статьи



Howe, Steve
Ступени Стива Хау

страницы :: 1 :: 2

Стив Хау (Steve Howe). Одни хорошо осведомлены о заслугах этого человека, другие о нем и слыхом не слыхивали. Но даже последним хорошо известно по меньшей мере одно его соло: фантастический фрагмент фламенко в "Innuendo" QUEEN. Хау - человек, кажущийся в рок-н-ролле чужим.

Стивен Джеймс Хау (Stephen James Howe) появился на свет 4 августа 1947 года в Северном Лондоне. Его судьба похожа на судьбу Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore). И один, и другой считались в начале шестидесятых гитарными вундеркиндами. Оба работали на легендарного продюсера Джо Мика (Joe Meek). Оба играли бит. Хау начал свою карьеру в группе THE SYNDICATS, которую сейчас никто бы и не припомнил, не будь в ней Стива. В 1963 году в команду входили Хау, бас-гитарист Кевин Дрисколл, вокалист Том Лэдд и барабанщик Джонни Мелтон (Kevin Driscoll, Tom Ladd & Johnny Melton). Играть эти шестнадцатилетки умели. Иначе вряд ли смогли бы без особенной артподготовки (art - в смысле искусство) завоевать неплохое местечко, став постоянной группой клуба "The Swan". Заведение не могло сравниться с "The Marquee" или "Crawdaddy", но было в меру престижным. Мелтон обожал дядюшку Чака (Chuck Berry), посему на фургончике THE SYNDICATS красовалась надпись "Общество почитателей Чака Берри" и материал ими исполнялся соответствующий: американские рок-н-роллы и ритм-н-блюз, помноженные на поп-хиты из репертуара THE BEATLES и иже с ними. Что отличало эту группу от других ей подобных, так это нехарактерные для рокера увлечения гитариста, подбивавшего приятелей сыграть то Лес Пола, то Джанго Рейнхардта (Les Paul & Django Reinhardt).

При отсутствии в THE SYNDICATS ритм-гитариста ребятам приходилось повышать виртуозность: Хау плел гитарные кружева вокруг старающегося за двоих Дрисколла, который расширил возможности своего инструмента за счет двух дополнительных струн. Занимавшаяся менеджментом квартета мать Кевина уговорила своих подопечных принять в 1964-м участие в прослушивании у Джо Мика. Новички прошли его без труда.

Подписав с ними контракт, Мик для первого сингла отобрал из репертуара группы две композиции: "Maybellene" Берри и написанную Хау и Лэнгом "True To Me". Не так уж много найдется людей, способных похвастать тем, что первая сочиненная ими песня сразу попала на пластинку. Со Стивом дело обстояло именно так. Второй сингл: на одной стороне - "Howlin\\\\\\\\\\\\\\\\\\\' For My Darling", не слишком известный блюз Уилли Диксона (Willie Dixon), на другой - собственное творение "What To Do". Последним опубликованным произведением квартета стала баллада Бена Кинга (Ben E. King) "On The Horizon". Только в 1995-м, на сборнике ранних записей Стива "Mothballs", стало возможным услышать не вышедшую по каким-то причинам сорокопятку с известной песенкой "Leave My Kitten Alone" и блюзом "Don\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Know What To Do" авторства Хау.

Конец THE SYNDICATS был неизбежен: коллектив зашел в тупик. В июне 1965 года Хау присоединяется к THE IN CROWD, бледной копии THE ROLLING STONES, которая с его приходом быстро стала культовой командой, то есть в высшую лигу не пробилась, но обзавелась немалым числом поклонников. На щит ансамбль подняли моды.

"Моды" - значит не только THE WHO: новый коллектив Стива по музыке был ближе к THE FACES, так как традиционный ритм-энд-блюз в меру разбавлялся соул. В состав THE IN CROWD, кроме нашего героя, входили ритм-гитарист Джуниор Вуд, басист Бутс Элкотт, барабанщик Кен Лоуренс и певец Кит Уэст (Junior Wood, Boots Alcott, Ken Lawrence & Keith West). К весне 1967-го они выпустили всего два сингла, на которые пришлась лишь одна песенка, написанная Уэстом, - "You\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'re On Your Own".

Границы популярной музыки к 1966 году существенно раздвинулись; гитара наконец стала не просто инструментом, а обзавелась собственным языком. В THE IN CROWD Стив Хау уже не просто аккомпанировал вокалисту, а пытался с ним конкурировать, так что практически одновременно с Блэкмором в голову Стиву пришла мысль о собственном сингле.

Ричи повезло больше - его творение таки вышло. Две инструментальные композиции же Хау - "So Bad" (она же - "Mothballs") и "You Never Can Stay In One Place" - поклонники смогли услышать только на "Mothballs". Зарисовки девятнадцатилетнего юноши и сейчас поражают своей изобретательностью. Почему сорокопятка не увидела свет? Наверное, в ее издании не было особого смысла, так как о сольной карьере Хау и не помышлял. Как ни удивительно, но на сей день дело обстоит точно так же.

Группа тогда состояла из Уэста, Хау, Вуда и барабанщика Джона Олдера (John Alder). 15 октября 1966 года они приняли участие в мероприятии по поводу открытия контркультурного журнала "IT", а в начале следующего года записали две композиции для "Blow Up" Антониони (Michelangelo Antonioni). В картину заготовки не вошли, впрочем, свежая мысль режиссера предоставила нам уникальную возможность увидеть фрагмент последнего выступления Джеффа Бека (Jeff Beck) с THE YARDBIRDS.

В 1967-м "Sgt. Pepper" и "Blonde On Blonde" стали барьером, остановившим многих. Изжила себя и идея THE IN CROWD, в марте трансмутировавших в TOMORROW.

Сейчас о TOMORROW подзабыли, а тогда... Играя в легендарном психоделическом клубе "UFO", квартет серьезно соперничал с PINK FLOYD. Поджемовав с ними, Хендрикс (Jimi Hendrix), пораженный мощными риффами фазированной гитары Стива, назвал состав своей любимой группой. Слава о коллективе пересекла Атлантику, и, дабы полюбоваться на сенсацию, в Лондон отправился сам Заппа (Frank Zappa).

Жесткий звук, заданный TOMORROW продюсером Марком Уирцем (Mark Wirtz), отличал их от прочих музыкантов, выряженных в цветастые кафтаны. Ну и песни коллектива в отличие от других не витали в наркотических фантазиях, а держались ближе к грешной земле. Первый сингл "My White Bicycle", вышедший в мае, был посвящен бунтам в Голландии. Уирц задумал проект "Teenage Opera", вылившийся в две сорокопятки, вышедших под именем Кита Уэста; за ними последовал сингл TOMORROW "Revolution" (своя песня, не битловская), вдохновленный наркотическим скандалом THE ROLLING STONES. Соавтором композиции выступил Хау.

В феврале 1968-го ансамбль разродился альбомом "Tomorrow". Кроме добившихся некоторого успеха синглов, на пластинке стоит отметить бойкую песенку "Three Jolly Little Dwarves" и ясно чью "Strawberry Fields Forever". Перед коллективом открылась дорога к вершине, но в апреле TOMORROW не стало. В середине семидесятых своей версией "Bicycle" о группе напомнили NAZARETH. В 1998-м появился диск "50 Minute Technicolor Dream" с редкими записями. И все, завтрашнего дня у TOMORROW не оказалось.

Следующее пристанище гитариста именовалось BODAST, точнее, CANTO. Под этой "вывеской" была записана песня "Come Over Stranger", после чего появился BODAST. О команде, в которой Стив провел полтора года, с мая 1968-го по декабрь 1969-го, не известно практически ничего. Коллегами Хау в течение этого времени были: гитарист Клайв "Малдун" Скиннер, ударник Бобби Кларк и поющий басист Дэйв Кертис (Clive "Maldoon" Skinner, Bobby Clarke & Dave Curtis). Кертис и Кларк были неудачниками: группа THE ROUNDABOUT, в которую их поначалу зачислили, а с приходом более искусных коллег откуда бесцеремонно выставили, через пару дней стала называться DEEP PURPLE!

Благодаря инструментальным поливам героя нашего рассказа квартет исполнял то, что именуется "прогрессивным роком", хотя в музыке ансамбля еще наблюдались следы блюзового прошлого. Несмотря на потенциал состава и весьма интересный - особенно по гитарной части - материал, записанный в 1969 году альбом увидел свет лишь в 1981-м под названием "The Early Years: Steve Howe With Bodast" (или "The Bodast Tapes"). Стив принял участие в сочинении трех композиций из десяти и самостоятельно написал "Nothing To Cry For". Не реализовав себя в BODAST, музыканты разошлись в разные стороны.

Хау на несколько месяцев занялся тем, с чего другие начинали, - сессионной деятельностью. И первым делом украсил своей игрой сингл Кертиса и Малдуна "Warn On A Ridge". Но бывают же люди, не мыслящие себя вне коллектива! Стив как раз из таких. Дело было лишь за коллективом, где он пришелся бы ко двору. И такой коллектив был, да.

В смысле YES. Британский квинтет как раз расстался с одним из основателей, Питером Бэнксом, вместе с басистом Крисом Скуайром (Peter Banks & Chris Squire) игравшим в THE SYN, которых часто путают с THE SYNDICATS. Шестиструнной мечтой практически всех команд прогрессивного толка был Боб Фрипп (Robert Fripp), назло всем не желавший распускать свой KING CRIMSON. Не уговорили его ни YES, ни GENESIS. Ни те, ни другие не прогадали. Вторым достался Стив Хакетт (Steve Hackett), первым - его тезка.

Бэнкс ушел в мае 1970-го, накануне выхода второго альбома группы, "Time And A Word", на обложке американского издания которого красовалась фотография ансамбля с Хау, не сыгравшим на пластинке ни ноты. Стив оправдал доверие новых друзей. Его мысли настолько совпали с идеями феноменального певца Джона Андерсона (Jon Anderson), что свежеиспеченный авторский дуэт практически подчинил своим творческим нуждам остальных музыкантов: Скуайра, органиста Тони Кейя и непревзойденного мастера удара Билла Бруфорда (Tony Kaye & Bill Bruford). Отныне на каждом альбоме обреталась сочиненная Джоном и Стивом развернутая многочастная пьеса.



страницы :: 1 :: 2



обсудить статью

© Музыкальная газета :: home page

статьи