обзор

Александр Растопчин
Wind of Change

Wind of Change
(p) & (c) 2006 Rastopdesigns Records
13tks/53mins

Представлен автором.
Во время своего последнего визита на родину летом 2007 г. Александр оставил на память ряд своих записей, сделанных им в Нью-Йорке в последние годы. Понятно, что все они -- это не тиражные издания: издать-то диск в Америке нет никаких проблем. Главное -- продать изданное. А вот в этом случае денег на рекламу, если это делаешь за собственные средства, нужно выложить куда больше, чем их может пойти собственно на запись.
Работая над этим альбомом, состоящим в основном из инструментальных пьес, Александр во время записи партий всех инструментов использовал весь свой наличный и богатый арсенал. Здесь и гитары различных типов и моделей, мандолина, теноровое банджо, а также эффекты собственной разработки и даже такой диковинный инструмент, как теремин -- усовершенствованное изобретение российского инженера Льва Термена, которое он с успехов демонстрировал еще в конце 20-х годов прошлого века в тех же США под названием терменвокс. Среди треков -- обработки песни Help Леннона-МакКартни, народной мелодии «Рана на Йвана», посвящение памяти основного автора группы СУЗОР’Е Валентина Пучинского -- песня из репертуара этой группы «А все-таки я верю», в записи которой участвовал Валерий Дайнеко.
То, что создает Александр в Америке, сложно отнести к какому-то одному стилю музыки, хотя в «Большом яблоке» его хорошо знают в блюзовых клубах. Блюз, который он исполняет порой с достаточно известными в Штатах музыкантами, -- это его хлеб. А вот записи в домашней студии -- это его душа, его мастерская, где он рисует звуками, создавая порой просто отменные картины. Безусловно, инструментальная музыка Растопчина в первую очередь необычайно образная и просто (прошу прощения за избитое определение) красивая. Отличный материал для театральных постановок или же саундтреков. Понятно, что подобного плана музыки в Штатах полно, есть и своя «мафия», что в музыке для кино, что для компьютерных игр, куда «чужаков» не пускают. Но не на «Беларусьфильм» же обращаться Александру?! Правда, в свое время, еще до отъезда в США, он написал-таки саундтрек для короткометражного мистического фильма именно на партизанскую тему…
В этом альбоме пьеса «Рана на Йвана» -- явный отголосок годов, проведенных в составе ПЕСНЯРОВ, возможно, своеобразный грустный вздох по тому, что ему не удавалось сделать в этой команде. Long Pond Frog построена на каких-то китайски-японских мотивах с имитацией звучания то ли кото, то ли иных струнных инструментов из этого региона. В том же ключе, на постоянном риффе банджо, решена и пьеса Kingdom of Love, Generation отмечена очень красивой мелодией, Wind of Change. Part 2 -- энергичная, пульсирующая пьеса, в явном роковом ключе решена пьеса Going Mad. Обращает на себя внимание и 10-минутная Dark Blue, выдержанная в явном блюзовом настроении. Вот здесь-то наиболее ярко проявляются возможности сделанных собственными руками «примочек» (напомню, что Александр закончил МРТИ по специальности «Дизайн и технология радиоэлектронной аппаратуры), эффекты от использования теремина.
Собственно, если кого-то интересует творчество и мастерство Александра Растопчина, в Минске можно найти любительским способом изданный DVD с записью его летнего концерта в клубе «Реактор». Не рекламы ради, а от души советую: поищите диск. Не пожалеете.
Кстати, Александр дал разрешение на использование этих записей для радиоэфира. Не против он будет, думаю, и издать свою музыку в Беларуси. Возможно, кто-то из числа издателей заинтересуется ими? Только вот следует сразу предупредить: в нашей опопсованной действительности сделать на них «интерес» вряд ли возможно…




Д.П.

© 2007 Музыкальная газета