статьи



Новае Неба
Кася Камоцкая, белая и пушистая


Для крайне немногочисленной рок-н-ролльной диаспоры орденоносного Гомеля давно уже хорошим тоном стало совершенно справедливо злобно брызгать слюной по поводу того, что город-де пичкают попсой какие-то люди. В то время как где-то, по всей видимости, идет нормальная жизнь, звучит хорошая музыка и публика умеет отличать дешевенькую коммерческую лажу от настоящего качественного продукта (имеется в виду не только музыка).

На фоне всеобщего вялотекущего благоденствия, характерного для орденоносного Гомеля, внезапно состоявшееся выступление НОВАГА НЕБА и ULIS многих просто убило. А остальных сильно покалечило. В лучшем смысле.

Гомельскому объединению белорусских студентов, организовавшему приезд минчан, нужно не забыть памятник воздвигнуть (нерукотворный). Тем более что вход был ваще бесплатный. Открыло вечер НОВАЕ НЕБА. Камоцкая вышла на сцену с бутылкой минеральной воды и спела своих "Цэпелiнау". После этого она могла делать что угодно. Мне уже все вокруг нравилось. Способность оценивать происходящее объективно и критически мне этой песней отшибло напрочь.

Попросив убрать со сцены лишний свет игривых разноцветных фонариков и оставив один прожектор, Кася выдала набор песенок, каждая из которых (ну, или почти каждая) могла бы стать всенародным шлягером. Если бы не элитарность. Не очень-то сильный, честный вокал Каси в сочетании с эдаким тяжеленьким, плотным аккомпанементом унесли мою крышу куда-то... туда... В зале действия НН были восприняты с чувством глубокого удовлетворения, переходящего в "вольныя танцы" под сценой.

Белорусский язык, на котором поет Камоцкая, скажем так, несколько отличается от того, что мы столь мучительно и со скандалом изучали в школе. Учитывая то, что автор может быть безболезненно обвинен в чем угодно, кроме чрезмерной любви к белорусскому языку, симпатия к белорусскоязычной группе выглядит довольно странно. Да? Так, может, не в языке дело?

После того, как НН отпело свое (в этот день), мы отправились брать интервью у госпожи Камоцкой. А потому выступление ULIS вынуждены были пропустить, о чем дико сожалеем и за что приносим свое sorry многочисленным сторонникам этой легендарной группы.

...Кася важно сидела за облезлым конторским столом и на предложения пересесть в кресло гордо заявляла: "Я сення за сталом прымаю!". В дальнейшем на вопросы Кася отвечала по-белорусски, а потому у меня проблема - воспроизводить все это в переводе или на языке оригинала? (От перевода речь Каси мно-о-ого теряет. Попробуйте, например, перевести слово "задзяубло".)

Ладно, выкрутимся.

Вообще Кася Камоцкая - человек страшно обаятельный, постоянно смеющийся и не тронутый звездной "зажратостью". Вот.

- Впечатления от концерта?

- Мы первый раз в Гомеле, и потому это очень ответственно. Ваш город славится несколько иными музыкальными традициями - более тяжелой музыкой, скажем так... Почему-то если у нас в Минске выступает какая-то металлическая группа, так обязательно из Гомеля. Поэтому было интересно, как примут нашу музыку.

- Кася, а все же можно объяснить, какими судьбами вы в Гомеле? У нас тут такое... как бы болото...

- Поэтому и нужно это болото как-то "узрушваць"! В Минске, конечно, играть классно. Там публика более подготовленная. Но очень обидно, если выясняется, что Беларусь для многих групп ограничивается Минском. Хочется жить в нормальной стране, потому стараемся играть как можно больше и повсеместно.

- В некоторых городах ваше направление встречают так себе...

- Да, потому я и говорю, что очень волновалась за Гомель - не "нашего" направления город. Но, знаешь, все равно получается так, что в Гомеле играть значительно проще, чем, например в Гродно. Хотя считается, что Гродно - такой продвинутый город и так далее. Но там такое руководство сидит... что порой получаются какие-то удивительные вещи...

- В этом смысле никогда не было жалко людей, живущих в провинции?

- Не знаю, как и сказать... Ну, во-первых, каждый сам выбирает - если есть возможность выбора. А во-вторых... не знаю, как в Беларуси, но в других странах такого выраженного деления на столицу и периферию нет. На Украине тот же Львов - куда более крупный культурный центр, чем Киев. Это в Беларуси, к сожалению, такое сильное деление... Хотя Гомель - большой город, столько учебных заведений, студентов. Казалось бы, чем заниматься?..

Дело еще в недостатке информации. А коль уж не так много информации, то стоит использовать любые средства, чтобы сообщать людям, что есть что-то еще, кроме там... планерок сельскохозяйственных.

- Кася, а нет ли у тебя, таким образом, претензий к белорусскому народу?

- Про то и говорю. Конечно, претензиями это назвать невозможно - это мой народ. Но иногда я... недовольна "кепcкасцю" поведения, так скажем.

- Например? Что хотелось бы изменить?

- Ну, хотя бы самоуважение. Самое первое. Отсюда возьмется и все остальное. Я не говорю, что нет там национального самосознания, это такие общие слова... А вот самоуважения вообще. То есть в какое положение ты его поставишь, так оно и стоит... Прямо камасутра какая-то получилась!..

- Если вернуться к музыке, ты можешь сформулировать твое понятие рок-н-ролла?

- На мой взгляд, это не зависит ни от риффа, ни от голоса. Рок-н-ролл - это внутренняя свобода и - все-таки я настаиваю - социальность текстов. Когда группа начинает сьпяваць пра кветачкi, она автоматически переходит в какой-то другой разряд, как бы "тяжело" ни играла. Или должны присутствовать стеб, сатира... В любом случае это музыка протеста.

- А точка зрения о том, что музыка - только один из атрибутов рок-н-ролла?..

- Да, безусловно. В общем, это такая зараза, что когда ты включаешься, то уже не можешь иначе. На эстраде человек может выходить на сцену и стебаться: "А-а, придурки сидят. Я им спою песню. Они ж мне за это платят...". В рок-н-ролле это невозможно. Тут человек какой в жизни, такой и на сцене. Иначе - автоматически куда-то в другую музыку.

- Кася, можешь прокомментировать такой феномен... Иногда кажется, что чем дешевле, тупее, тем больше нравится людям...

(С заботой). Да ты не волнуйся, не волнуйся ты так. Это же везде народ любит что подешевле. Это не только наш народ. Французы за копейку удушатся...

- Да нет, я имею в виду музыку. Такое впечатление, что чем более идиотская песня, тем большему количеству людей она нравится. Тот же Филя - боже, какая лажа! И такая популярность. Чем объясняется?

- Объясняется телевизионным зомбированием. Если людей зомбировать на другие вещи - Брамса там ставить, - так и Брамса полюбят.

- Многие считают, что прошедшая "Рок-коронация" была построена под отдельные группы...

- Я считаю, что кто платит, тот и заказывает музыку. Понимаешь, не нравится такой фестиваль - сделайте другой. Любое награждение весьма относительно насчет объективности. Если судить, например, по продажам кассет, то мы опять же вернемся к тому, что надо все рок-короны Филе отдать.

- Как ты относишься к нынешнему рок-королю - НЕЙРО ДЮБЕЛЬ?

- Замечательно. Кстати, когда они мне подарили свой компакт, я открыла их для себя заново. На концертах совсем другие впечатления - там больше смотришь на этот экшн (action, если так больше нравится. - А.Н.), а ведь у них очень глубокие, серьезные тексты. То есть, ха-ха, мне жаль, что Куллинкович катается по сцене... и это мешает слушать!

- Что тебя вдохновляет? Как это... поднимать народ?

- Да не поднимается этот народ, ха-ха! Как сказать... "Задзяубло" все, что творится вокруг! Не приставать же к людям на улицах... Как-то иначе свои эмоции выказывать. Вот и пою такие злые песни. Хотя на самом деле я белая и пушистая. В жизни я весьма веселый человек, совсем безалаберный.

- Твоя музыкальная деятельность не мешает налаживанию личной жизни?

- Ха-ха! Личная жизнь мешает всему! Нет, конечно, можно было бы выйти замуж за какого-нибудь принца... Тогда, может я и подумала бы на счет рок-деятельности.

- ...Если личная жизнь мешает рок-деятельности, ну нафиг такая личная жизнь...

- Ага, да! ...У меня дочь, ей уже 13 лет, так что особенно не мешает.

- Дочь слушает твои песни?

- Нет, слушает совсем другую музыку, какой-то там рэп... Да, конечно, она как бы по долгу службы песни знает, но не могу сказать, что она ими увлекается.

- А ты что слушаешь?

- А я вообще ничего не слушаю. И никогда... нет, слушала в подростковом возрасте, западала на какую-нибудь группу или песню, по сто раз подряд ее прослушивала. А теперь... У меня такое мнение, что лучше музыку не слушать, потому что автоматически начинаешь списывать, даже не замечая этого. Я, например, могу по программам знакомых групп, по их песням сказать, что они сейчас слушают, какая у них любимая группа. Они этого не хотят, но так есть.

- Насколько желательно для рокера музыкальное образование?

- (Паясничая). У нас только Леша (Павлович. - А.Н.) имеет музыкальное образование. Но это никак не повлияло на сегодняшний концерт. Какую ноту ты пропустил, Леша?..

В общем, я считаю, что это необязательно. Конечно, хорошо, если родители мучили, куда-то водили, но... Вот с нами играет виолончелистка Юлия Глушицкая уже 9 лет, с тех пор, как создан НН. Она с четырех лет училась играть на виолончели, окончила школу для одаренных людей, колледж, аспирантуру... И потребовалось 7 лет, чтобы на сцене с НН она все это забыла! Она в ужас приходит: "Что у тебя с гармонией?! Как можно так разрешить гармонию!?" - И начинается... Она знает, а я не знаю, как разрешить.

- Так кто на кого влияет все-таки?

- Ха! Ну... на меня сложно повлиять. Я ж все равно не знаю, как "разрешить гармонию".

- Что бы ты пела, живи не в Беларуси?

- Не знаю, пела бы я такие песни... Думаю, музыка не была бы такой жесткой. Я не тот человек, что мне нужно орать. Я "закричала"-то буквально на последнем альбоме оттого, что все не кончается и не кончается... эта радость... Кстати, вот "Музыкальной газете" давала интервью - было же Кобэйну за что душе болеть! Нашлись бы проблемы.

Знаешь, я приехала недавно из Польши, там есть такая группе - PERFECT. Казалось бы, такая "заетая" Польша, где рок-н-ролл доживает последние эти самые... А эта группа, которая образовалась в начале 80-х... Я послушала их тексты - Боже мой! Как актуально!

- Вы участвуете в митингах каких-нибудь?

- Конечно, мы ходим, как же! Очень весело, такие тусовки!

- А что-нибудь из последнего? Субботник, например...

- Не-е-е... субботник мы не любим.

- "Не хочешь работать...".

- Ха-ха! Да, "...иди в рок-н-ролл"! Климов, зараза, все написал, что я там трендела. Правда, предлагал, чтобы я вычитала перед публикацией. Я говорю: не-ет, это ты потом за все ответишь.

Дело в том, что митинги у нас теперь такие скучные... (с неподдельной грустью. - А.Н.) Не бьются, не забирают... У нас митинги теперь около оперного театра проходят. Поблизости есть замечательная пивнуха. И после каждого митинга эта пивнуха напоминает мюнхенские пивные - собираются махровые такие националисты, песни горланят... Такое впечатление, что находишься в нормальном фашистском государстве. Страшно становится.

- На БТ есть передача "Белорусский хит-парад". Объясни, каким образом там среди всяких посовых песенок периодически ни с того, ни с сего появляется клип рокерский, в том числе и твои "Цэпелiны"?

- Дело в том, что Анатолий Вечер, который эту передачу делает, получает разнарядку, кого обязательно нужно поставить. А тот, кто там "ни с того, ни с сего" появляется, - того Анатолий ставит сам, в вырванное, подкарауленное время. И потом ему еще за это вставляют. Чтоб не партизанил. Просто хорошие люди там, которые болеют за белорусский рок-н--ролл. После уже идут вызывания на ковер, прочистка мозгов и прочее.

- Ну, "Цэпелiнау"-то они долго крутили... Классная вещь!

- Спасибо. Странно, клип всем нравится, но никак не отмечен. Очень обидно...

- Вроде бы Климову было сказано что-то насчет того, что если бы клип получил рок-корону, то, значит, что-то было сделано в нем не так?..

- Я сказала... А все равно ж обидно!

- Как тебе наш город?

- Я была раньше в Гомеле, еще во время учебы в университете. Очень красивый город, очень зеленый. Удивило, что у вас деревья - сплошь каштаны. Так интересно!

- А у нас их посадили как самые плодоносящие.

- (С сомнением). Думаешь, из-за этого?

- Да. Урожай собирают каждый год. По сорок центнеров с гектара...

- (С интересом). И что? И что потом? Жарят?

- Так никто ж не знает!

- (Задумчиво). В колбасу добавляют, видимо...

- ...Кася! Какой ужас. Каштаны нельзя добавлять в колбасу! Они колючие! О боже... Ладно, мы отвлеклись. Напоследок: шоу-бизнес в Беларуси - такое понятие существует? И как ты его оцениваешь?

- На этот вопрос я могу ответить: а бизнес в Беларуси существует? И как ты его оцениваешь?



обсудить статью

© Музыкальная газета :: home page

статьи