статьи



Z'Ev
Акустический феномен

страницы :: 1 :: 2 :: 3

"МГ": Можно ли утверждать, что каждый ваш альбом имеет в своей основе какую-то идею, концепцию? Как и под воздействием чего они формируются? Мне кажется, что ваша музыка более импровизационна, чем хорошо продумана. Можете ли вы, в самом деле, культивировать какую либо идею на протяжении долгого времени?

Z\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'EV: Конечно, за каждым определенным отрезком музыки стоит некая идея, в противном случае, зачем бы я делал все это? Идеи приходят откуда угодно: это вещи, которые я наблюдаю или слышу или чувствую или о которых читаю, это все окружающее меня, все что, где, кто, когда и почему.

Существует две разновидности музыки, которую я делаю. Одна из них это инструментальная, которая характеризуется очень скрупулезным подходом к инструментам, на которых я играю. Существует процесс обучения воспроизведению такой музыки, процесс поиска необходимых компонентов, их взаимного соответствия. В этот момент, на концерте, музыка становится импровизационной, но с очень строгими ограничениями по отношению к импровизации, обусловленными особенностями инструментов и свойствами помещения, тем как ведет себя пространство по отношению к музыке. Это всегда сопряжено с процессом поиска и открытия, который имеет место на каждом концерте. Я знаю, как сделать то, что задумал, я не всегда знаю, что же все-таки я буду для этого делать, то есть, будет ли это проистекать медленно или быстро, в каком порядке я буду использовать инструменты и так далее.

Что касается долгосрочных проектов, над своей книгой "Ear Drumming" я работаю уже год.

Другая разновидность моей музыки - это та, где я использую миди с голосовым модулем, в котором имеются ударные звуки, а так же другие виды звуков, медь, струнные, духовые и так далее. К ним я добавляю вырезки из кассет, которые я нахожу в магазинах подержанных вещей. Я хожу в места, где продаются старые автоответчики, вынимаю из них кассеты в надежде, что на них окажутся какие-то фразы, которые я смог бы использовать в сочетании с другими словами или фразами, которые в свою очередь могут найтись на каких-нибудь других кассетах...Однажды я занимался такого рода проектом, который был "заказан" мне Джоном Зорном в 1993 году. Музыка была написана на протяжении 1992 года и для того, чтобы подобрать слова для нее мне понадобилось 6 месяцев. Однако Джон не занимался выпуском этого проекта до 1996 года. В 1995-м я продолжил эту серию, и к 1997 году получился что-то вроде volume 2. Так что и по отношению к музыке можно сказать, что я могу осуществлять длительные проекты. Soleilmoon выпустит эту вторую часть скоро (альбом "Face the Wound" планируется к выходу в сентябре. Прим. автора).

Знакомы ли вы в достаточной мере с музыкой THE RESIDENTS? Согласитесь ли вы со мной, если я скажу, что это одна из самых замечательных групп в США? Каково ваше мнение об их "безликом" существовании?

Не полностью, но я знаком с их музыкой. Хотя я и не владел ни одной из их пластинок, но они достигли такого статуса, что их музыка известна многим и распространена широко. Я довольно много видел их на клубной сцене на протяжении 80-х, кроме того, я знал их лично.

Я соглашусь даже с тем, что они одни из самых замечательных во всем мире. Особенно если учесть то время, в котором они работали и в котором они умудрялись делать то, что никто больше не делал, то они были очень и очень выдающимися.

Что касается их имиджа, то я считаю, что это было в самом деле здорово. Они умудрились создать истинно таинственный ореол вокруг себя.

Вы говорите, что знали их лично, или я неправильно вас понял? Я всегда считал их абсолютной тайной для аудитории, хотя и не очень-то понимал, как можно скрывать свои имена и лица от всех и так долго. Честно говоря, я никогда и не пытался выяснить, кто они есть на самом деле, поскольку считал, что это абсолютно невозможно. А тут появляется человек, и говорит, что знал их лично! Не могли бы вы рассказать о них все, что знаете, не исключено, что ваши слова могут прозвучать сенсационно.

Хоумер, я, к сожалению, не помню его фамилии, это вокалист. Харди, здесь я тоже забыл фамилию, главный по части внешних эффектов, дизайнер. Оба пишут музыку. Они очень приветливые люди, искренние и на самом деле абсолютно нормальны. Могу сказать еще, что оба они выходцы со Среднего Запада, хотя я не знаю в точности из какого штата. По-моему Хоумер родился в Оклахоме, или в Канзасе, точно не могу вспомнить.

Не знаю, что еще я могу добавить по этому поводу. Я не видел их с 1988 года, и не имею ни малейшего представления о том, что они есть сейчас. Свою анонимность они поддерживали отсутствием выступлений вплоть до их первого европейского турне в 1983 году. Они были основателями одного из самых самых первых инди-лейблов, и поэтому могли контролировать распространение информации о себе. Их компания называлась Cryptic Corporation, что означает "загадочная, таинственная корпорация". Они никогда не давали интервью, никогда их изображения не появлялись в печати, так что никто никогда не видел их. Даже если их музыка иногда оставляла желать лучшего, это не имело значения. Своим примером они доказали, что в мире рок-музыки можно быть известным и добиться успеха не будучи подверженным культу личности, который поверг очень многих музыкантов.

12. А каковы тогда составляющие имиджа музыканта, по-вашему? Имеет ли это значение, если музыкант известен как личность? Пример THE RESIDENTS говорит, что это абсолютно несущественно, кроме того, существует много других проектов, групп, музыкантов с подобной системой имиджа. Такие как:zoviet*france:, MUSLIMGAUZE, они не скрывают свои имена и лица, но вы никогда не найдете этого на обложках их пластинок.

Я думаю, что между RESIDENTS и, скажем,:zoviet*france: (я лишь поверхностно знаком с их музыкой, а MUSLIMGAUZE я знаю только понаслышке) существует очень большая разница. RESIDENTS нагнетали то напряжение, возникавшее у слушателя, для которого эта группа была одновременно и хорошо знакома и абсолютно неизвестна. Они заставили свой безликий имидж работать на себя и вызвали значительный интерес к своим работам. Кроме того, и музыка их была хороша, она отвечала ожиданиям публики и помогала им быть теми, кем они были.

Знание личности артиста имеет большое значение в коммерческой сфере. Но если кто-то работает в малорентабельных зонах, в рамках экспериментальной музыки, тогда это совсем не важно. Тогда этот музыкант должен принять как есть тот факт, что музыка сама за себя все говорит и на нее не влияют черты личности музыканта. Это естественно, что люди интересуются тем, что стоит за музыкой, и я думаю, что при случае ты задавал бы мне вопросы такого рода. Поправь меня, если это не так. Так что это нормально, и я бы мог приложить к этому соответствующую историю: когда RESIDENTS осуществляли свой первый европейский тур в 1982 году, после одного концерта в Цюрихе, я устроил для Хоумера интервью с одной журналисткой. Для нее это было настоящей удачей, поскольку RESIDENTS не давали никаких интервью вообще из-за всей этой анонимности. Слушать ответы Хоумера было очень странно, поскольку он все время говорил о RESIDENTS, и в то же время он ни в какой мере не признавал, что является членом этой группы, хотя на самом деле было именно так. На самом деле я никогда не говорил с ним об этом, но мне казалось, что у него были моменты, если так можно выразиться, идентификационного кризиса, который породил, в конечном счете, компромисс между необходимостью создания музыки и очевидностью ее узнавания.

Каково ваше отношение к музыкальным или каким-либо другим, имеющим отношение к искусству, организациям, созданным по "национальному признаку"? Например, лейбл Джона Зорна Tzadik. Полагаете ли вы возможным для себя вступить в подобное формирование, организацию или движение лишь только потому, что вы имеете соответствующую национальность?

Цитируя Гручо Маркса: "Я не вступлю в тот клуб, который будет считать меня своим членом"...(Гручо Маркс - один из Братьев Маркс, пионеров звукового кино, известных в 20-х годах благодаря ряду блистательных комедийных лент. Прим. автора). Должен сказать, что я никогда не попадал в подобные ситуации. У меня был разговор с Джоном Зорном о моем проекте для одного подразделения Tzadik, который был основан на еврейской музыке. И когда он осуществился, у меня в мозгу созрел еще один похожий проект. Он базировался на каббалистическом переводе "Песни Песней", приписываемой Соломону, и который я сделал около 1984 года. Я задумал положить эту поэзию на музыку и работать над этим проектом с одной моей старой подругой Барбарой Барг, поэтессой, композитором, певицей и перкуссионисткой, одной из основательниц нью-йоркской группы HOMER EROTIC. Мы очень хотели работать вместе, казалось, что проект этот очень хорош и Зорн был очень заинтересован в нем, хотя и думал, что ничего общего с иудаизмом он не имеет. Но я буду заниматься какими-то проектами только до тех пор, пока я не стану поддерживать фашистскую организацию, здесь я подвожу черту, здесь мне уже наплевать на то содержание, которое имеет этот проект. Буду более ясным: я считаю Израильское государство фашистским, но то обстоятельство, что Зорн имеет еврейские корни не имеет ровно никакого значения.

"МГ": Расскажите, пожалуйста, о вашей активности вне музыки. Существует множество упоминаний о ваших занятиях другими видами искусства, в частности поэзией, а также мультимедийными комбинациями форм искусства.

Z\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'EV: Помимо музыки я занимался визуальными проектами, а также писательством в жанрах нон-фикшн, фикшн и поэзией. Последние несколько лет я главным образом уделял внимание нехудожественной литературе. Моя книга под названием "Rhythmajik" вышла в 1992 году в издательстве Temple Press в Брайтоне. Она имела подзаголовок "Практическое использование ритма, звука и числа" и охватывала довольно широкую тематику. В прошлом году я работал над книгой под названием "Ear Drumming", с подзаголовком "Мантическое и анимистическое музицирование с использованием метафор, мифов, метафонии и экстатического состояния". Понятие "метафон" я выдумал для определения звуков, способных изменить признаки чьего-либо сознания. Я не собираюсь искать для книги обычного издателя, но попробую дистрибьютировать ее через интернет, используя сетевые ресурсы. Так все интересующиеся смогут "выкачать" первые две части бесплатно, если интерес не пропадает, то они смогут заплатить и получить всю книгу на одном или двух CD-R.

"МГ": Не возникало ли у вас желания изменить направление в музыке, попробовать поэкспериментировать в каком-то другом русле, электроника, компьютеры, сэмплеры...? Не кажется ли вам очевидным то факт, что рано или поздно вам придется повторять себя?

Z\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'EV: Вообще я думаю, что "Opus 3.1" и "Ghost Stories" представляют собой два довольно разных направления в музыке. А ведь существуют и "Head And Tales Volume 1" на лейбле Avaunt и вторая часть этого проекта "Face The Wound", которая выходит на Soleilmoon. Что же касается самоповторов...Пабло Кассалс был выдающимся виолончелистом (Пабло Кассалс - французско-испанский виолончелист, считавшийся наилучшим в своем поколении. Прим. автора). Кого-нибудь волнует, что он всю жизнь только и делал, что повторял себя, да еще играл музыку, написанную триста лет назад? Мне думается, что одна из самых отвратительных вещей, присущих так называемой "авангардной культуре", это то, что музыканту или кому-то еще нужно постоянно беспокоиться о том, а не повторил ли он себя.

"МГ": Что бы вы пожелали вашей русскоязычной аудитории?

Z\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'EV: Могу ли я представить себе такую? Я выступал в более чем 20 странах и публика везде примерно одинаковая. Люди приходят на мои концерты за новыми ощущениями, и я бы сказал, что я доставляю им такие ощущения, которых они по большей части никогда прежде не испытывали.

Что мне сказать русской аудитории? Спасибо! Мне было очень приятно обратиться к вам, и я надеюсь, что вам удастся извлечь что-то полезное из моих слов.

страницы :: 1 :: 2 :: 3



обсудить статью

© Музыкальная газета :: home page

статьи