обзор

Вениамин Баснер
Концерт для скрипки с оркестром. Соната для скрипки и фортепиано

Концерт для скрипки с оркестром. Соната для скрипки и фортепиано
(c) 2007 Вениамин Баснер, наследники
(p) 2007 Manchester Files
5tks/40mins

Предоставлен «Бомба-Питер».
Может показаться странным, что кроме двух скрипичных пьес 1950 года, «Поэмы» и «Скерцо», Вениамин Баснер сравнительно долго не решался написать масштабное произведение для скрипки, ведь он в совершенстве знал возможности этого инструмента, окончив консерваторию по классу именно скрипки и поиграв некоторое время в одном из симфонических оркестров. Сам композитор объяснял это тем, что с первых студенческих лет дружил с однокурсником Михаилом Вайманом, уже тогда заявившем о себе как о талантливом музыканте, с годами же сделавшемся всемирно известным артистом. Большая дружба, сохранившаяся между Баснером и Вайманом вплоть до безвременной кончины последнего в 1977 году, не оставляла сомнений в том, что скрипичные сочинения Баснера будет исполнять именно Вайман. И предельно требовательный к себе композитор долго искал такое воплощение своих художественных намерений, которое, по его мнению, соответствовало бы уровню исполнительской личности его друга. Наконец, в 1966 году был готов посвященный, разумеется, Михаилу Вайману скрипичный концерт, записанный им через два года в сопровождении симфонического оркестра под управлением Геннадия Рождественского. В программном плане данное сочинение, пожалуй, можно рассматривать как развитие идей, коими пронизана баснеровская киномузыка второй половины 50-х (но не только киномузыка, и не только этого периода). Мало того, что вступление многозначительно начинает кларнет -- общий жесткий колорит подчеркнут и отсутствием в партитуре скрипичных партий, кроме солирующей скрипки, и многочисленностью и активностью ударных. До мировой гармонии еще очень далеко (о недосягаемости же тогда в СССР еще не принято было заявлять вслух -- даже композиторам в своих сочинениях). А сочиненную в 1982 году сонату для скрипки и фортепиано, посвященную памяти Михаила Ваймана, записал в 1984 году Борис Гутников в сопровождении Эммы Жоховой. Здесь хорошо прослушивается вторая сторона личности Баснера-художника -- лирическая. Поэтизация бытовых реалий, грусть, столь же неизбежная, сколь и гражданские гнев и скорбь концерта. Здесь -- тоже скорбь, но личная, скорбь по безвременно ушедшему другу…



С. Золотов

© 2007 Музыкальная газета