статьи



Anathema
Is…

страницы :: 1 :: 2

.. a fragile dream,
... an inequity of fate,
... a silent enigma,
... just a moment in life,
a genial twist of the knife,
... a dying wish...


Способен ли кто сказать о музыке этого чудесного коллектива лучше, нежели они сами? Обрывки снов, осколки зеркал, лезвия чувств... когда на листе Бытия стираются границы повседневности и божественная рука художника начинает чертить неизведанно-новые, далекие, до боли незнакомые, но при этом дивно завораживающие формы... Во имя Вечности, под знаком волшебства... Иллюзии, мечты, миражи, едва заметные, неуловимые для грубых прикосновений движения человеческой души — вот материал, из которого на ваших глазах создается хрупкий и безнадежный мир, готовый погибнуть, как только замрут звуки прекрасной и... мучительной музыки. Имя этому миру — ANATHEMA. Кто хоть раз попадал в его чары, конечно, знает: иначе, чем в одиночестве, туда не войти, это как смерть, с которой встречаешься лишь один на один, однако в то же время есть и земная инкарнация неземного замысла... с которой, наверное, стоит познакомиться поближе. Понять, постичь...? Нет, не претендуя на это. Просто приблизиться...

Глава первая. Начало пути

Возвращаясь к истокам, мы оказываемся не иначе как в прославленном городе Ливерпуле. 1990 год. Три брата, Дэниэл, Винсент и Джеми Кавана, обслушавшись хэви-метала прошедшего тысячелетия, этаким семейным подрядом решают основать собственную команду. Взявшись соответственно за две гитары и бас, пригласив Дэррена Уайта на вокал и Джона Дугласа на барабаны, они называют себя PAGAN ANGEL и принимаются за дело... История умалчивает о подробностях, которые украшали сие знаменательное вступление на тропу тяжелой музыки, однако специально для любопытных охотников за раритетами сохранилась демо-лента тех времен под названием “An Illiad Of Woes”. Чем был примечателен запечатленный на ней массивный, утяжеленный, но при этом довольно-таки стандартный хэви-метал (кроме того, что стартовала будущая легенда), на данный момент, конечно, сказать сложно... наверное, только песней ”All Faith Is Lost”. Тем не менее, группой заинтересовались — пусть пока только в локальном масштабе — и, представьте себе, вскоре даже допустили к должности разогрева таких уже набравших порядочный вес коллективов, как PARADISE LOST и BOLT THROWER. Хотя нет... (сорри за форсирование событий!) до того произошло еще кое-что: сразу после выхода демки название команды было изменено на ANATHEMA — то ли потому, что некий “Языческий Ангел” уже успел пролететь над грешной землей, то ли из-за неиссякающего интереса начинающих металлеров к проблемам религиозного характера. Думаю, рассказывать о том, что означает данное понятие, особо не надо...
Вместо этого пускаемся в дебри дискографии: в рубрике “релизы” за промежуток 1991-1993 гг. оных числится аж четыре штуки, однако, присмотревшись повнимательнее, замечаешь, что хитрые англичане под видом “нового”, не уставая и не стесняясь, выпускали, по сути, одни и те же песни. Демо “All Faith Is Lost”, миньон “They Die”, ЕР “The Crestfallen”, альбом “Serenades” — это, по большому счету, один и тот же материал, просто в разных пропорциях кочующий из пластинки в пластинку. Таким образом, для того, чтобы получить более-менее толковое представление об АНАФЕМЕ периода расцвета, достаточно послушать их “Серенады”. (Прежде, чем мы пустимся в более детальное рассмотрение оных, еще три любопытных факта: во-первых, в группе появился новый басист, Дункан Паттерсон; во-вторых, они подписали четырехальбомный контракт с Peaceville Records; и, в-третьих, после своего “Удрученного” ребята поехали в турне с... не поверите — CANNIBAL CORPSE!)

Serenades

Бесспорно, один из величественнейших альбомов в истории дум-метала... Таинства Красоты, таинства Печали, таинства Смерти поочередно разворачиваются перед заДУМчивым взглядом наблюдателя. Начинаясь с тяжелого, мрачного и полного агонии гимна ушедшей любви "Lovelorn Rhapsody", саунд группы плавно трансформируется в чарующую "J\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'ai Fait Une Promesse", с акустикой и сиреноподобным голосом Рут Уилсон... затем — "They (Will Always) Die", новая волна агрессии, переливающаяся многогранностью риффов и волшебными эмбиент-симфоническими клавишами в конце. "Please ease my burden, please ease my pain"… "Sleepless", главный хит альбома, настоящая классика "анафемного" наследия... За ним -депрессивная романтика "Sleep In Sanity", "Scars Of The Old Stream"... б-р-р... как ни напрягайся, не поддаются описанию эти вещи, холодное препарирование критики бессильно супротив тонкой магии неземных звуков...
Немного странноватой, хотя и соответствующей общей атмосфере диска, пожалуй, выглядит длинная (более 23 минут) клавишная тема "Dreaming: The Romance" — на "Серенадах" она словно гость из другого измерения, причем (что кажется совсем уж удивительным!) изначально эта композиция предполагалась для тяжелого, пропитанного дэз-металлическим духом ЕР "The Crestfallen".
Красивый, мощно-величественный финал: нежная "Everwake" и эпическая, великолепнейшая "The Crestfallen"…После прослушивания альбома хочется только одного: нажать на клавишу "Repeat"…

Глава вторая. Мы — это Библия!

“Серенады” заслуженно получили теплые отзывы в прессе, стартовали сразу в нескольких чартах, а сама группа, прекрасным дебютным рывком взлетевшая на вершину тогдашнего английского метал-Олимпа, отправилась в большой тур с AT THE GATES и MY DYING BRIDE. Едва успев вернуться, ребята снова заспешили в студию... Результатом сего благородного порыва стала семидюймовка “We Are The Bible", включившая в себя две песни, ”Nailed To The Cross/666” и “Eternal Rise Of The Sun”. (Вас, наверное, несколько смутило название первой: несмотря на свое полубласфемическое имя, АНАФЕМА до сих пор сильно на рожон не лезли и острых углов по возможности избегали... неужели же сейчас??? С такими успехами можно и с MTV вылететь... Однако, читая текст, успокаиваешься:

“ Ваши души прибиты к кресту;
Кровь все еще вытекает из ран —
Однако со временем они заживут
Оставив только шрамы воспоминаний”.


Вот и все. Некоторых, правда, немного возмущали массовые скандирования “666!”, “666!” во время концертов, но это уже так, мелочи.)
Что еще примечательно в отношении данного сингла, так это, во-первых, лимитированность издания оного (1000 пурпурных дисков) и, во-вторых, почти-невозможность его приобретения простыми смертными: “We Are The Bible” распространялся исключительно среди членов “Peaceville Collectors Club” и — в минимальных количествах — через официальный фан-клуб ANATHEMA. Так что если вам не довелось принимать участия ни в первом, ни во втором — сорри! Единственное утешение — только то, что “Nailed To The Cross/666” в качестве бонуса вошел и в последующий релиз группы, мини-альбом 1995 года “Pentecost III”.
Что тут сказать... При всей своей оригинальности, кого-то он, безусловно, насторожил: ANATHEMA явно собирались удариться в экспериментаторство (а это, как показывает практика, не всегда хорошо заканчивается!), и их фирменный массированно-мрачно-агрессивный саунд заметно разбавила гитарная психоделичность, какая-то не совсем понятная, сумбурная атмосферика... М-да... Осталось, пожалуй, только дождаться разрекламированного полноформатника “Rise Pantheon Dreams” и посмотреть, во что это все выльется дальше.
Однако дождаться не могли довольно долго, альбом этот выходить не спешил: во время работы над оным внезапно (ну, то есть, после пяти лет совместного музицирования) оказалось, что вокалист не умеет петь! Во всяком случае, басист группы Дункан в своем официальном объяснении изгнания Дэррена выдвинул именно эту причину. Ладно... с того самого момента вокалировать стал гитарист Винсент, а Дэррен между делом основал собственную группу, получившую название BLOOD DIVINE. (Лица в которой были все знакомые: братья Райаны, Пол и Бен, Пол Аллендер... не иначе как знаменитые “крэйдловские” вампиры!)
Затем долгожданный альбом все-таки появился, пускай и годом позже. “The Silent Enigma”, “молчаливая тайна”, стала новой вехой на пути развития группы. Перед тем, как в нее погрузиться, еще несколько цитат.
Дэнни Кавана: “Прежде, чем я скажу, что произошло с нашим бывшим вокалистом, замечу, что это был очень правильный ход. Он ни в коем случае не ошибка... это даже, можно сказать, было единственным условием продолжения нормального существования группы — если б не уход Дэррена, мы б, наверное, просто-напросто развалились. Сейчас намного лучше...
То, что переживала ANATHEMA в последнее время, было одним огромным противостоянием, противоборством взглядов относительно лирики, относительно вокала, относительно всего остального... Дэррен воспринимал группу совершенно отлично от всех остальных, относился к своему делу не так, как надо, и дальше так продолжаться не могло — срочно надо было что-то менять. Мы дали Дэррену десять дней на то, чтобы записать войс для нескольких песен нового альбома, но когда послушали результат его усилий... это было просто ужасно! Поэтому пришлось его выгонять...
Добавить к вышесказанному могу только одно: Винсент замечательно поет, его голос — это как раз то, что нам надо. Он даже умеет петь по нотам! Да и в плане лирики тоже... на новых альбомах не будет всяких “mountains”, “valleys” и “gods” — все станет гораздо реалистичнее”.

The Silent EnigmaРезультаты внутригруппных перемен, естественно, стали самой актуальной темой для обсуждения: что-то будет дальше? И как Винсент “потянет” новую роль?
Особых обломов не произошло... впрочем, как ни странно, и сюрпризов тоже: несмотря на действительно неплохие вокальные данные, проявить себя в полной мере Винсент так и не сумел, поскольку большая часть песен оказалась все-таки записана Уайтом, а лишних денег на студийное время ни у кого не было. Так что, дабы не нарушать целостности альбома, пришлось как-то подстраиваться.
Музыка же, как то и предполагалось, претерпела ряд существенных изменений: погружаясь в “загадочные” глубины, сейчас четко понимаешь: это и был поворот... Большинство критиков, несмотря на традиционно высокие баллы, не без сарказма окрестили новое творение ANATHEMA “помесью BLACK SABBATH и PINK FLOYD с ласковой Ребеккой Уилсон на бэк-вокале”. В общем говоря, так оно и получилось, однако... Однако запихивать талантливейший релиз в грубые полуплагиаторские рамки значит обломать крылышки зарождающемуся божеству... Очень красивый альбом, полный таинственности и восхитительно-сумрачных пейзажей, подобно путешествию по ту сторону Леты, сквозь поля, покрытые белыми асфоделями...
Что из песен отметить особенно? Наверное, мечтательные “Shroud Of Frost”, “The Silent Enigma", сказочную “A Dying Wish”... а, в принципе, и все девять!

Глава третья. Вечность. Eternity

Время, казалось, ускорило свой ход, события и обстановка сменялись с яркостью калейдоскопа: турне, интервью, презентации, сьемки, концерты, концерты, концерты. Пик творческой активности обновленной ANATHEMA. Едва успев расквитаться со всеми обязанностями по рекламе “Загадки”, группа снова зависает в студии. Записывается песня “Read Between The Lies” для “слэйеровского” трибьюта, готовится к старту новый материал...
“Это чистой воды шок!” — услышав очередной “анафемный” полноформатник, скажут немного позже озадаченные фэны. Нет, не потому, что плохо, — потому, что... снова гениально! Но по-своему... Проще, конечно, было бы думать, что “Eternity” записала какая-то другая группа (PINK FLOYD, например!): мы бы вознесли их до небес, мы бы засыпали их путь прозрачными ненюфарами, мы бы... да за такой релиз записали бы их в самые почетные ряды героев арт-рока, оставив группе под названием ANATHEMA более привычные doom-метал-лавры! Вот что думалось после выхода “Вечности”... Однако делать нечего, оставалось только переварить новость: ANATHEMA теперь ТАКАЯ, хотите вы того или нет.
Снова Дэнни: “Это небольшая трансформация, естественный прогресс команды. Хорошая музыка. Настоящая”.
”Каждая нормальная группа стремится к тому, чтобы не останавливаться в своем развитии, постоянно искать что-то новое, неизведанное, неиспробованное. Не все, конечно, делают это так радикально и неожиданно, как мы, но... Я очень доволен новым альбомом. Это точно самое что ни на есть лучшее в нашей дискографии — высоты, которые раньше казались недоступными...”
“Я не считаю, что мы стали более “легкими” или менее “металлическими”, просто больший акцент теперь делается на мелодию.”
Эклектика самых тяжелых эмоций, чувство трагедии, нагнетаемое каждой нотой, каждым вздохом клавиш, каждым стоном гитары... Концептуальный, тщательно продуманный, до боли выверенный альбом — как разобранная по кусочкам душа, как складывающийся из расколотых льдинок шедевр по имени “Вечность”. Альбом-антология депрессии, альбом не для любого состояния, альбом под настроение... Гибкий голос Винсента оказался идеален в своей способности передавать тончайшие, самые невесомые оттенки... (Инструментал, “Sentient”, правда, тоже выше всяких похвал!). Удачно подобранные сэмплы, обилие спецэффектов, великолепная реализация довершили дело... альбом получился на все сто...

Глава четвертая. Альтернативы?После неоднозначного успеха "Eternity" становилось даже страшновато: куда пойдет группа? Какой путь выберет? “Анафемовцы” в ответ только интриговали: “Этого мы сами не знаем. Как подскажет сердце, как получится. Мы не властны над музыкой: она рождается сама, сама выбирает, куда ей двигаться. Возможно, наш следующий альбом станет возвращением к экстремальным корням, возможно, нет... здесь сложно зарекаться”.
Одной из первых новостей от ANATHEMA стало известие об уходе Джона Дугласа. Он покинул группу по собственному желанию, объяснив это своим несоответствием требованиям команды. А может, просто устал... Новым барабанщиком явился Шон Стилз из группы SOLSTICE, и уже с его участием началась усиленная работа над новым альбомом. Слухи ходили самые разнообразные, достоверностью, прямо скажем, не радуя. Где-то ближе к середине 1997 года стало известно, что следующий лонгплей намерен именоваться “Wounded”.



страницы :: 1 :: 2



обсудить статью

© Музыкальная газета :: home page

статьи