статья

Обложка CD
Серийная концепция

Создать концептуальную и запоминающуюся обложку музыкального альбома в сфере масс-культуры -- дело не только сложное, но и весьма ответственное, поскольку от этого зависит и коммерческий успех продукта, и формирование глобальной идеи национальной дизайн-традиции. Не каждому суждено судьбой стать белорусским Андрусем Вэрхолом. Но, согласитесь, есть у специалистов этой сферы и гораздо более сложные задачи. Как, например, разработка серийных проектов в сфере масс-культа. А таких на белорусском музыкально-издательском фронте тоже было уж немало. Вспомним наиболее яркие.

Дабы не загонять читателя в тупик и подарить ему надежду на светлое будущее, начну свой обзор... с неудач (тогда и завершить удастся отчетливыми успехами). Первая серия, которую... так и не удалось сформировать издателям -- это цикл CD-изданий белорусской аутентичной музыки. Цикл, но не серия: сюда можно включить и материалы фольклорных экспедиций знаменитого музыканта, лидера группы TROITSA Ивана Кирчука (альбом “Століншчына”, Мн., 2005, БМАgroup, дизайн Ю. Павловского и С. Рыбакова), это и тематическая подборка аутентичных записей еще одного известного рок-музыканта, лидера группы UR’IA Юрася Выдронка (альбом “Каляды”, Мн., 2005, БМАgroup по лицензии немецкой фирмы Aria Records F.A., 1999, дизайн З. Герасимовича), это и переиздание эпохального проекта UNESCO Musiques & Musicians du Monde” (альбом “Беларусь. Аўтэнтычны фальклёр Палесься”, Мн., 2005, БМАgroup по лицензии французской фирмы Auvidis, 1981). Все диски по настроению чрезвычайно близки друг другу, но собрать их вместе не каждый и догадается, поскольку в художественном оформлении не было даже стремления подчеркнуть эту близость (а вместе с тем и различия -- в тематике, в сфере происхождения и приложения материала, в глубине его этнического осмысления).

Интересно, что на пресс-конференции, предшествовавшей одной из презентаций этих изданий, Иван Кирчук показывал журналистам европейские издания подобной музыки -- польские, немецкие, французские, итальянские: шикарные обложки типа digipack четко тянутся одна к другой, представляя то фольклор Мазурский, то чудом сохраненные образцы оригинальных тирольских песнопений, то песенные традиции из Баварских либо Саксонских земель. Тем не менее г-н Кирчук высказал тогда огромную благодарность частному лейблу БМАgroup, согласившемуся за свой счет сделать то, что в других странах помогает делать государство.

Чуть далее (но уж очень чуть-чуть) пошли разработчики серии сборников популярной музыки, получившей название “Вольныя танцы”. Дисков здесь уже три, но глядя на них, никто даже и не склонен думать, что это серия: “Слухай сваё”, Мн., 1999; “Новая альтэрнатыва”, Мн., 2000; “Альтэрнатыва_by”, Мн., 2001. Казалось бы, один лейбл (БМАgroup), один дизайнер (Лявон Романчик), но об их родственности подсказывает лишь брэнд в названии серии -- “Вольныя танцы”... Да и то хоть дизайнер придумал специальный легкоузнаваемый логотип, но пользоваться им сам не научился: он то есть (на первом выпуске), то вовсе нет (на третьем), а то просто найти его трудно (на втором). Этакая чересчур стабильная динамика самоуничтожения.

А вот для серии “Беларускі музычны архіў” (самой крупной в Беларуси) логотипа так и не придумали, но характерные элементы оформления так и привлекают внимание тех, кто приобрел хоть один из выпусков этой серии.

Продукт, надо сказать, весьма разнообразный: здесь и классическая музыка (композиторы Станислав Монюшко и Микола Равенский, оперный тенор Михась Забэйда-Сумицкий, певший белорусский репертуар в Берлинской и Харбинской опере, в Пражском национальном театре, штатно работавший даже в миланском La Scala), здесь и бардовская песня (гродненчанин Виктор Шалкевич, нью-йоркский новополочанин Сяржук Соколов-Воюш), и эстрадная музыка на классическую поэзию (Лариса Гениюш, Сергей Новик-Пяюн), а планируется еще и фольклор, джаз и даже рок-музыка.

Креатуру серии “Беларускі музычны архіў” разрабатывали дизайнеры Вадим Шмыгов (его имя находим на обложке CD “Ластаўкі ў стрэсе” М. Забэйды- Сумицкого) и тот же Лявон Романчик (“Нефармальны беларус” С. Соколова-Воюша, “Магутны Божа” Миколы Равенского). А продолжали воплощение концепции Тимофей Невинский (“Добрай раніцы” В. Шалкевича) и Алесь Таболич (“Песьні з-над Нёмна й Дзьвіны” С. Монюшки).

Сколько разных специалистов дизайна? И у каждого свой стиль, свой опыт. Достаточно вспомнить, что Л. Романчик ранее был более замечен в оформлении поп-изданий, а г-н А. Таболич -- метал-проектов. Да и сам он -- известный музыкант группы ZNICH. Учитывая столь разный послужной список, можно было ожидать, что и эта серия развалится, но нет ведь: гляньте хотя бы на пару последних образцов этого концепта, дабы убедиться, что удачную идею не испортят даже старания сотен дизайнеров. Главное, чтобы была четкая инициатива издателя.

Пожалуй, этой инициативы как раз не хватило издателям, когда, задумав серию аудио-энциклопедий различных рок-стилей, они подпали под тотальный прессинг экстрим-тусовки, из-за чего серия со временем превратилась в тотальную метал-лекцию (она теперь даже так и называется Metallection). А задумывалось все более основательно и разнообразно: первым был диск Hard Life -- Heavy Music, посвященный -- нетрудно догадаться -- стилю hard’n’heavy, исполняемому музыкантами из Беларуси, Польши, Голландии на белорусском языке (Мн., 2001, БМАgroup, дизайнер П. Ермак по рисунку того самого А. Таболича). Через год наступила очередь оттянуться поклонникам весьма популярного музыкального направления хардкор -- “Hardcoreманія: чаду!” (Мн., 2002, БМАgroup, дизайнеры Д. Русак и П. Ермак). Естественно, здесь была своя символика, своя цветовая гамма, свое шрифтовое воплощение музыкальной стилистики, но структура размещения логотипов, обозначения исходных данных и издательских реквизитов подчеркивала аккурат принадлежность данного диска к определенной серии: в коллекциях меломанов нередко эти стилистически разные диски стоят рядом.

Это обстоятельство учли и А. Плесанов с так называемым Timo -- дизайнеры аудио-томика, посвященного в этой серии стилю hip-hop, базирующемуся на ритмичных рэп-читанках (“Пасадзіў DEAD RAPку/Rap Not Dead”, Мн., 2004, БМАgroup). И хоть было дело, что рэперы сетовали на наличие панковского лозунга в заглавии CD, но ведь поди его теперь найди в магазинах. Значит, идея оправдала себя!

Издательских идей в сфере масс-культуры существует теперь немало: есть надобность в разработке концептуальной креатуры белорусской детской аудио- энциклопедии, продолжается историческая серия “Легенды Вялікага Княства”, дизайн которой разработан Змитром Герасимовичем, планируются стилистические томики, посвященные белорусскому панку, белорусскому рэгги, белорусскому блюзу. Пожалуй, есть, где воплотить свои творческие потенциалы белорусским дизайнерам, желающим связать свою судьбу с набирающим разбег возрождением национальной масс-культуры.



Витаут МАРТЫНЕНКА vmartynenka@gmail.com

© 2007 Музыкальная газета