статьи



Genesis
В этом году исполняется 30 лет

страницы :: 1 :: 2

Они никогда не играли блюз, и их называют "самойанглийской из английских групп". Они никогда не были объектом "генезисомании",но их знает весь мир. Их называют динозаврами рока, потому что в этом годуисполняется 30 лет их совместной деятельности. Это — группа GENESIS.

ЧАРТЕРХАУС

Если ехать на юго–запад от Лондона по автостраде А–3,то через полчаса вы попадете в Годалминг, маленький городок в графствеСарри, в предместьях которого расположена одна из старейших частных школ Англии — Чартерхаус паблик скул. "Паблик скул" — это закрытаяпривилегированная частная средняя школа–интернат для мальчиков, один изпоследних оплотов самой традиционной и уважаемой во всем мире системы английского образования. Попасть в такую школу можно только через систему частных подготовительныхшкол. Естественно, что школа платная и плата за обучение высокая. В "пабликскул" обучаются дети из состоятельных семей, которых готовят к поступлениюв британские университеты.

Я так подробно останавливаюсь на этом по двум причинам.Первая — в Чартерхаус учились и получили очень приличное образование всечлены первого состава GENESIS (Питер Гейбриэл, Тони Бэнкс, Майк Разерфорд,Энтони Филлипс, Крис Стюарт) и их первый продюсер Джонатан Кинг. Во–вторых,именно это обстоятельство впоследствии было иногда помехой благосклонномуотношению к ним критиков и публики, мешало принятию их рок–культурой, котораяв то время предпочитала иметь своими героями если не настоящих выходцевиз рабочего класса, то, по крайней мере, примерно таких.

Одногодки Питер Брайан (род. 13 февраля 1950 года в Woking,Surrey) и Энтони Джордж Бэнкс (род. 27 марта 1950-го в East Hoathy, Sussex)пришли в Чартерхаус в сентябре 1963–го. Майкл Джон Кроуфорд Разерфорд (род.2 октября 1950 года в Guildford, Surrey) появился там ровно год спустя,а Энтони Филлипс (род. 23 декабря 1951 в Putney, South London) в апреле1965–го. К началу 1966 года они организовывают две конкурирующие, но неимеющие большого успеха школьные группы. Филлипс и Разерфорд называют себяTHE ANON и копируют репертуар BEATLES и ROLLING STONES. Группа Бэнкса иГейбриэла называлась THE GARDEN WALL и была скорее тандемом авторов–сочинителей,нежели активно действующим ансамблем. Буквально единственным их выступлениемна сцене стал школьный концерт, состоявшийся в июле 1966 года по случаюокончания летнего семестра. Тогда на сцене Бэнксу и Гейбриэлу помогли ихконкуренты Филлипс и Разерфорд (за ударными был Крис Стюарт) — так состоялосьпервое совместное выступление будущих GENESIS. После него друзья решилисделать демонстрационную запись.

ОТ СОТВОРЕНИЯ К ОТКРОВЕНИЮ

Ежегодно в Чартерхаус устраивают Old boy’s Day — по–нашемувечер встречи выпускников. В 1967 году туда заехал повидаться со старымидрузьями и себя показать молодой импрессарио Джонатан Кинг. Закончив Чартерхаусв 1965 году, Кинг за короткое время успел стать достаточно известным вАнглии продюсером, певцом и поп–антрепренером. Он всегда был начеку в поискахновых талантов. Именно этим решили воспользоваться Бэнкс и Гейбриэл, попросивсвоего одноклассника тайно подложить кассету в машину Кинга. "Записибыли старыми, но они ему понравились. Он пригласил нас к себе на встречув Лондон и согласился финансировать запись нескольких новых песен",— вспоминает Тони Бэнкс.

Кинг хорошо знал, чего он хотел — простых аранжировокс голосом и гитарой или голосом и фортепьяно на первом плане. Это уже принеслоему успех, к тому же ему очень нравились BEE GEES. Сейчас Кинг отрицает,что пытался навязать эти идеи новой группе, хотя тогда безжалостно "срезал"с их насыщенных композиций все лишнее буквально до костей. Молодые ребятапонимали, что Кинг не "въезжал" в новые песни, но, испугавшисьне получить контракт, Бэнкс и Гейбриэл сели и написали песню, "привязанную"к вкусам Джонатана. Естественно, это была стилизация под BEE GEES. "TheSilent Sun" очень понравилась Кингу и 22 февраля 1968 года была выпущенана сингле.

Однако, чтобы захватить врасплох еще ничего не подозревающихпокупателей пластинок, им необходимо было имя. По рассказам Гейбриэла,одной из идей Кинга было назвать их "Ангелы Гейбриэла". По вполнепонятным причинам сам Питер нашел это имя очень привлекательным, но остальнымчленам группы оно не понравилось. Предлагались и отвергались различныедругие названия. Например, Энтони Филлипс предложил причудливое CHAMPAGNEMEADOW, но и сам был рад, что его не приняли. Своим именем GENESIS обязаныДжонатану Кингу — он предложил всего лишь GENESIS. "Мне казалось,что название GENESIS (в переводе "Сотворение") было как раз кместу. Я выбрал его потому, что тогда действительно по–настоящему начиналкарьеру продюсера. Оно не имело ничего общего с группой", — вспоминалоб этом Кинг. Вот так! (Кстати, спустя 5 лет Кинг придумал название дляеще одной, впоследствии ставшей широко известной группы — LOСС.)

Выпустив в мае 1968 года второй неудачный сингл, Кинг,как настоящий, упрямый и настойчивый еврей, решает выпустить альбом. Однако,чувствуя, что форма альбома была для GENESIS еще немного великовата, онсклонялся к мысли, что им нужна была какая–то объединенная, унифицированнаятема. "Я остановился на очень претенциозной идее, которой в то времяпо–настоящему мало кто занимался, — концептуальный альбом. Он начиналсябы с начала мироздания и продолжался до прихода конца света", — рассказывалКинг.

Альбом имел рабочее название, которое, впрочем, сохранилосьв окончательном варианте, "From Genesis To Revelation ("От сотворенияк откровению"). Процесс записи в лондонской студии Regent Sound наДенмарк–стрит выглядел довольно примитивно, хотя GENESIS впервые позволилироскошь — поработать на двух четырехдорожечных магнитофонах. Это открываловозможность использовать при записи новые звуки, однако в целом группабыла еще слишком неопытной для того, чтобы извлечь для себя какие–нибудьвыгоды из студийной работы. К тому же продюсирование Кинга с включениемв саунд обильного количества струнных сделало кашу из звучания GENESIS.

В марте 1969 года альбом был издан фирмой Decca в чернойобложке с единственной надписью, выполненной золотым готическим шрифтом,которая не давала никакого намека на его содержание. То, что Джонатан Кингтак здорово придумал (в США неожиданно обнаружилась группа с таким же зарегистрированнымименем), обернулось против него — пластинка ровненько попала в религиозныеотделы большинства магазинов и попросту там сгинула. Всего было проданотолько 650 экземпляров. К сожалению, откровения не получилось. Для этогопотребовалось время.

ХАРИЗМА

К началу 70–х годов группам новой прогрессивной волны(YES, NICE, LED ZEPPELIN, KING CRIMSON) потребовались новые условия длязаписи пластинок. Акцент на альбомы "для посвященных", связанныйс появлением "андерграундных" групп, плюс негибкость тогдашнегомузыкального шоу–бизнеса, возглавляемого тремя гигантскими компаниями —Decca, EMI и Philips, — все это вызывало к переменам в отношениях междузвукозаписывающими фирмами и музыкантами. И, видимо, только новые фирмымогли стать достаточно гибкими, чтобы достичь взаимопонимания.

Прототипом такой новой независимой компании стала фирмаIsland, которая привлекала к себе все лучшее новое не только своей политикойсвободы, но и новыми взаимоотношениями с музыкантами, не мыслимыми прежде.Большие компании ответили на это созданием дочерних "прогрессивных"фирм — Deram, Harvest, Vertigo. Однако крепко встать на ноги удалось толькоистинно независимым фирмам, последовавшим по стопам Island, — Virgin, Chrysalisи Charisma.

Тони Страттон–Смит работал спортивным обозревателем водной из газет Манчестера и слыл фанатиком лошадиных бегов. В 1962 годуон поехал на чемпионат мира по футболу(!) в Чили, где после победы сборнойБразилии сильно полюбил латиноамериканские ритмы(!) и по приезде организовалпродюсерскую компанию, работая строго по профилю — с группой THE KOOBASAND CREATION. В 1967 году Страттон–Смит подписал контракт с группой NICEКита Эмерсона и, когда их записывающая фирма обанкротилась, решил организоватьсобственную, назвав ее не без доли претензии Charisma Records ("харизма"в переводе с греческого означает "божественный удар", "исключительнаяодаренность"). Новаторские и оригинальные группы, собранные на новойфирме (VAN DER GRAAF GENERATOR, LINDISFARNE, RARE BIRD, GENESIS) во многомопределяли тогдашнее лицо английского прогрессивного рока. На долгие годылоготип Charisma (голова истово поющего английского джентльмена в котелкеи при бабочке) стал визитной карточкой GENESIS на их альбомах, а сама фирма— событием в мире британской записывающей индустрии.

Договор с Charisma Records многое значил для GENESIS.В отличие от энергичного, но упрямого Кинга, которого можно было или любить,или ненавидеть, в лице Страттон–Смита они нашли того, кто верил в них идал шанс развивать их музыку. Он же обеспечил молодой группе и финансовуюподдержку — GENESIS положили жалование в 10 фунтов в неделю, после чегоони купили себе новую аппаратуру и записали новый альбом.

КОЛЛИНЗ

Альбом "Tresspass" (1970) был написан и отрепетированв загородном коттедже родителей Ричарда Мак Фейла — первого вокалиста группыTHE ANON, ставшего большим другом GENESIS и впоследствии их дорожным менеджером.Мак Фейл купил тогда хлебный фургон, преобразовал его и отвез музыкантовв тихий и уединенный дом в лесу, который, ко всему прочему, был еще и подохраной "зеленой" организации National Trust. Безвылазно просидев"на дистанции" от Лондона в течение 5 месяцев и играя каждыйдень по 10–11 часов с перерывами только для принятия пищи, GENESIS записалиальбом с первыми проявлениями того, что потом станет торговой маркой группы— характерным звучанием, простирающимся над сложными аранжировками. Центральноеместо в альбоме заняла причудливая эпопея, рассказывающая о завоеванияхи предательстве, под названием "Нож", исполнение которой сталовпоследствии кульминацией концертных выступлений GENESIS.

Не дождавшись выхода альбома, из группы ушли гитаристЭнтони Филлипс и ударник Джон Мэйхью. Последний попросту плохо играл, авот Филлипс не выдержал многочисленных трений внутри группы, перераставшихпорой в личные стычки. Проживая в замкнутом пространстве почти полгода,музыканты вели себя там, мягко говоря, не совсем так, как их учили в частнойпривилегированной школе. Группа раскололась на два лагеря, и дело дошлодо того, что члены некогда нерушимого колледжского "братства"Чартерхаус не могли даже толком общаться друг с другом, не говоря уже озадушевных беседах у "чисто английского" камина. Без сомнения,Фил Коллинз чувствовал себя за ударной установкой более уверенно, чем егопредшественник, которому не засчитали даже сделанную им в хлебном фургонебольшую деревянную скамейку (по профессии Джон Мэйхью был плотником). Ноеще важнее было то, что Фил был смешным малым (Коллинз действительно невысокогороста) с открытым, легким, юморным и хитрым характером.

Филип Дэвид Коллинз (род.31 января 1951 года в 00:05 вChiswick, пригород Лондона) "ударничал" лет с пяти, причем родителипрятали от него ими же подаренный игрушечный барабан в подвале, потомучто даже от игрушки шум стоял невообразимый. Повзрослев, Фил уже самостоятельновыменял у соседского парня почти настоящий комплект барабанов — и все былорешено. Правда, Коллинз без сожаления расставался со многими группами,последняя из которых FLAMING YOUTH считалась довольно перспективной. В1970 году Джордон Харрисон пригласил его (вместе с Eric Clapton, Gary Brooker,Ringo Starr и др.) для записи альбома "All Things Must", пообещавдвухгодичный контракт, но Коллинз и тут удивил рок–мир: отказавшись, онпринял участие в прослушивании барабанщиков для GENESIS и был принят вгруппу.

Его дебют состоялся на альбоме "Nursery Cryme"(1971), пластинке в целом более смелой и вполне очертившей "созревающий"саунд GENESIS. Название альбома было построено на игре слов из популярногоанглийского словосочетания nursery rhymes (детские стишки, прибаутки),в котором rhymes было заменено на сryme опять–таки с игрой слов (cry —кричать, плакать, а crime — преступление). В этом был весь GENESIS — классическийпример тех тонкостей и изящества, которые так редко встречаются у современныхрок–групп. Альбом был очаровательным и чисто английским по духу, хотя вкомпозиции "Фонтан Салмакиды" были использованы мотивы из греческоймифологии. Пожалуй, лишь группе THE KINKS в свои лучшие годы также удавалосьдобиваться такого. Это был первый альбом, записанный сильнейшим составомGENESIS — с Коллинзом и Стивом Хэкеттом, заменившим Филлипса.

С приходом Стивена Ричарда Хэкетта (род.12 февраля 1950года в London) гитара в GENESIS стала звучать мягче и фолклористичнее,что вместе с игрой Коллинза изменило звучание группы, сделав мелодии болееромантичными и взволнованными. Как и все остальные музыканты, Хэкетт никогдане солировал. Он выделялся такими мелодичными интермеццо в унисон с клавишнымиБэнкса и объемным звучанием испанской 12–струнной гитары. Когда GENESISначали широко использовать меллотрон, ставший одним из самых характерныхинструментов для ансамбля, Хэкетт полностью уровнял свою гитару с общимзвучанием группы. Поэтому иногда и говорят о его "негитарных"тонах.

Альбомы "Foxtrot" (1972) и "Selling EnglandBy The Pound" (1973) окончательно протолкнули GENESIS в высшую лигуанглийской рок–музыки, где она стала привлекать внимание все больших аудиторий.Концерты в Лестере и Манчестере в феврале 1973 года были записаны для однойиз американских радиопрограмм, но предприимчивый Страттон–Смит решил смикшироватьоригинальные пленки и выпустил альбом "Genesis Live" — отличныйотчет о развитии группы в то время.



страницы :: 1 :: 2



обсудить статью

© Музыкальная газета :: home page

статьи