статья

Атморави
Романтик или прагматик?

"Я не стану кривить душой и рассказывать сказки. Я не стану прикладывать к своему лицу маски..." -- поет в своей песне "После тебя" загадочный автор-исполнитель Атморави. Вам не хотелось бы узнать его поближе? Мне захотелось, когда узнала о жизненном пути этого независимого и такого свободного человека. Он делает свою жизнь сам, живет так, как ему нравится, исполняет свои мечты. О его творческом стиле писали уже не раз, а увидеть, как он размышляет, -- в моем материале.

-- Мне показалось, что в твоих песнях много личного, переживаний, собственных эмоций, ты поешь о себе?
-- Я не стремлюсь сообщать о себе в своих песнях. Подобно парфюмеру Зюскинда, я стараюсь запомнить и записать все, что произвело на меня впечатление. Будь-то случайно оброненная фраза, внезапное событие или неожиданная встреча. Я пишу от первого лица. Но это вовсе не означает, что мои песни сродни личному дневнику. В моменты творчества я просто позволяю самым разным лирическим героям обрести существование.

Музыка в жизни Рави присутствует с самого раннего возраста, он начал петь в 5 лет, а его родители подыгрывали на фортепиано. Хор, музыкальная школа по классу виолончели, увлечение разными группами...

-- Первая кассета, которую я заслушал до дыр -- сборка старых советских песен. Очень нравились Высоцкий, MODERN TALKING. Потом увлекся русским роком. Ну и, конечно, DEPECHE MODE, DIRE STRAITS. В 15 лет заслушивался АКВАРИУМОМ. Особенно песнями, связанными с индийской философией. -- Что ты находишь в ней такого, чего нет у нас в Беларуси?
-- История этой философии насчитывает около 40 тысяч лет. Отдельной жизни не хватит на то, чтобы постичь богатейшую культуру Востока. Я прожил в Индии целый год. И, попав в другую систему координат, осознал, как сильно жизнь на Западе сковывает личность сложным клубком обусловленностей и "норм". И даже бунт против условностей не несет в себе спасения, поскольку сам является частью этой системы. Я считаю для себя крайне важным иметь возможность иногда смотреть на нашу жизнь "со стороны".

-- Ты никогда не был патриотом?
-- Что такое -- быть патриотом? Говорить на белорусском языке? Служить в армии? Делать вид, что у нас нет проблем? С этой точки зрения меня патриотом не назовешь. Я просто люблю Минск потому, что здесь живут мои близкие.

-- Ты много путешествуешь, не хотелось бы остаться в каком-то месте навсегда?
-- Я достаточно поездил по миру. И, в принципе, побывал уже везде, где хотел. Но остановиться где-то насовсем -- такой мысли у меня не возникало. Я живу настоящим моментом. И не строю долгосрочных планов. Сейчас мне хочется действовать. Все необходимое для дальнейшей работы над самим собой у меня есть. Скоро я отправлюсь в Берлин, где буду записывать новый альбом.

-- Насколько известным ты хотел бы стать, на каких площадках выступать?
-- У меня нет цели прославиться. Я просто хочу продолжать жить музыкой. В Беларуси кое-как это получается. За рубежом пока, увы, нет. Но мне нужно не очень много. Хотелось бы всего лишь иметь возможность регулярно выступать на таком уровне, чтобы не было стыдно. Для меня не имеет значения, сколько человек пришло послушать мои песни. Я рад и маленькому залу и не стеснялся бы большого стадиона. Хотя, камерная аудитория внимательнее и гораздо ближе, потому выступать перед ней сложнее.

-- Общаешься ли ты как-нибудь с поклонниками?
-- У меня есть свой сайт. Для тех, кто хочет быть в курсе моего творчества, существует рассылка новостей. Еще я веду видеоблог, живой журнал, ну и мой e-mail известен. Иногда слушатели пишут мне, делятся впечатлениями.

-- А важно ли для тебя, что говорят о твоем творчестве журналисты?
-- Я пытаюсь отслеживать, конечно, что обо мне пишут. Но пока приходится рассчитывать только на количество, а не на качество. Я хочу сказать -- в газетах пишут только о звездах. Нет, к сожалению, удовлетворительного музыкального издания, которое рассказывало бы обо всех достойных исполнителях. Уровень музыкальной критики, мягко говоря, оставляет простор для невеселых рефлексий. Авторы рецензий часто не отягощают свои тексты иллюстрациями обложек дисков, ссылками на сайты артистов. Бросается в глаза личное отношение журналиста к группе или артисту. А разве это интересует того, кто хочет купить диск?
Я много времени провожу в Германии. Там у меня есть возможность читать качественную музыкальную прессу и сравнивать с тем, что происходит у нас. А в Минске я просто задыхаюсь от нехватки информации. Ситуация не может исправиться сама собой. Можно рассчитывать на какие-то перемены к лучшему, только если каждый начнет делать свое дело на совесть.

-- На Западе не только у журналистов, но и у музыкантов другая жизнь…
-- Часто небезнадежным коллективам и артистам помогают звукозаписывающие компании. У нас же все музыканты, которые не поддерживаются государством, предоставлены самим себе. И никто их не спасет, если они сами не будут шевелиться. Каждый коллектив должен заботиться не только о творческой стороне дела, но и коммерческой, иначе он окажется там, где сейчас большинство наших групп.

-- А какие белорусские команды тебе симпатичны?
-- ГУРЗУФ симпатичен, beZ bileta, Пукст, Войтюшкевич, ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ.

-- У тебя есть кавер на песню Ольги Барабанщиковой «Не поверю», считаешь себя ее поклонником?
-- Просто захотелось посмотреть, как будет звучать заведомо банальная песня в моем исполнении. Получилось необычно, по-моему.

-- Есть сегодня много амбициозных исполнителей, которые на пустом месте создают шумиху…
-- Приходит на ум такой пример: группа МУМИЙ ТРОЛЛЬ в свое время покорила огромную аудиторию. Ребята напучились за границей, как сделать свою музыку привлекательной. Их записи звучали очень "жирно" и необычно. Хотя содержательная сторона остается слабой абсолютно.

Молодым группам и артистам для развития своих проектов нужно самим учиться раскручиваться, искать полезные контакты, заботиться о том, чтобы играть качественную музыку и сочинять хорошие тексты.

Атморави знает, что говорит, в Беларуси он уже зарабатывает творчеством себе на жизнь. Признаюсь, не думала, что этот романтичный в песнях и на фотографиях музыкант окажется таким твердым, прочно стоящим на ногах. В наше время творческим людям приходится избавляться от иллюзий и сентиментальных фантазий. Он немного уставший на вид, заметно, что за его спиной достаточно трудностей и побед. Но он, наверно, посчитает, что это не должно интересовать поклонников и журналистов, ведь главное то, что он делает. И вообще, если вам нужен анализ творчества Атморави, а не эмоции его и журналистки, то вы зря это читаете.



Елена СОБОЛЕВСКАЯ

© 2007 Музыкальная газета