Юношеский микстейпализм
Юношеский микстейпализм

Кажется, стихи в 15-20 лет писали все, а если нет, то через одного точно. Но сейчас лишь писать стихи -- уже немодно, куда круче делать песни, ну или на худой конец хотя бы «треки». А т.к. плотно музыкой мало кто занимается, то сделать себе оригинальный «минус» -- проблема. Что же делать? Можно попросить друзей-знакомых, но это сложно, куда легче взять чужой и не важно чей. Вот и появляются новые треки на старую музыку. Микстейп-сцена -- место, где создают звезд. Все хип-хоп-кумиры проходили эту школу, и сейчас объясню почему. Что нужно молодому исполнителю, который и не мечтает пока об альбоме, а просто пишет песни? Ему нужно как-то пробиться на лейбл. Это всем нужно. А для того, чтобы на вас обратили внимание дядьки с лейблов, нужно добиться поддержки слушателей. Потому что вкладывать деньги в человека, у которого нет даже локального успеха, рискнет не каждый. И тут на сцену «весь в белом» выскакивает mixtape. Большие звукозаписывающие компании уже давно смирились и даже поддерживают микстейпы. Это уличные релизы. Их выпускают на улицы и продаются они «вот здесь на углу». Менеджеры по поиску новых талантов отслеживают новые диски, и если человек и правда чего-то стоит, то его разыскивают, а дальше… вы знаете. Практически у всех звукозаписывающих компаний есть сотрудники, которые занимаются лишь тем, что рыскают по микстейп-сцене и скупают новые релизы. Факт: 50 Cent до того, как выпустить свой первый альбом Get Rich Or Die Tryin’, смастерил 19 микстейпов. Таким образом, альбом был его 20-м релизом.

Ди-джеи тоже выпускают миксы. И тут дела обстоят вообще очень интересно. На ди-джейских дисках можно найти такой эксклюзив, что голова закачается. Ремиксы, фристайлы, интервью, инструменталы, раритеты. И благодаря плотности компилирования (особенность микстейпов) на диск записывается много треков. Вот сейчас рядом со мной лежит микстейп Rookie of the Year -- Lloyd Banks, mixed by Kocheсe, на нем 31 трек. На свой первый микстейп я выкинул столько же дорожек. Материал может быть разным. Есть и «халявщики», которые не прикладывают вообще никакого труда, а лишь собирают популярные в разных районах песни и записывают их на один диск. А есть ди-джеи, которые сделали себе состояние, выпуская сборники молодых исполнителей. Эти люди по праву пользуются уважением, и даже лейблы прислушиваются к их мнению (хоть и не любят их). Вообще, с ди-джеями ссориться не рекомендуется, потому что они такое могут вытворить с вашими а капеллами и песнями, что и врагу не пожелаете. Факт: альбом Young Buck -- Buck Tha World можно было «купить на углу» еще до релиза, и за 5$. А все из-за того, что Buck чем-то насолил ди-джею, который смиксовал треки и выпустил микстейп.

Почему же эти релизы называют пиратскими? Все просто -- из-за использования чужой музыки. Ведь основная часть пишется на чужие «минуса», а для того, чтобы их легально использовать, их нужно лицензировать, что и муторно, и денег требует. Проще взять, не спрашивая на то разрешения. Но за это приходится платить -- ни один магазин не возьмет такие диски на реализацию, вот и торгуют дисками на углу, из багажника, из сумки на площадке для баскетбола. Но есть и официальные микстейпы. Это те, которые пишутся с использованием оригинальной музыки, а, следовательно, никаких претензий к ним быть не может. Их можно встретить в магазинах. Яркий пример в России -- PTZFlava Mixtape (1-3). Так же легальные микстепы часто заполняются тем материалом, который не вышел на альбоме. Факт: Eminem до того, как прославиться, торговал своими микстейпами на парковке прямо из багажника.

Существует некая база инструменталов, которые используются чаще всего. Например, инструменталы того же 50 Cent используются очень часто. Вообще, могу вам раскрыть секрет. Расчет может быть довольно прост. Если взять хороший инструментал, который цепляет сам по себе, то, что на него класть -- не имеет особого значения. Практически любой куплет на таком «минусе» будет звучать отлично. Все потому, что если человека зацепит музыка, то слова он будет воспринимать фоном, а не наоборот. Такая вот хитрость. Существует множество линеек микстейпов, на которых издают только инструменталы. Такие диски пользуются стабильной популярностью, ведь многие в песнях обращают внимание прежде всего на музыку. Их выпускают в тесном сотрудничестве со звукорями, которые записывают песни. Хотя не всегда артист рад тому, что тот или иной «минус» ушел в народ. Факт: линейка инструментальных микстейпов Ain\\\\\\\\'t Doin\\\\\\\\' Dis Shit Fa\\\\\\\\' Nothin\\\\\\\\' насчитывает более 40 частей.

Эта сцена стара, как хип-хоп. Однако на просторы великого и могучего mixtape пришел совсем недавно. Еще пару лет назад такие релизы появлялись раз в год, и то, если повезет. А сейчас… Сейчас творится какой-то кошмар. Каждый парень, который считает себя рэпером, так же считает, что обязан выпустить микстейп. В России это уже приняло масштаб эпидемия, у нас пока -- «простуда». И хорошо, если бы эти релизы были качественными, так нет. Клепают не пойми что, и выкладывают в Интернет. Ладно, творите, но делайте что-нибудь оригинальное. И снова нет. Однообразность всех этих дисков поражает. Одни и те же «минуса» и темы текстов. О тиражах говорить не берусь, т.к. не знаю, но могу предполагать, что записывают эти диски так: есть клиент -- прожгли болванку, еще один -- еще одна болванка. А те, кто совсем ленивый и не хочет вкладывать в себя деньги, делают совсем просто -- они лишь пакуют пачку песен в zip-архив и выкладывают на какой-нибудь сайт. Т.е. на физических носителях ни одна песня не существует. Факт: тираж первого микстейпа от Liquid Sky всего 35 штук, цена -- 1000 р.

Т.к. в нашей стране рэпом балуются в основном парни в районе 18-20 лет, то вы уже приблизительно знаете, о чем они могут читать. И это беда, т.к. материал на дисках практически идентичен, различны лишь голоса. Ну, т.к. это все-таки не звезды и не состоявшиеся артисты, то и об общем качестве вы уже догадываетесь. Самая большая проблема любого микстейпа с чужой музыкой -- «deja vu». Дело в том, что в абсолютном большинстве случаев микстейп-трек звучит хуже по сравнению с оригиналом. И это объяснимо -- нельзя сравнивать усилия затраченные маститым хип-хоп-артистом и «нашим братом». А вот сравнения с тем самым оригиналом не избежать. Хотя, конечно, попадаются толковые вещи, отдельные. И вот их бы на радио, но не получится, потому что чужая музыка, а значит никакого радио. Нужно переписать с оригинальным инструменталом, что сложно. Рассчитывать на то, что кто-то заметит этот диск и пригласит на лейбл, по крайней мере, наивно, потому как у нас и шоу-бизнеса нет пока, тем более интереса к рэпу со стороны лейблов. А значит, все эти диски выпускаются для друзей/знакомых и тех, кто решился купить. Многие бы рады купить, но наши рэперы ставят цену на свои творения около 5000 рублей. Согласитесь, даже это как-то многовато для нашего человека. Все зависит от затрат и желания автора заработать, но лично мое мнение таково: оптимальная цена на белорусский микстейп -- 2500 рублей. Факт: Papoose, имея в активе только микстейпы, доказал, что он и без альбомов звезда и в итоге заключил контракт с лейблом на сумму более 1100000$.

Ну а теперь нужно подумать, зачем же все эти игры нужны. Конечно, это и стремление засветиться, и юношеский максимализм (вот сейчас бабахну своим диском и изменю весь хип-хоп), и жажда признания, ну и, само собой, жажда сказать нам то, что еще никто не говорил (и не важно, что точно так же думают все остальные, кто выпускает свой микстейп). Ничего плохого в этом нет за исключением того факта, что жанр захламляется релизами не самого лучшего качества. Пожалуй, главным толчком к выпуску своего диска являются слова: «а чем я хуже? Я тоже могу!». А это уже цепная реакция -- стоило кому-то в Беларуси начать и пошло-поехало. Хотя с момента выхода первого белорусского микстейпа до нынешней лихорадки прошло довольно много времени (минимум 3 года). А еще в этом году ожидается около 10 дисков при 8 вышедших. Факт: пока в Беларуси нет ни одного официального (легального) микстейпа.

Вернемся к ди-джейским релизам. Таких у нас мало, практически нет. Если не считать то, что выпускает Liquid Sky, то засветился только один диск – «DJ X-Fader & Doctor -- Rap 4 All. Volume 1. Это только начало». Вышел он пару лет назад. К сожалению, о дальнейшей судьбе этого начинания ничего не известно. Ну а линейка SunSet Week, the Mixtape насчитывает 2 выпуска, третья часть выходит в сентябре. Такой скудный выбор объясняется тем, что люди делают для себя и только для себя. И это разумно. Зачем выпускать микстейпы с чужими треками, если можно записать гору своих. Ну и, конечно, ди-джеи сами не ахти читают, от части из-за этого и выпускают чужой материал. К примеру, в третьей части SunSet Week будут присутствовать ремиксы на песни НЕСТАНДАРТНОГО ВАРИАНТА, СЕМЕЙНОЙ РЕЛИКВИИ, Madd Kliq, OSTR, Nas, Xzibit и других. В России, например, такие микстейпы уже стали традицией. Появляются они там не сказать, что часто, но регулярно. Последний такой диск вышел совсем недавно из-под руки DJ Navy. Факт: самый известный в США микстейп-ди-джей Kay Slay дал путевку в жизнь многих звездам. Попасть к нему на диск считается большим достижением.

Выше я писал о том, что качество белорусских микстейпов не блещет, но не стоит думать, что это мы такие плохие. На самом деле расчет прост: микстейпы -- не для широкой публики и не продаются в магазинах, потому над их качеством не заморачиваются. Если сравнивать ранние микстейпы G- Unit, то они не сильно превосходят по качеству то, что есть в нашей стране сейчас. Но несмотря ни на среднее качество, ни на то, что это полупиратская сцена, деньги этот бизнес приносит. Подумайте сами: если вы фанат какого-нибудь артиста, то в перерывах между его альбомами вам сам Бог велел купить диск с новыми треками. А если вы фанат хип-хопа вообще, то нет ничего лучше микстейпов, чтобы следить за последними новостями. Средние цены на такие диски в США варьируются в пределах от 5 до 10 долларов. Оформление у них скудное, как правило, это слим-бокс и вкладыш-обложка (иногда черно-белый). Одна особенность: трек-лист обычно располагают как раз на обложке. Низкая цена привлекает людей и они такие диски покупают охотно. Факт: при обыске дома DJ Drama (одного из ведущих игроков микстейп-бизнеса) было найдено около 50000 дисков. Хочется верить, что все эти диски, которые сейчас стремится выпустить каждый рэпер в нашей стране, принесут хоть какую-то пользу. Может быть появится стоящий материал, который заметят. Mixtape хорош тем, что позволяет делать то, что хочется и как хочется, не сильно думая о продажах. Но у нас нет никаких продаж, диски раздаются бесплатно. Да и людей, торгующих дисками из багажника, я пока не замечал. Хотя, кто знает, может быть все еще впереди. Я отношусь к белорусским микстейпам с большой долей скепсиса, но, тем не менее, по возможности прослушиваю их. Делаю это в надежде на то, что среди кучи мусора найдется бриллиант.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 2007 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета