V/A
Залатагорская лiра

(c) 2007 Музычнае таварыства «Лiра»
18tks/79mins
Предоставлен музыкальным обществом «Лiра».
На рецензируемом диске представлены избранные записи, сделанные на концертах Восьмого фестиваля «Залатагорская лiра», прошедшего в Минском костеле Пресвятой Троицы (Святого Роха) в первую послепасхальную неделю 2007 года. О том, что в последнее время фестиваль приобретает все более международный характер, свидетельствует участие в нем профессора Краковской академии музыки, известного лютниста Антония Пильха, профессора Варшавской академии музыки имени Фридерика Шопена Мариэтты Крузэль-Сосновской и ее дочери, скрипачки и вокалистки Иоланты Сосновской. Другие артисты, чье исполнение зафиксировано на диске, -- органисты Светлана Немогай и Виктор Кистень, флейтист Павел Сурагин. Эти музыканты уже знакомы читателям «МГ» по опубликованной некоторое время тому назад рецензии на диск «Калядныя вечары на Залатой Горцы» (также фестивальный, но рождественский). Ансамбль русских народных инструментов КУПЕЛЬ Минского дома милосердия (кстати, не так давно записавший дебютный диск) исполняет на рецензируемом альбоме музыку знакомую и довольно часто исполняемую («Элегия» из «Серенады для струнных» Чайковского, «Танец часов» из оперы «Джоконда» Амилькаре Понкьелли), но в исполнении домр, то есть тех же струнных, но щипковых, она звучит и весьма своеобразно, и особенно задушевно. Вообще материал диска очевидно подразделяем на три периода -- XIX век, как раз Понкьелли с Чайковским и представленный, а также старинная музыка и современная академическая музыка. Светлана Немогай исполняет на диске и то, и другое, Антоний Пильх -- только старинную музыку, Павел Сурагин и Виктор Кистень, а также мать и дочь Сосновские -- только современную. «Сюита в старинном стиле» Шнитке знакома меломанам не только по «мелодиевской» записи, сделанной тридцать лет назад Романом Ноделем и Михаилом Воскресенским, но и по фильму Элема Климова «Похождения зубного врача» (1965), где эта музыка, впоследствии ставшая сюитой, изначально была саундтреком. Нужно сказать, что флейта и орган рождают здесь созвучия настолько отличные от ансамбля скрипки и рояля… есть там, в последнем разделе, который называется «Пантомима», один диссонанс… такое впечатление, что и сочинен-то он именно для флейты и органа, настолько, прошу прощения за неглубокое каламбурение, органичен именно в такой подаче. Последняя композиция лютневого блока -- зажигательная Skarazula Marazula Джорджо Майнерио, тоже старая знакомая. Те же тридцать лет назад появился на советских прилавках еще один любопытный винил -- альбом «Musica Lucunda (Светская музыка XII-XVII вв.)», записанный мадридским ансамблем старинной музыки ATRIUM MUSICAE под руководством Грегорио Паньягуа и выпущенный «Мелодией» по лицензии Hispavox. (Правда, там этот боевой танец называется Sciarazula Marazula… ну, наверное, в польской транскрипции оно будет так, как на буклете общества «Лiра».) Да, так вот, в исполнении лютни solo Пильха пьеса звучит так, как будто по-прежнему звучит целый ансамбль, и все так же в пляс просятся ноги… В целом же -- отличный подарок меломанам, отличный документ сегодняшней бурной творческой жизни Минска! Браво, «Лiра»!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2007 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета