статьи



Тишина В Студии
Азы ди-джеинга для начинающих и интересующихся (Н.Худяков)

Итак, вы хотите стать ди–джеем, но еще не совсем себе представляете, что будете делать на сцене, стоя за "вертушками". Если это так, то статья эта как раз для вас. Мы поговорим о том, как работает оборудование, которое чаще всего используют ди–джеи, обсудим вопросы вычисления скоростей композиций и сведения их по битам, а также некоторые хитрости и уловки, которые используют ди–джеи во время выступления.

Немного о музыкальной теории

Вы не сможете ясно представить себе общую картину принципов ди–джеинга, если не вникнете в суть и не познаете некоторые аспекты музыкальной теории. Не волнуйтесь, все, что вам предстоит узнать, достаточно просто и общедоступно. Первая вещь, которую вы должны для себя уяснить, — концепция четвертей. Обычно это именно те доли, на которые люди ориентируются и под которые двигаются в традиционных танцевальных стилях. Чаще всего на эти доли попадают перкуссионные или ритмические инструменты, такие как "бас–бочка", "сольник" или "слэповая" бас–гитара. Пример из жизни: постоянно повторяющаяся "бас–бочка", которую вы можете зачастую услышать в музыке техно или трэнс, как раз–таки ударяет каждую четверть такта.

Послушайте внимательно несколько композиций вышеприведенной стилистики и попытайтесь вычленить четвертные ноты, представьте, как люди будут двигаться под такую музыку. Если вы смогли проделать эти операции, значит, имеет смысл продолжать читать дальше.

Итак, что такое четвертные ноты, вы уже знаете (о нотах других длительностей вам нет необходимости знать). Теперь ознакомимся с понятием прогрессирования лупов (или "квадратов"). Если вы послушаете внимательно какой–нибудь простой танцевальный трек, несложно будет заметить, что небольшие изменения инструментов, ритмических рисунков или вокальных сэмплов происходят через четко определенный промежуток времени. Длина этих интервалов в большинстве случаев стандартна для многих стилей танцевальной музыки: 4–16 четвертных ударов для индастриэла, 16–32 для техно (четыре четверти образуют собой целую ноту; если размер композиции четыре четверти (а зачастую так и бывает), то целая нота есть такт). Бит, с которого начинаются изменения (и начинается новый луп), часто называют "бит 1".

Послушайте несколько композиций и посмотрите, сможете ли вы определить эти изменения, а также где именно они начинаются. После этого немного усложните задачу. Попробуйте подсчитать, сколько основных ударов (т.е. четвертей) включает в себя каждый луп (в данном случае — не изменяющийся фрагмент). Скорее всего это число будет либо 16, либо 32.

Понимание прогрессирования лупов — наиболее важная вещь, которую вы должны отработать и знать, для того чтобы заниматься ди–джеингом. Не огорчайтесь, если вы не поняли всего сразу. Пробуйте, пробуйте и еще раз пробуйте.

Оборудование для миксинга

Для того чтобы стать ди–джеем, вам в любом случае нужно иметь оборудование для микширования. В этой области работает множество компаний, производящих различную по уровню и качеству аппаратуру. Существует несколько простых стандартов для микшеров. Должно быть несколько входов (от 2 до 32). Наиболее распространенным считается 4 RCA или 4 0.25 дюймовых разъема (для 2 "вертушек" и для 2 CD-плееров) и микрофонный "джек".

Замечание: если вы подключаете в ди–джейский микшер CD, DAT, PC, минидиск, драм–машину или кассетную деку, вы должны поставить переключатель на входе в режим "line" (так как все эти аппараты подают уже усиленный сигнал), режим "phono" используется только для неусиленного сигнала (в частности, для вертушек). Микшер имеет отдельные ручки контроля за уровнем звука для каждого входа (стереоканала).

Многие ди–джейские микшеры оснащены устройством, которое называется "crossfader". Кроссфэйдер — это маленькая ручка или горизонтально перемещающийся слайдер, который позволяет производить своего рода вторичную сортировку сигналов, поступающих со входов. Он делит количество входов пополам. При этом первая половина входов звучит, если фэйдер установлен влево, другая половина задействуется, если фэйдер установлен вправо. Если он установлен посередине, то задействованы все входы микшера.

После выбора и приобретения микшера следует приступать к подбору "вертушек" или CD–проигрывателей. CD-проигрыватели — весьма простые устройства. Они варьируются от дешевых и малофункциональных моделей (стоимостью около $99) до навороченных полифункиональных ди–джейских (с питч–контроллером, функциями лупинга и запоминания параметров).

"Вертушки" — один из ключевых моментов в мире ди–джеев. Необходимость в их приобретении зависит от того, какого рода музыку вы собираетесь играть. Если вы будете заниматься хип–хопом, хаусом или джанглом, они будут вам просто необходимы. Если вы будете играть, к примеру, индастриэл или трэнс, то можно обойтись и CD–проигрывателями. Если же вы собираетесь заниматься музыкой типа сборок "DJ Hits" или "Союз 19,20,21...", то какая разница, в каком формате и с какой аппаратуры играть, все равно тем недалеким людям, которые будут приходить послушать такую музыку, абсолютно наплевать на такие тонкости...

Замечание: было бы неплохо, если бы вы прибрели специальное ди–джейское покрытие для вертушек (пластиковый или резиновый диск размерами с палстинку). Он позволяет смягчить нагрузку на двигатель "вертушки" во время остановок пластинки и при скрэтчах.

Немного о личной музыкальной коллекции

Личная музыкальная коллекция — основная часть того, что должен иметь ди–джей для своего успешного развития. В основном коллекция ди–джеев, работающих с винилов, пополняется за счет посещения специальных ди–джейских магазинов, где продают огромное количество пластинок, зачастую весьма раритетных (вышедших тиражом всего несколько тысяч экземпляров). В среднем, если брать реалии стран СНГ, неплохой винил можно приобрести приблизительно за $15–20. Еще один способ пополнить свою личную музыкальную коллекцию — почаще посещать места, где продаются старые уцененные пластинки. Конечно, треки с них вы играть скорее не будете, но их можно использовать как источник достаточно интересных и раритетных сэмплов. Ну и, конечно, можно меняться... С помощью обмена вы можете получить в свое владение более интересные и более редкие пластинки вместо уже поднадоевших вам.

С приобретением компакт–дисков дело обстоит несколько проще. И если для того чтобы купить винилы, вы должны ехать по крайней мере в Москву, то требуемую музыку на CD вы можете заказать или купить прямо в своем родном городе.

Однако просто сформировать коллекцию — еще не самое главное. Вы должны знать материал. После того как количество материала перерастет некоторую критическую массу (когда вы уже будете не в состоянии помнить все), настоятельно рекомендуется делать пометки и записи по поводу отслушанного материала. Поверьте, эти пометки могут сэкономить кучу времени и позволят избежать большого количества ошибок.

1. Записывайте, где в композиции заканчивается бит и где заканчивается сама композиция. Если вы работаете с CD, то просто записывайте время, когда произошли вышеназванные события (это необходимо потому, что многие композиции оканчиваются раньше, чем сам трек на компакте). Если вы работаете с "винилом", лучшее решение — пометить, сколько "квадратов" должно пройти с момента вставки последнего вокального сэмпла или другого выделяющегося момента композиции, который можно принять за отправную точку.

2. Выписывайте скорость композиций. Если вы только начинаете свою ди–джейскую практику, то это весьма облегчит вам жизнь в будущем. Для того чтобы быстро подсчитать BPM (beats per minutes), можно просто вычислить, сколько ударов получается за 15 секунд, а потом умножить полученное значение на 4.

3. Отмечайте места в композициях, где находятся паузы, а также те места, где нет бита.

4. Было бы неплохо, если вы имете компьютер, занести все эти записи в электронную таблицу или базу данных, где можно с легкостью отсортировать данные по любому параметру.

"Холодное" сведение

Итак, вы купили необходимое оборудование, запаслись кое–каким материалом. Что же дальше? В этом пункте повествования будут рассмотрены способы так называемого "холодного" сведения. Этот способ — самый первый, ему учатся почти все начинающие ди–джеи. Термин "холодное" появился потому, что вы будете микшировать композиции именно в то время, когда одна из них (или же обе) будет идти без бита или же в этом месте будет пауза. Этот способ применяют не только новички. Если вы вдруг окажетесь в сложной ситуации, воспользуйтесь им и вы с честью выйдете из любой ди–джейской передряги.

На практике идея такова: когда вы слышите, что одна из композиций вошла в стадию "безбитовости", вы аккуратно сменяете эту композицию другой (с другой "вертушки" или проигрывателя).

Вы скажете: так зачем же описывать все это, когда на самом деле все так просто? Дело в том, что с помощью этого способа можно сделать ваш микс гладким, а можно превратить его в полное дерьмо. Все зависит от ряда нюансов.

а) Простые звуки. Если у вас есть две композиции, в которых звучат простые фоновые инструменты без бита, то вы можете на некоторое время дать им поиграть одновременно и уже только потом увести один из треков. Если же эти инструменты еще и гармонируют по тону, то это будет вообще очень хорошо.

б) Эмбиент без бита. Когда в одном из треков исчезает бит и остаются звучать только инструменты, вы можете вывести композицию, начинающуюся с голого бита, и спустя некоторое время увести предыдущую композицию.

в) "А капелла и масло". Если один из треков заканчивается просто вокалом, а другой начинается без бита, смело выводите второй. Все получится очень гладко.

Всех вышеперечисленных способов и советов вполне достаточно для того, чтобы начать ди–джейскую карьеру. В путь!

Уважаемые читатели, если вы заинтересовались темой ди–джеинга, пишите, и, быть может, последует продолжение данной статьи.



обсудить статью

© Музыкальная газета :: home page

статьи