обзор

Вениамин Баснер
Сюиты для симфонического оркестра из кинофильмов

Сюиты для симфонического оркестра из кинофильмов
(c) 2007 Вениамин Баснер, наследники
(p) 2007 Manchester Files
10tks/46mins

Предоставлен «Бомба-Питер».
Вклад выдающегося русского композитора, народного артиста России, лауреата Государственной премии Вениамина Баснера в киномузыку значителен и в количественном, и в качественном аспекте. На рецензируемом CD, выпущенном под грифом «Памяти мастера» и подготовленном при активном содействии наследников Баснера, записаны сюита из музыки к фильму Захара Аграненко (1956 год, сценарий Константина Симонова) «Бессмертный гарнизон» в исполнении Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии и Ленинградского камерного хора (дирижер Павел Ядых), Симфоническая поэма об осажденном Ленинграде из музыки к фильму «Ленинградская симфония» (1958 год, сценарий и режиссура Захара Аграненко) в исполнении заслуженного коллектива РСФСР симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии под управлением Карла Элиасберга (запись сделана 10 ноября 1958 года) и сюита из музыки к фильму «Судьба человека» (снятого в 1959 году Сергеем Бондарчуком по одноименному рассказу Михаила Шолохова) в исполнении Государственного симфонического оркестра кинематографии под управлением Эмина Хачатуряна (записано 7 апреля 1969 года). Впереди были «Тишина», «Друзья и годы» и «Щит и меч» (интересно, задумывался ли кто-либо над басовым созвучием «Басов-Баснер»?), а пока что музыка талантливого композитора, совсем незадолго до того перевалившего тридцатилетний рубеж, входила в фильмы, в работе над которыми он участвовал в качестве полноправного персонажа. (Вот еще информация к размышлению: чем больше персонажей, тем меньше музыки. В любом фильме любого режиссера. Впрочем, это суждение субъективное и, скорее всего, спорное.) В обозреваемых симфонических кусках много постоянно перетекающих один в другой нюансов (совсем как в душе человеческой). Во всех трех ярко выражены басовые регистры. (Как угрожающее ворчание пса перед его атакой, как постоянное напоминание о постоянной опасности. В фильмах, музыка к коим обозревается, это были проклятые захватчики, но уже в «Тишине», а уж в «Друзьях и годах» и подавно, угроза была куда ближе.) Работа записанных на диске музыкальных коллективов безупречна, а подобные релизы сегодня очень нужны.



С. Золотов

© 2007 Музыкальная газета