статьи



Pendragon
Назло всем и на радость людям

страницы :: 1 :: 2

Несколько месяцев назад вы уже имели возможность познакомиться с биографией великолепной британской группы PENDRAGON - одного из ярчайших представителей новой волны прогрессивного рока, тех, кто в бедные фантазией восьмидесятые пришел на смену YES, GENESIS и ELP. В этом году квартет выпустил свой шестой по счету альбом "Not Of This World", с восторгом принятый во всем мире. В настоящее время ансамбль готовится к гастролям, но половина его музыкантов охотно согласилась поговорить о творчестве коллектива.
Итак, знакомьтесь: почти никогда не дающий интервью серьезный бас-гитарист Питер Ги (он по совместительству возглавляет фирму Toff Records, выпускающую продукцию PENDRAGON) и веселый пианист Клайв Нолан, известный многим по собственному проекту ARENA и работе с Оливером Уэйкманом.

- В музыке PENDRAGON явно ощущается влияние старых ансамблей. А что вы думаете о современном прогрессивном роке?

Питер: На мой взгляд, есть группы хорошие и не очень хорошие. Для меня главное - хорошие песни, добрые мелодии и крепкие композиции. Если что-то сделано добротно и сильно, то совершенно неважно, как это называется. Вообще, "новая" прогрессивная сцена довольно мала. Оно всегда так, пока ты не известен на уровне, скажем, PINK FLOYD, GENESIS и YES - тех, кто способен пробиться к массовому зрителю.

Клайв: Лично я считаю, что сейчас полно команд, которым особо нечего сказать. Любые современные влияния исходят уж никак не от прогрессивной сцены.

- Согласны ли вы с тем, что PENDRAGON и IQ - единственные из неопрогрессивных групп, кто по-прежнему поддерживает огонь этого жанра?-

К.: Ну, играя в ARENA... Нет, я не согласен. Есть еще PALLAS. и SPOCK'S BEARD. Кроме того, я вообще не слишком понимаю, что такое "нео-прог".

П.: Ну, из тех, кто стартовал в начале восьмидесятых, MARILLION все еще на плаву - хотя и плывут в другом направлении. PALLAS тоже вернулись на сцену, так что мы имеем, наверное, четыре крепких команды.

- Клайв, не трудно ли участвовать одновременно в нескольких проектах? Какой из них ты считаешь основным?

К.: Здесь нет ничего трудного, если все планируешь заранее, как я и стараюсь всегда поступать. А над вопросом "главности" я не задумывался никогда, потому что всему, что я делаю и от чего получаю удовольствие, я отдаюсь на все сто.

- А как твой подход к PENDRAGON отличается от того, что ты делаешь, скажем, в ARENA?

К.: В ARENA я сочиняю музыку, в PENDRAGON же я по большей части музыкант и интерпретатор музыки. Обе эти ипостаси для меня - отличные задачки.

- Для 1985-го, когда прог-рок практически отсутствовал, "The Jewel" - довольнотаки странный альбом, хотя в какой-то мере и соответствует духу времени. Как бы вы это объяснили?-

К.: Ну, это было до моего прихода в группу, но, думается, у команды было полно времени на подготовку этого альбома. А быть "настроенными" на дух всегда очень полезно.

П.: Когда мы записывали "The Jewel", песням было уже по нескольку лет, и они постоянно игрались на концертах. Мы просто записывали и сочиняли то, что получалось. "The Jewel" отражает нашу привязанность к инструментальным пассажам, а также попытки найти и опробовать свою собственную сочинительскую манеру. В результате плохого сведения альбом вышел очень жиденьким по части звука - мы ведь тогда только учились микшировать и продюсировать. Если сравнивать с характерным для восьмидесятых напыщенным поп-звучанием в "The Jewel" определенно наличествует вкус, и уж в любом случае это - не мэйнстрим! "The Jewel" повествует о наших усилиях и стремлении сделать карьеру и добиться хоть какого-то успеха в музыке.

- Питер, твой подход к басу отличается практически постоянным солированием. Кто оказал на тебя основное влияние и чьи работы тебе нравятся больше всего?

П.: Так я ведь раньше был гитаристом, даже лидер-гитаристом, хотя и не очень хорошим! Видать, все идет от этого. Плюс я люблю экспрессивных басистов.

- Твой бас, похоже, джайвует от начала дебютного альбома и до конца. Джаз и фьюжн как-то повлияли на твою манеру?

П.: Да, в какой-то степени. Мне нравятся такие группы, как STEELY DAN, WEATHER REPORT, THE PAT METHENY GROUP, а также Жан Люк Понти. И тремя моими любимейшими бас-гитаристами до сих пор являются Жако Пасториус из WEATHER REPORT, игравший в CAMEL Ричард Синклер и Ральф Армстронг из группы Жана Люка Понти.

- Название альбома "The Jewel" как-то связано с вашей ранней песней "Chasing The Jewel"?

К.: Тут наверняка имеется связь. (Смеется.)

П.: Песня была написана тогда, когда создавался "The Jewel", но так и не попала на тот, первый альбом, потому что у нас уже было достаточно материала. Попав на второй альбом, эта песня должна была стать хорошим звеном, концептуально связать между собой первую и вторую пластинки. Однако в конце концов мы сочли "Chasing The Jewel" недостаточно сильной для альбома песней, так что она попала на вторую сторону мини-альбома "Saved By You". И название альбома, и название песни исходят из одной и той же мысли - мечты о славе, удаче и признании как в музыкальной индустрии, так и у публики. "The Jewel" и стал этим успехом и воплощением этой мечты.

- В то время у PENDRAGON уже было собственное лицо, но в вашей музыке попрежнему можно было отыскать следы GENESIS и кое-что от PINK FLOYD. Не отдадите ли этим ансамблям должное и не расскажете ли об их роли в вашем творчестве?-

К.: Влияния различных музыкальных источников были и будут, это естественно. PENDRAGON немало слушали как GENESIS, так и FLOYD, так что, на мой взгляд, это было неизбежно. Возможно, как раз эти ансамбли и привели нас к этой области музыки.

П.: Для меня GENESIS и PINK FLOYD входят в число пяти лучших групп всех времен - наряду с CAMEL, STEELY DAN и PAT METHENY GROUP. Особенно GENESIS. Когда я ставлю один из классических альбомов GENESIS, я ощущаю всю ту же прекрасную магию - они поразительны и находятся вне временного контекста. Трудно поверить в то, что, создавая эту чудесную музыку, они были весьма молоды. На мой взгляд, превзойти "A Trick Of The Tail", "Selling England" и "Foxtrot" невозможно. Что касается PINK FLOYD, то они создают поразительную атмосферу, а в гитаре Дэйва Гилмора кроется настоящая мощь. "Shine On You Crazy Diamond" - это просто классика, а успех "Dark Side Of The Moon" говорит сам за себя. Так что, да - эти две великие команды оказали на нас влияние, так же как CAMEL и прочие. И в то же время у нас есть свое лицо, собственное звучание и стиль.

- Почему почти весь материал PENDRAGON приписывается исключительно Нику Барретту? Ведь совершенно ясно, что он не может стоять за каждым соло...

К.: Нет, но он основной сочинитель песен. Наша задача как музыкантов - улучшать и развивать то, что написано Ником.

П.: Ник - наш единственный автор, по крайней мере, со времени альбома "The World", когда я написал половину "The Last Waltz". Действительно, некоторые свои соло Клайв сочиняет самостоятельно, но если они представляют собой четкие мелодические линии, то их наверняка написал Ник. Таким образом, Ник написал где-то половину всех клавищных соло.

- Вы ведь знакомы с Ником очень долго. Что его тексты значат для вас?

П.: Мне кажется, что с каждым годом тексты Ника становятся все лучше и лучше. С моей точки зрения, слова альбома "Not Of This World" - самые лучшие его стихи. Также мне нравятся тексты песен, составивших альбомы "Masquerade" и "Windows". На мой взгляд, ему отлично удается рисовать словами картины, что очень сложно сделать хорошо.

К.: Я получаю уйму удовольствия, когда точно знаю, о чем или о ком он пишет, это дает мне возможность проникнуть в тексты еще глубже. Как правило, мы пишем тексты, "работающие" на различных уровнях, и иногда, как мне кажется, я могу достичь более глубоких уровней.

- А что привнес в музыку группы Клайв Нолан?

К.: Пускай другие решают. Наверное, свое музыкальное воззрение и стиль игры на клавишных.

П.: Клайв создает очень позитивную, сфокусированную рабочую атмосферу. Он весьма искусен по технической части, по части программирования, выбора хороших звуков, плюс вносит свою лепту в аранжировки, концерты, запись и так далее. Да, Клайв отдает ансамблю множество талантов.

- Что предопределило движение коллектива в сторону поп-музыки на альбоме "KowTow"?

П.: Причин было две. Во-первых, мы пытались подписать контракт с крупной фирмой. Многим и невдомек, что "KowTow" был записан как демонстрационный альбом, оплаченный EMI Records, потому что в то время они были близки к тому, чтобы подписать с нами договор. Во-вторых, мы все еще пытались развить собственный стиль, а потому решили попробовать себя в написании более коротких, более коммерческих песен наряду с более прогрессивными длинными композициями. На "KowTow" ты можешь наблюдать широкий спектр стилей - от коротких песенок до продолжительного материала.

К.: Такова уж природа ансамбля - пытаться охватить более широкую аудиторию. Корни этого явления кроются в необходимости выживать и быть услышанными как можно большим количеством народа. "KowTow" был всего лишь одним из этапов обучения и развития PENDRAGON.

- Ник как-то сказал, что настоящим началом команды он считает альбом "The World". Вы согласны с этим?

К.: Да, на мой взгляд, именно тогда на свет появился зрелый PENDRAGON.

П.: Как мне кажется, "The World" в свое время был самым важным для нас альбомом; он впервые указал на то, что мы, возможно, наконец нашли свой по-настоящему собственный стиль. В нем были короткие песни, как на "KowTow", но в то же время присутствовало и ощущение цельности альбома, подчеркнутое художественным оформлением Саймона Уильямса. То был первая работа, сделанная нами полностью профессионально и строго индивидуально. На мой взгляд, до "The World" мы все еще находились в процессе ученичества!

- Песни, входящие в "The World", помечены адресами и датами. Почему?

К.: Потому что Ник выстроил их на конкретных мыслях и переживаниях, которые он испытывал во время своих путешествий по миру.

П.: Нику хотелось увековечить тот момент и атмосферу, в которые он впервые набросал эти песни. Они были написаны в разных странах в разное время, и ему хотелось передать ощущение атмосферы и истории, стоявших за каждой из песен.

- В начале текста песни "Shane" присутствует диалог. Почему же его нет в собственно песне?

К.: (смеясь) Понятия не имею.

П.: Он был придуман в последнюю минуту в качестве дополнения к песне. Это ироничный отрывок разговора двух астронавтов, смотрящих из космоса на наш мир. Диалог позволяет взглянуть на песню со стороны. Песня же проистекает из ссоры Ника с его братом, желания помириться и важности умения смотреть на вещи со стороны. Отсюда и это короткое вступление.

- "Queen Of Hearts" состоит из трех различных песен - причем третья часть была написана раньше первых. Такое случается часто?

К.: Иногда, когда в наличии имеется хороший кусок материала, в прошлом толком не использованный. Но это происходит нечасто.

П.: Иногда, когда ты застреваешь посреди песни - в особенности длинной песни, - приходится обращаться к своим старым записям и старым идеям, чтобы попытаться объединить старую идею с новой песней. Именно так и случилось в конце "Queen Of Hearts": этот фрагмент просто оказался подходящим.

- Не могли бы вы описать персонажей, появляющихся на обложках пластинок, начиная с "The World"? Почему один из них попал в логотип Toff Records?

П.: Об этом стоит спросить Ника. Но мне они видятся вот как: мальчик на обложке "The World" символизирует собой лорда Тоффа, персонажа песни "Higher Circles" из альбома "The Jewel", повествующей об английской аристократии. Также мальчик представляет собой самого Ника, а еще - борьбу за свой жизненный путь, свое направление и дорогу открытий, каковой является жизнь в этом мире.

Девушка на обложке "Window Of Life" воплощает в себе горечь утраты, которую мы испытываем, когда умирает кто-то близкий либо наступает конец отношениям или дружбе. Опять-таки, эта девушка может символизировать бывшую в то время у Ника подругу - ее мать умерла, когда девушка была очень молода.

Двое сражающихся на обложке "Masquerade" символизируют добро и зло. Тофф - это добро, он ведет борьбу при помощи позитивной силы музыки. А человек в черном воплощает зло, разрушение и все, что губительно для добра. Вполне возможно, что это - намек на будущее, когда жена ушла от Ника к одному из его бывших друзей.

На обложке нового альбома, "Not Of This World", есть два персонажа, напоминающих Адама и Еву. Зло и разрушение явились в мир из-за их греха, из-за того, что они съели яблоко. Это - изображение доверия и невинности, с которых начинается брак, но брак может рухнуть и погибнуть под влиянием извне или в результате предательства.



страницы :: 1 :: 2



обсудить статью

© Музыкальная газета :: home page

статьи