статьи



Bathory
Больше, чем просто Легенда (части 1, 2)

страницы :: 1 :: 2

...Так! Но, прощаясь с римской славой,
С капитолийской высоты,
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавой !
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые -
Его призвали Всеблагие,
Как собеседника на пир... (Ф.Тютчев)


Есть группы, чью весомость и значение настолько сложно переоценить, перехвалить или переплести лаврово-терновыми венками словесных излияний, что, начиная о них разговор или статью, до смешного не хочется патетики. Ну, нет желания кричать: "Легенда! История! Легенда!" - ибо толку-то? Сколько глоток уже сорвано, сколько почестей и прижизненных (пожизненных?) трибьютов - не сосчитать, не перелезть через многотомно-многотонную глыбу памятника... Великое едва ли нуждается в толпах зевак, слюняво показывающих пальцами: оно просто ЕСТЬ. Великое. И еще (трепет) Имя. Nomen est BATHORY.
Если вам этого недостаточно, то послушайте доброго совета: закройте этот листок... сейчас же! - отложите на несколько лет... до времени, когда, переворотив сотни метал-альбомов, поймете и придете сами... Договорились?

...Только не надо думать, будто тут банально набивается цена, нет! Претензий ни на "зайчик"... Ценность этих писулек - не более одной блестки ореола - и именно поэтому хочется людей Знающих. Чтобы зерна от плевел... ну, того...

Часть первая. Now Black Stars Rise.
Странное дело! Имя собственное начинает терять своего законного владельца... Хотя изначально Элизабет Батори - это, конечно, графиня такая, полулегендарная (CRADLE OF FILTH, судя по "Cruelty...", неплохо это усвоили...) однако первое, что приходит на ум при звуках этого имени - все-таки не она, и даже не эпохальная "Countess Bathory" от VENOM, а... Quorthon. Этот человек, один, собственно, и есть BATHORY - ибо все, что привлекалось кроме, со стороны, зачастую даже никак и не называлось. (Вопрос на засыпку: кто писал барабаны на "Under The Sign Of Black Mark"? Квортон, говорит, не он... но и не помнит, КТО же все-таки... Знаменательно.) Впрочем, о самом маэстро известно тоже, прямо признаться, немного: одна-единственная, наверное, за всю историю группы фотосессия – помощник никудышный (даже сейчас, занимаясь промоцией приближающегося полноформатника, рекламированного не менее как "возвращением десятилетия", Black Mark не сумели заставить музыкантов засветиться на пленочке...), концертов, на которых их можно "пощупать" органами чувств, практически не было и нет (сегодняшние "трю энд ивэл" взяли такой подход себе на вооружение), на немногочисленных "прилюдных" интервью Квортон появлялся не иначе, как наглухо завернутый в черные одеяния, в широкополой шляпе и темно-непроницаемых очках – в общем, для легенд простора хоть отбавляй... ничего, считай, конкретного, только догадки да слухи. Ну и Музыка, конечно. Естественно! Многие уже сомневаются: а человек ли он вообще? Может, Quorthon - это название некой мистической силы или там, скажем, чего-то сродни античным героям-полубогам, принесшим огонь на сыру землю, или, вроде дьявольского прототипа библейских авраамов с исааками, породившим блэк, дэз и прочая? Слыхивали и такое... Никто не знает даже самого, казалось бы, очевидного: даже настоящего имени нашего героя. Сам он - столько-то лет! - молчит, а в масс-медиа, между тем, версии бытуют презабавнейшие. Одна из них - Pugh Rogerfeldt, вторая - Runka Snorkarka. В равной степени смешны оба, так как под первым скрывается некий рок-музыкальный швед, возрастом ныне более пятидесяти лет (Квортону пока тридцать с хвостиком), а второе - не иначе, как игра слов, в переводе обозначающая что-то вроде "Мастурбирующего придурка"... здорово, правда?
Впрочем, начиная активную деятельность в музыкальной сфере (которая, в оригинальном виде предполагала собою oi-панк группу, в которой семнадцатилетний герой нашего повествования играл на гитаре), последний называл себя не иначе как Black Spade, и, потом, после образования BATHORY в 1983-84, Ace Shoot. Только лишь позже, наткнувшись на какое-то пособие по демонологии, он сменил имя на Quorthon. С тем, собственно, и живем... Сама группа тоже, прежде чем остановиться, имела несколько названий: NOSFERATU, NATAS, MEPHISTO, ELIZABETH BATHORY, COUNTESS BATHORY (уклон очевиден, хех...), а в оригинальный состав также входили басист по имени Hanoi и драммер Vans. На полгода задержался даже вокалист (прежде, чем Квортон открыл свой талант): парня того звали "The Animal", и... и никаких других сведений о нем не имеется. Неизвестно также, куда впоследствии подевался Hanoi – в то время как с товарищем Вэнсом встретится нам еще придется, и не раз.. причем не только экстремалам-любителям. Парень этот (настоящее имя Джонас Акерлунд) неплохо подвизается на поприще клипмейкерства, в числе прочего создав такие видео-шедевры как "Turn The Page" METALLICA, "Smack My Bitch Up" PRODIGY и "Ray Of Light" Мадонны.
Возвращаясь к теме сверхзасекреченности, позднее Quorthon скажет: "Поначалу, по самым простым причинам, подобная конспирация была очень важна – однако, кажется, получилось так, что люди поняли ее неправильно. Меня просто перестали считать человеческим существом – а ведь это было совсем не то, чего я добивался! Я всегда хотел, чтобы в реальности люди принимали меня за того, кто я есть - то есть, точно за такого же чувака, как они сами. Вне группы я, наверное, очень скучный тип, - один из серых призраков с улицы. Я оживаю в полной мере только когда становлюсь частью BATHORY. На сцене и в музыке я – воплощение Зла... а вне их – просто еще один бесцветный человечек..."
Что ж... возвращаемся к кристально-черным истокам истины... После того, как группа обрела более-менее (насколько это вообще возможно в BATHORY) надежный состав, ребята принялись за усиленное музыцирование. Играть толком не умели, аппарата толком не было, и вообще, по большому счету, дураковалянием сперва занимались куда больше. Что-то, конечно, даже записывалось на магнитофон – однако о распространении демо-лент или же о "крестовых" походах на пороги ближайших лэйблов речи не шло. Все записи тех первых лет, так, наверное, и пылятся в каком-нибудь из умильно-ностальгических подвалов Квортона... исключениями стали только песни "Satan My Master", "Witchcraft" и "Die In Fire", которые, на радость фэнов, впоследствии все-таки вышли на сборниках раритетов.
И... да, в общем-то, сейчас глава коллектива сам расскажет о первой дороге в большой свет. Говорит сама История: "Лет, наверное, с пятнадцати я помогал одной из местных компаний звукозаписи тем, что прослушивал новый материал, горами заваливающий их почтовый адрес. Тогда как раз шла сильнейшая волна хэви-метала, то, что позднее назвали NWBHM... В общем, выяснив как-то, что они собираются издавать некую метал-компиляцию, составленную из творчества пяти или шести шведских команд, я, воспользовавшись служебным положением, попросил их приплести также и мою группу, которая играет ни на что не похожий, совершенно потрясающий вид хэви-метала. Согласились... И был это январь 1984 года.
Особых надежд, конечно, не было: я вообще не думал, что когда-нибудь впоследствии мы еще хоть раз покажемся в студии – настолько ужасно и грязно звучала та запись... Однако, на удивление, вышло так, что 85-90% приходящей на лэйбл почты касательно сборника (названного, кстати, "Scandinavian Metal Attack") было именно по нашу душу! Парни это тоже оценили... один из них вскоре позвонил мне домой и сказал: "Ну все, собирайтесь, ребята, вместе, пишите быстренько новые песни: за это лето вам нужно выпустить полноформатный альбом."
Услышав это, оценив свои силенки, я подумал, что продадим мы от силы (максимум!) две-три тысячи копий, и этого хватит с головой. Но вот, видите: прошло девять лет, а этот альбом по-прежнему раскупается как безумный! Этому лично я не перестаю удивляться, тем более, что вся работа над записью обошлась группе в 200 баксов! Только вообразите, две сотни! Что сейчас запишешь за такие деньги, хотелось бы знать?! По времени запись заняла тоже, прямо скажем, немного: 56 часов в демо-студии на юге Стокгольма... После этой работы все последующие записывались, надо сказать, в формате в большей или меньшей степени "присвоенного" или "выпрошенного" времени: просто не было у нас суперамбиций... уж во всяком случае до того момента (а если точнее, лета 1986), пока Important Records не попросили нас проехаться в совместный тур с CELTIC FROST и DESTRUCTION. Звучало, конечно, заманчиво! - но... одна проблема: в то время у меня просто-напросто не было нормального состава. Безумно сложно было найти подходящих людей. Дело в том, что большую часть шведской сцены того времени занимала группа EUROPE, а остальную часть – те, кто оной подражал (причем, как по музыке, так и чисто внешне). Я отчаялся искать музыкантов для BATHORY: люди приходили и, услышав несклько песен нашего альбома, в ужасе удирали: "Нет! О, нет!!!"... Ни о каком дэз-метале или блэк-метале никто ничего не слышал, традиции как таковой еще не было.(Впрочем, тот альбом, о котором идет речь, - “Bathory” 1984 года - стилистически едва ли можно отнести к дэзу или блэку, классикой которого его принято считать. Сырой забойный трэш... – прим. АС)
Сейчас, слыша том, что я так и не сумел найти подходящих музыкантов для реализации своего проекта, люди начинают думать, будто я "типа самый умный", зазнавшийся или маньячный тип, но это неправда: я ж не виноват, что родился не в каком-нибудь Сан-Франциско или, скажем, Лондоне, где всегда было легко с нормальными лабарями. Где народ не был завернут на ЕВРОПЕ..."
“Bathory”, что и говорить, вызвал чистейшей воды шок во всех закоулках андерграунда, тех, в которые он только сумел доползти: сделанный в лучших традициях VENOM, сырой, напрочь нойзовый и дистортированый, с яростным, "лающим" вокалом, он оказался, пожалуй, самым экстремальным релизом середины восьмидесятых. (Хотя... жизни давала тогда еще одна музыкальная, неметаллическая, но все же очень дикая вещь: английское индустриальное течение power electronics с такими психами как WHITEHOUSE, BAMLEH и SUTCLIFFE JUGEND). Вот, правда, в отличие от "электроников", начинающие блэкера шокировали не только звуковым материалом: был еще мрачный "сатанинский" имидж (не сильно прогрессировавший за пятнадцать-шестнадцать лет, хмы... Ну, вы знаете, о чем я...) и такая же наивно-злобная, тинейджерски-агрессивная мрачная "сатанинская" лирика. Оккультизм, магия, черная библия, жертвоприношения и все дела... Забавно, что скажет по этому поводу Квортон в одном из интервью много лет спустя: "На самом деле – если копнуть поглубже - все начиналось более чем невинно. Не знаю, как у вас, а здесь, в Швеции, еще в далекие семидесятые выходил хоррор-журнальчик под названием "Shock" с действущими лицами вроде Вампиреллы, Дракулы, Франкенштейна и прочей мути. Когда мы только начинали, все эти мрачные штуки страшно интриговали... не только само по себе Зло, а разные аспекты неизведаного и таинственного. Кроме того, хотелось как-то отличиться, шокировать людей, что ли... А о чем петь? Группы вроде SAXON или MOTORHEAD в то время бредили мотоциклами, несущимися со скоростью 200 миль в час, длинноногими бабами и виски – а нас, только-только вылезших из-за школьных парт, это мало волновало. Нам хотелось мистики, хотелось немного попугать таких же малолеток – совсем чуть-чуть, не сильно выбиваясь из рамок, как можно более невинно. Мы ничего не знали...Честно! Однако народ заинтересовался, начал спрашивать, что и как, и мы, дабы не облажаться, начали читать соответствующую литературу. Я прочел Библию, сатанинскую Библию и все, что только мог раскопать о сатанизме и прочих темных культах..."
Небольшая "нарезка" из текстов “Bathory”:
"...Я обожаю смотреть на тебя,
Лежащую, распотрошенную.
Запах мертвой женской плоти
Доводит мня до исступления.
Сейчас ты в моей власти,
Уже не убежишь...
Я проникну в тебя...
Каждую девственницу необходимо изнасиловать...
И когда ты подумаешь, будто вся боль позади,
Я приду снова
И я проникну снова..." ("Reaper")


"Приветствуем тебя, Сатанинское Величество,
Сегодня произойдет жертвоприношение.
Мы будем пить собственую кровь и богохульствовать
Когда лунный свет воцарится над землей...
...Снизойди с темных небес
На беззвучных магических крыльях
Чтобы донести слово Дьявола
И жить в вечном грехе..." ("Necromansy")


"Вперед, детка, подними свой нож,
Добро пожаловать, милая, на мое жертвоприношение!!!" ("Sacrifice")


Еще несколько перлов: "I spread eternal dark on earth And raped mother of Christ", "I have made love to the Pagan Queen", "Tonight a virgin\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s womb shall breed a son of hell" и проч. Из вышеприведенного несложно догадаться, что шведским подросткам более всего не давали покоя девственницы и ангелы... и несложно предположить, с каким ужасом восприняла подобные словоизвержения тогдашняя морально неподготовленная общественность.
Черная звезда зажглась дырой в безоблачном небе... "Now Black Stars Rise" – споют BATHORY несколько лет спустя...

Часть вторая. The Winds Of Glory.

Успех "скандинавской атаки" и первого альбома BATHORY не говорили, конечно же, о степени "раскрученности" команды. Где там было раскручиваться и, главное, с кем? Пооблазив ближайшие клубные помещения, неизменно натыкаясь на железное "нет", засилие "европоподобных" команд и всего такого прочего, Quorthon решил сосредоточиться на своей музыке в одиночку, чего-то там потиху сочинять, играть и даже, если получится, записывать.
Впрочем, сказать, что BATHORY никогда на звучала живьем, будет не совсем справедливо. В 83-84 несколько концертов по Стокгольму и окрестностям все же состоялось (в каждом из клубов в первый и последний раз!) – однако, не имея достаточного количества свидетельств, слухи тут снова-таки опережают правду. По сей день ходят страшилки о том, как Квортон навешивал на себя разные странные одеяния, плевался огнем, пускал кровь братьям меньшим да разбивал гитары – сочинять всякий горазд! Забывают, наверное, что на сцену выходили несовершеннолетние тинейджеры – к тому же напрочь безденежные (гитары крошить каждый день – ага!) и владельцами клубов перешуганные. Так что безоговорочно верить написаному, по всей видимости, не стоит. После выпуска второго альбома под названием "The Return" (1985) Квортоном - при поддержке сессионно-интернациональных музыкантов, участников ARTILLERY и SODOM, - была предпринята попытка поехать в турне... но увы, и тут облом. Пришлось стать "трю энд ивэл" и впредь на свет выходить не пытаться...
Кстати, фирма Tyfon, выпустившая “Bathory” и готовящаяся к реализации второго лонгплэя, на этот раз решила не лажаться с качеством звука и для работы над "Возвращением" отправила BATHORY (с сессионщиками) в профессиональную студию. Думаете, сильно помогло? Дудки! Музыканты бухали просто по-черному, а басила так и вовсе подсел на наркоту, в результате чего, не успев закончить свои партии, был жестоко вытурен. Квортон дописал басуху сам – а по некоторым источникам, он же сидел и за ударной установкой. Саунд "The Return" вышел – сами понимаете! - под стать дебютнику, даже, наверное, еще беспорядочнее и злобарственнее. Андерграунд восторгался просто по-черному! Зато сам создатель, кажется, остался недоволен: "Мне, конечно, не очень хочется в этом признаваться, но главной причиной того, что этот альбом не очень хорошо получился, явился факт, что мы беспробудно пили – и, едва попадая по своим инструментам, старались играть как можно быстрее. К сожалению, огромная часть энергии, присущей первому альбому, оказалась безнадежно утеряна – точно в такой же степени, как "The Return" не дотянул и до мощи последующих дисков."
Процитировать несколько песен? Я уж, право, боюсь... ну да, впрочем, новый альбом получился помягче. Помудрее (хоть и прозван был – ай-ай-ай! – "самым evil лонгплэем в истории метала"). Из поэтического предисловия на обложке пластинки:
"...Then the clouds of death shall gather
then the night shall always burn
then the ancient prediction comes true
and the bells of fate chime
THE RETURN..."

("И потом соберутся тучи Смерти, воспламенится Ночь и сбудется древнее предсказание – а колокола Судьбы побьют: ВОЗВРАЩЕНИЕ")
В песне "Born For Burning" речь идет о сожжении ведьмы – данное произведение Квортон посвятил Marrigje Ariens, рожденной в 1521 году и приговоренной к смерти на костре в 1591 году в Голландии.
"...Она не боится умереть,
Она снова сгорит сегодня ночью
(она всегда будет гореть)
Но ее дух останется нетленным")

"The Wind Of Mayhem", если верить маэстро, приносит "проклятие, похоть, ненависть и смерть", в "Bestial Lust (Bitch)" рассказывается про какую-то чудовищную шлюху ("она насилует мое беззащитное тело и постоянно увеличивает скорость..."), "Possessed" чувак, снедемый внутренними демонами, просит их (демонов) о пощаде, "The Rite Of Darkness" – сатанинский обряд, жертвоприношения и прочие детские радости.
"Son Of The Damned" – история юного Антихриста, рассказанная от первого лица, со всякими "премногобогоугодными" деяниями, "Sadist (Tormentor)" – автобиография маньяка, тоже от первого лица... финальный аккорд - "The Return Of Darkness And Evil":


страницы :: 1 :: 2



обсудить статью

© Музыкальная газета :: home page

статьи