статьи



Hughes, Glenn
Просто “голос”

страницы :: 1 :: 2

Поклонники этого блестящего музыканта именуют своего кумира просто: "Голос рока". И есть за что. Для большинства же Гленн Хьюз (Glenn Hughes), к превеликому сожалению, увенчан менее короткой и престижной вывеской: "басист DEEP PURPLE".

Парадоксальная ситуация: игра в коллективе экстракласса одновременно и прославила Гленна на весь мир, и сослужила ему дурную службу, снабдив ярлыком на всю жизнь. Ведь DEEP PURPLE - всего лишь трехлетний эпизод в тридцатилетней карьере Хьюза!

Многие полагают, что соблазнительное предложение от Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore) Гленн получил, будучи неоперенным и безвестным. Более того, очень часто приходится сталкиваться с мнением, что Хьюз - американец. Все не так.

Гленн Хьюз появился на свет 21 августа 1952 года и вырос в нашем полушарии, в Великобритании. Нет смысла рассказывать набившую оскомину историю о том, как в жизнь подростка ворвалась, изменив его жизнь, музыка. Это само собой разумеется. Необычным было другое: наповал юношу сразила музыка черная, но не ритм-энд-блюз, не джаз, а только зарождавшиеся во второй половине шестидесятых фанк и соул. То есть продукция легендарной фирмы Tamla Motown - записи Отиса Реддинга (Otis Redding), Стиви Уандера (Stevie Wonder) и Марвина Гея (Marvin Gay). Поэтому первым инструментом, за который взялся Гленн, был... тромбон. Думается, что занятия с духовыми сыграли свою роль в формировании голоса будущей звезды. (Пример трубача Дио и тромбониста Хьюза наводит на некоторые размышления, не так ли?) Впрочем, как известно, девчонки в шестидесятые на "медь" уже не "велись" - пришлось овладевать бас-гитарой. Дело пошло на лад.

Как ни странно, но, в отличие от большинства заблиставших в семидесятых рокеров, Гленну не пришлось, дожидаясь звездного часа, играть в бессметном количестве забытых групп. Собранный им в школе проект назывался IN PACK. Ну, первый блин... На смену ему пришел состав THE FINDER KEEPERS. Это был уже почти профессиональный коллектив: в 1968 году ансамбль выпустил сингл. Интерес пластинка представляет разве что коллекционный, так как герой нашего рассказа на тот момент силу своего голоса еще не осознал и выступать в качестве лидер-вокалиста не решался. Но подпевал.

По окончании школы пути членов команды разошлись. Оптимизм Хьюза разделяли только два приятеля - гитарист Мэл Гэлли и барабанщик Дэйв Холланд (Mel Galley & Dave Holland). Уговорив певца Джона Джонса и пианиста Терри Роули (John Jones & Terry Rowley) присоединиться к честной компании, они нарекли квинтет TRAPEZE.

Несмотря на репертуар, состоявший в основном из номеров Motown, потенциал коллектива был настолько велик, что обратил на себя внимание телевизионщиков с Би-Би-Си. В 1969-м, "засветившись" в шоу "Colour Me Pop", TRAPEZE удостоились лавров "лучшей группы". Лучшая, не лучшая - вопрос спорный, но многообещающей командой семнадцатилетние парни были точно. Подтверждением этому может служить следующий факт: предложения о контракте пятерка получила сразу от пяти фирм грамзаписи, среди которых была и принадлежавшая THE BEATLES Apple Records.

К заманчивой перспективе работать бок о бок с признанными полубогами новички отнеслись осмотрительно. Поиграв на битловских гитарах и увидев царивший в империи THE BEATLES разброд, дебютанты отдали предпочтение "вылепившей" THE MOODY BLUES фирме Threshold и продюсеру Джону Лоджу (John Lodge).

Гастроли в качестве "разогрева" THE MOODY BLUES состоялись чуть позже, после выхода альбома "Trapeze" (1969). Записывалась программа в знаменитой студии Decca, причем записывалась быстро в силу произошедших в составе изменений. Во-первых, почувствовав себя лишним, Терри Роули решил помогать друзьям, не числясь в штате. Занимаясь отныне звуком TRAPEZE, он по-прежнему играл и сочинял для группы. Во-вторых, голос Джонса, как выяснилось, не соответствовал чаяниям коллег, так что с вокалистом расстались. К микрофону встал басист. Пел Хьюз отлично, но еще неуверенно - он только пробовал, на что способен его голос.

Стиль первого диска трио определить довольно сложно - это скорее всего прогрессивный рок (термин довольно глупый). С одной стороны, в музыке пластинки прослеживается некоторое влияние THE MOODY BLUES, с другой - нельзя отрицать наличие в ней собственных оригинальных идей. Так или иначе, слушать "Trapeze" приятно. И интересно: можно проследить прогресс великолепного певца.

Сингл "Send Me No More Letters" пользовался популярностью. Альбом же особых хит-парадных высот не достиг, что, однако, не помешало одному из диск-жокеев Radio 1 прокрутить его в своей программе целиком. Такой чести до TRAPEZE были удостоены только Сами-Знаете-Кто-Из-Ливерпуля.

В 1970-м настало время долгожданных заокеанских гастролей с основной командой Threshold. На родине трио выступало мало. В родном Вулверхэмптоне группа открывала концерт FREE. На тот момент Гленн об этом квартете и слыхом не слыхивал, однако в голос Пола Роджерса (Paul Rodgers) влюбился моментально, заметив некоторое сходство в вокальной манере.

Первая же их встреча сильно отразилась на TRAPEZE. К концу года, когда ансамбль приступил к работе над программой "Medusa", он исполнял совершенно иную музыку. Теперь это был хард-рок пополам с тяжелым фанком. Мягкие фантазии сменились риффами в духе FREE и пением a la Роджерс, что было особенно заметно в композиции "Black Cloud", построенной на "All Right Now".

Интерес к группе сразу повысился. Горячее трио особенно оценили на американском Юге, обеспечивая концертам аншлаги. Во время первого визита в Штаты трио как-то раз играло на "разогреве" у JAMES GANG, затмив самих GANG, на следующий день отказавшихся от услуг британцев. Так что после издания "Medusa" быть на вторых ролях музыканты TRAPEZE уже не могли. В декабре 1970 года концертом в Хьюстоне началось турне с ZZ TOP в роли открывающего состава. То выступление запомнилось надолго, так как могло закончиться трагически: восторженные поклонники скопились на балконах в таком количестве, что те дали трещины и едва не рухнули. К счастью, все обошлось.

Записи с голосом Хьюза звучали по радио, заставляли слушателей стоять на ушах, но продавались при этом не слишком хорошо. В 1971-1972-м группа пыталась утвердиться в своем отечестве. В 1972-м вышла третья, более мягкая и блюзовая, пластинка TRAPEZE, скромно обозванная "You Are The Music... We\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'re Just The Band". Ее "жемчужиной" стала баллада "Coast To Coast", без которой с той поры не обходится ни один концерт Гленна.

В тот период произошел курьезный случай, когда на сцену вывалился, упившись, большой поклонник команды Джон Бонэм (John Bonham), желавший поведать залу о выходе нового диска LED ZEPPELIN.

В июне 1973 года состоялось еще одно памятное шоу - в Мемфисе, где коллектив выступал перед двухтысячной аудиторией, необилеченные поклонники, желая увидеть кумиров, снесли барьеры и разрезали колючую проволоку. Могло быть и хуже, знай они, что петь Хьюзу в TRAPEZE осталось совсем ничего.

Гленн до сих пор самой большой ошибкой своей жизни считает то, что в погоне за наживой заглотил наживку в виде приглашения в DEEP PURPLE. Он утверждает, что еще чуть-чуть - и трио попало бы в высшую лигу. Кто знает...

TRAPEZE после потери бойца продержались еще два года, а потом сами стали легионерами: Гэлли присоединился к WHITESNAKE, а Холланд осел в JUDAS PRIEST.

В то время обе команды большую часть времени проводили в США, и "пурпуровцы" повадились захаживать на выступления соотечественников в клуб "Whisky A Go Go". Летом 1973-го Блэкмору удалось выставить за дверь Иэна Гиллана (с которым, кстати, Хьюз очень дружен), и он готовился расстаться с Роджером Гловером. Ему удалось ненадолго заполучить Фила Лайнотта, но тот решил продолжать работу с THIN LIZZY, а басисты, играющие тяжелый фанк, всегда были в дефиците. Гленн, впрочем, подозревал, что ему собираются предложить место вокалиста: Гловер-то еще не был уволен! Джон Лорд и Иэн Пейс (Jon Lord & Ian Paice) действительно считали, что DEEP PURPLE вполне могут быть квартетом. Ричи, как обычно, имел свою точку зрения: он хотел видеть - и слышать - в составе более блюзового певца. Заманенный им Пол Роджерс, во-первых, считал, что Хьюз отлично справится с певческими обязанностями, а во-вторых, уже зачинал BAD COMPANY. Гленн оценил рекомендацию приятеля, Блэкмор же умудрился найти вокального "двойника" Пола в лице Дэвида Кавердейла (David Coverdale).

В сентябре началась работа над первым диском видоизмененного квинтета "Burn". Хьюз и Кавердейл безупречно дополняли голоса друг друга как в студии, так и на сцене. Причем на сцене Гленн, высокий шикарный "павлин" с пышной гривой, визуально затмевал "гадкого утенка" Дэвида, только учившегося работать с огромной аудиторией. Такой, как на знаменитом фестивале "California Jam", состоявшемся 6 апреля 1974-го, через месяц после выхода пластинки. Кстати, сочинив немалую долю материала, Хьюз из-за контрактных обязательств получал (и получает) гонорары, в соавторах не значась.

Положение изменилось к осени. Задуманный двойным, но таковым не ставший альбом "Stormbringer" продемонстрировал возросшее влияние басиста: программа была намного сильнее пропитана фанком и соул, плюс, ранее деливший с Дэвидом куплеты, теперь Хьюз сольно спел балладу "Holy Man".

Между делом: когда группа записывала композицию "You Can\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'t Do It Right", в студийной уборной Гленн неожиданно встретил своего кумира Стиви Уандера и пригласил его зайти послушать. Стиви оценил цитату из себя ("You were always playing my records...") и подучил поклонника правильному дыханию и фанковым интонациям. Такой стилистический поворот не устраивал Блэкмора, но - четверо одного не ждут, тем более что свояки Пейс и Лорд стали на сторону "молодых". В апреле 1975-го Ричи собрал RAINBOW, а в DEEP PURPLE пришел американец Томми Болин (Tommy Bolin), весьма уважаемый самим Блэкмором, но предложенный в качестве замены Кавердейлом.



страницы :: 1 :: 2



обсудить статью

© Музыкальная газета :: home page

статьи