь это повторили. Мне кажется, что благодаря этому композиции лучше звучат. Даже если в студии что-то теряется, оно восстанавливается во время "живого" исполнения. Каму-то все это покажется обыденным, но, окончив запись, мы спрашивали сами себя: "Почему мы не делали это много лет назад?"
Н.МБ.: Это очень удобно, но и здесь есть свои трудности. Работа шла довольно быстро, как наши ранние диски, но в этом конкретном случае было и что-то новое, неизведанное. Когда вернулся Брюс, мы записали "Brave New World", ставший значительной вехой в истории IRON MAIDEN.
Потом мы пришли в студию, имея семь композиций. Не хватало явно штуки четыре. Но нам было так хорошо, мы чудесно отдохнули. Такое случалось и раньше, но теперь была какая-то иная атмосфера. Ощущение, словно мы записываем свой первый альбом. Говорили себе: "Е мое! Да это ж мы в студии!" А в этой студии когда-то записывались гиганты: Боб Марли, LED ZEPPELIN (именно здесь возникла "Stairway To Heaven"). Мы словно на святой земле творили. Это явно воодушевляло всех. Понятное дело, запись пошла с подъемом.
— Но я бы сказал, что "Dane Of Death" получился более агрессивным и более амбициозным, чем "Brave New World". Вы именно к этому и стремились, входя в студию?
С.Х.: У нас не было никаких планов. Случайно вышло, что "Brave New World" получился этаким навеянным 70-ми годами, вроде прогрессив-рока. Сами собой такие композиции написались, и это нам понравилось, но уже от этого зависел и сам способ записи. Тот альбом получился, пожалуй, более разнородным. Может, звучит чересчур сурово, но от нас это не зависело. Все диктовали уже сами композиции. Несколько первых треков напоминают 70-е годы, хард-рок того времени, прогрессив-рок того периода.
Д.М.: Если глянуть на все это с точки зрения продюсера, то звучит все необычно для нас. Говоря о музыке, бросается на слух ее большая глубина, сложнейшая партитура. Короче, новый диск более прогрессив, чем предыдущий, особенно в таких композициях, как "Dane Of Death" или "Paschendale". Да и потяжелее будет новый диск, и, по-моему, мы пошли здесь дальше в своем развитии. Но вместе с тем замечаю все время, что и "Brave New World" выдержал испытание временем и его даже нам самим не надоело слушать.
— Вы полагаете, что место записи альбома немало влияет на его содержание или это не особенно важно?
Д.М.: Раньше, например, когда мы два месяца записывались на Багамах, работа начиналась поздно, порой трудно было собрать музыкантов в студии, поскольку у каждого целый день было какое-то дело. В конце концов вынуждены были ввести для себя более жесткий режим, сказав себе твердо, что в такой-то день и час делаем в студии то-то. Когда записываемся за границей, мы ведем себя повольготнее. Работая в Лондоне, можем и домой подскочить, если надо, и это чудесно. Благодаря этому более уверенно работается. За границей не сбегаешь домой, а приятельская компания ограничивается каким-нибудь баром. Так и о работе забыть недолго (смеется). Так что последняя студийная сессия мне очень понравилась. Мы работали в "Battery Studios", где когда-то записывались. А дело в том, чтобы во время работы иметь хорошее настроение, добрые воспоминания даже тогда, когда дома не все ладится.
— Почему на первый сингл выбрали "Wildest Dreams"?
А.С.: Хороший вопрос. Сингл всегда опережает издание альбома, а эта вещь оказалась самой непосредственной и короткой. Это совсем не то девятиминутное плотно, которое мы обычно рисуем. Да и в совершенстве передает то, что мы теперь играем, идеально соответствует нашим классическим образцам. А если говорить о публике, то народ легко подхватывает ее на концертах, подпевает, врубается уже на второй строфе текста и успешно ловит дальнейшие рифмы и смысл. Под конец вообще наступает полное взаимопонимание, а это хороший знак.
— После концерта в Рио вы устроили себе перерыв, а потом как — сразу приступили к работе или начали готовить материал незадолго перед студийной сессией?
А.С.: Почти каждый из нас куда-нибудь выбрался, чтобы зарядиться энергией, и, если честно сказать, в прошлом году лично я не очень часто брал в руки гитару. И все же под конец года начал уже подумывать о написании чего-то нового. Официально мы должны были начать композиторские разработки в августе, а я только в сентябре сделал пробные попытки. Играл на гитаре 2-3 часа ежедневно, чтобы восстановить форму. Порой приходилось все другие дела откладывать, когда чувствовал, что вот-вот придет вдохновение. А его надо беречь.
— Брюс, скажи как вокалист: в смысле текстов ты обладаешь каким-то решительным голосом во время их написания? А если нет, то как тебе поется чужое поэтическое творчество?
Б.Д.: К моему голосу авторы прислушиваются не всегда. Как раз и зависит от того, кто является автором. К примеру, у Стива совсем иная философия текстов, чем у меня. Он больше заботится о продолжительности, чтобы текст легко вписывался в структуру композиции. Но его не всегда беспокоит, как во время пения будет реализовываться определенное звукосочетание, а для меня это важно. Это совершенно разные взгляды. Иногда случается так, что все кончается появлением очень трудных для пения вещей. Но за годы работы я научился терпимо относиться к слабостям других. В принципе, у меня уже нет с этим никаких проблем.
— Твои тексты не такие уж непосредственные. Тебе нравится быть таинственным в своих рифмах?
Б.Д.: Да, нравится. Я не думаю, что все нужно подавать к столу слушателя в разжеванном виде. Мне даже кажется, что такая таинственность увеличивает век произведений, их живучесть.
— Есть в новом альбоме несколько эпических исторических тем: "Montsegur", "Paschendale". Почему вдохновение IRON MAIDEN так завязано на истории?
Б.Д.: Беря во внимание характер этой группы, настроение создаваемой нами музыки и темы песен обо всех этих средневековых войнах и резнях плюс о современных реалиях, ты легко, как мне кажется, придешь к выводу, что вся человеческая история полнится невероятными сюжетами, имеющими отзвук и в наших днях. Слушая историческую песню, думай о сегодняшнем дне. Сравнения бывают весьма колоритные. И ведь это несложно. Если хочешь во что-то серьезно углубиться, лучше выбрать подлинно правдивые события, а не городить глупые сказки о драконах и рыцарях.
Дж.Г.: IRON MAIDEN — это группа, которая может писать обо всем. "Be Quick Or Be Dead" рассказывала о Роберте Макевэлле, в то время как "Alexander The Great" или "The Trooper" — о делах исторических. В этом мне видится здоровый подход. Нас не запихнешь в узкий сундучок коллективов, создающих только любовные песенки или баллады. Мы можем писать буквально обо всем. Вот и пишем о том, что нас интересует. История в этом спектре, по-моему, не последний участок интересов. Порой даже о политике пишем, но очень осторожно. "Afraid To Shoot Strangers" рассказывает о войне. "The Aftermath", похоже, о том же, но с точки зрения солдата, которому эта война не нужна. А посмотрев на текст "Alexander The Great", понимаешь, насколько рассудительно подошел к делу Стив. Да и Брюс обладает большими историческими познаниями и хорошо ориентируется в этой сфере. Мы не пишем о том, в чем не разбираемся. Создание текстов основано на том, чтобы что-то тебя вдохновило — книга, фильм, сама жизнь.


страницы :: 1 :: 2



обсудить статью

© Музыкальная газета :: home page

статьи