обзор

Данчык
Беларусачка

Беларусачка
(c) 1978 Данчык
(p) 2007 БМАgroup
14tks/40mins

Есть в слове «архив» нечто пугающее мрачной серьезностью, но очередной выпуск серии «Беларускі музычны архіў» тысячи фэнов национальной поп-музыки встретят, пожалуй, распростертыми объятиями. Ведь это не просто популярный когда-то певчик, а реальный кумир миллионов, первые гастроли которого в Беларуси (1989) принесли тысячи восторженных откликов прессы любого толка: от молодежной «Чырвонай зьмены» (а тогда только красную смену и готовили из детишек) до официозной «Советской Белоруссии», от многотиражной газетки «Маяк» (Минского радиотехнического института) до солидных многотомных книг издательства «Навука і тэхніка» («Культура беларускага замежжа» тт. 1 и 2). Писала об этих триумфальных гастролях и заграничная белорусская пресса (белостокская «Ніва», варшавские «Сустрэчы», нью-йоркский «Беларус»), но самым убедительным для нас отзывом оказалась публикация цветного нью-йоркского еженедельника Star, который в январе 1990 написал: «Unknown New Yorker is a rockin’ sensation back in the USSR». Сам этот текст у нас перепечатали немало разных изданий. Но…
Альбом «Беларусачка ды і іншыя песьні» вышел в США еще за десять лет до триумфа. Это дебют будущей звезды. Причем, тогда, в 70-х, он и не думал о певческой карьере, поступив на факультет журналистики Нью-Йоркского университета. Но ведь талант Бог-то дал, с которым студент журфака (Бог)Данчык Андрусишин возьми и победи в каком-то америкосовом конкурсе. И если у нас будущие звезды накручивали авторитет каверами западных кумиров (SLADE, URIAH HEEP, LED ZEPPELIN), то и Данчык жил в те годы под впечатлением крутых всеамериканских гастролей таинственной заграничной суперзвезды ПЕСНЯРЫ. Он достал билеты на несколько их концертов в Нью-Йорке, ездил с ними в Кливленд, Нью-Джерси… И, как истинный фэн, пробовал перепевать их чарующие песни. Благо, языку этому научила его бабуля -- легендарная Янина Кохановская, которую в младенчестве нянчил на руках сам Максим Богданович.
Призом названного конкурса стала запись полноформатного альбома, и Данчык, не долго думая, записал в профессиональной студии весь знакомый тогда песняровский репертуар, который издала фирма AMS Records. И если после этого кто-то скажет вам, что первым белорусским трибьютом стал выпущенный в 1997 году «ПесняРок», плюньте ему в очи, поскольку за 20 лет до того, когда еще и по миру не гуляла мода на трибьюты, Данчык заколбасил всем трибьютам трибьют -- вот этот альбом «Беларусачка», где еще более трогательно зазвучали хиты настоящих ранних ПЕСНЯРОВ.
Признаться, у меня своя история знакомства с альбомом. Тогда, в 70-х, я, тоже студент журфака, только минского, был отъявленным “битломаном” и регулярно ходил к разным фирмачам с магнитофоном «Нота-203» писать за трешку (3 руб.) музыкальные новинки (ведь все это тогда здесь не продавалось). И вот фирмач по кличке Дзед, показывает мне таинственный новый PINK FLOYD (только-только вышла The Wall), URIAH HEEP с каким-то новым вокалистом (Innocent Victim -- как я его теперь люблю!) и какую-то кучу эмигрантов, говоря: «А это тебе не нужно». Я говорю: «Как не нужно. Я люблю этот заграничный эмигрантский блатняк, да и мне записывали уже Юрия Кукина, Алешу Димитревича, братьев Жемчужных». «Но это совсем не то, -- говорит он. -- Это белорусские эмигранты, на белорусском». Ох, ни фига себе, думал я, блатняк на белорусском! Будет круто. Получив через неделю свой заказ (бобины с наклеенными на них фотками экзотических альбомов), первым делом как раз послушал Данчыка и… разочаровался: никакого блатняка. Думал, потом сотру. Но приехали ко мне в гости родственники шурина из Подмосковья, и один из вечеров мы провели за слушанием Данчыка. Впечатлений было через край: «Так вот он какой, живой белорусский язык в Америке! Витя, а почему же у вас тут никто так не говорит и тем более не поет?».
Может, те встречи 70-х и стали семенем, из которого потом выросла книга «222 альбомы беларускага року», где есть и все 6 альбомов Данчыка. Уникальность нового CD-издания еще в том, что один «Непесняровский» хит («Сонца за хмаркамі»), который на американском виниле обозначен как «author unknown», с помощью архивных публикаций полноценно авторизован (муз. И. Сушко, сл. Н. Тарас). Вернуто и авторство якобы народной песни «Зорка Вэнэра» (муз. Сымона Рак-Михайловского, сл. М. Богдановича). И это не все: в мультимедийный файл издатели вместили уникальный продукт киностудии «Беларусьфильм» о гастролях Данчыка в Беларуси (еще 30 минут радости). Причем из-за этого фильма Супранович притормозил проект переиздания Данчыкианы, т.к. в архивах киностудии «Беларусьфильм» никаких белорусских раритетов просто нет. Пришлось долго ждать цифровую копию фильма из… Нью-Йорка. В итоге мы все ж получили самый привлекательный CD серии «Беларускі музычны архіў».



В. Мартыненка

© 2007 Музыкальная газета